Основные подходы к отбору содержания общего среднего образования.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные концепции содержания образования. Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения целей обучения, содержание должно отображать как текущие, так и перспективные потребности общества. Содержание было и остается предметом острой идеологической борьбы – распространять влияние на школу, а через нее и на общество. На формирование содержания влияют следующие системы:
Иконка файла материала Основные подходы к отбору содержания общего среднего образования.doc
Основные   подходы   к   отбору   содержания   общего   среднего   образования.   Современные   концепции содержания образования. Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств.  Под содержанием  понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения целей обучения, содержание должно отображать как текущие, так и перспективные потребности общества.  Содержание было и остается предметом острой идеологической борьбы – распространять влияние на школу, а через нее и на общество. На формирование содержания влияют следующие системы: Общественные потребности Цель Наука Культура Техника Содержание образования Личные потребности Возможности Природа Система  потребностей  –   социальные   и  личные  –   как   наилучшим   образом соединить   общественные  и  личные интересы, сделать образование личностно значимым. Система научных достижений – исследования в области научных достижений в содержании, показали, что период времени   между   новым   достижением   и   началом   его   систематического   изучения   в   школе   неуклонно   сокращается. Например: если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, изучение Дарвина – 56 лет,   то   с   транзистором   школьники   познакомились   уже   через   10   лет   после   его   изобретения;   синтезом   инсулина, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, космической биологией – через 4 – 5 лет. Система возможностей – учет возрастных возможностей обучения, с которыми необходимо считаться. Например: в   70­е   годы   совершенствование   содержания   решали   путем   введения   в   школьные   программы   сложных   разделов, изучавшиеся ранее в старших классах, вузах не увенчалось успехом. Доказано: запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее, другое дело осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный уровень развития. Общие принципы формирования содержания. 1. 2. 3. Гуманистичность Научность. Последовательность   планирование   содержания   по   предшествующее.  Историзма – содержание в развитии во времени, в пространстве. Систематичность – изучение содержания в системе (МПС, ВКС, МКС). Связи с жизнью – действенность, изучаемых знаний, умений.   Соответствие возрастным особенностям (если материал слишком легок, то и знание и познание силы растут медленно). Доступность.   линии,   где   новое   знание   опирается   на     4. 5. 6. 7. 8. Линейная – отдельные части учебного материала неразрывно связаны  между собой в звенья, прорабатываемых за Структура изложения содержания. время школьного обучения только один раз (при изложении истории, литературы, музыки и т.д.). Концентрическая предполагает возвращение к изученным знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями (физика, химия, биология). Спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов (концентрическая структура), нет одноразовости (линейная структура) (общественные, педагогические, технические науки). Составители учебных книг сегодня используют возможности смешанной структуры (комбинация из всех 3­х).  При выборе структуры содержания учитываются:  ­ ­ цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, возможности и особенности групп учащихся. ­ ­ Содержание учебного процесса определяется: 1. ­ ­ ­ ­ ­ ­ Учебными планами – это сертификат учебного заведения, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул. полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе, количество часов в неделю на изучаемый предмет, структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п. В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели. Он разрабатывается с учетом закономерности учебно­воспитательного процесса, санитарно – гигиенических требований. Предметы делятся на обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и утверждаются центральным органом просвещения.На основе учебного плана составляются: 1. Учебные программы по всем предметам. Она содержит: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения), тематическое содержание учебного материала, ориентировочное количество времени на изучение, перечень основных мировоззренческих вопросов, указания к реализации МПС и МКС, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, рекомендуемая литература, В настоящее время вводятся дифференцированные программы с учетом интересов и возможностей школьников. Решение об их введении принимают школьные советы (углубленное или облегченное изучение предмета). Содержание образования подробно раскрывается в: 1. Учебной литературе – учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради рабочие и т.п.  Требования к учебнику;  ­ ­ ­ ­ ­ ­ все требования к содержанию;  интересным, доступным, хорошо иллюстрируемым, стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки), параллельные учебники – выбрать лучшее. Функции учебника: а) Мотивационная – создание стимулов для их изучения, интерес, позитивные отличия, б) Информационная – расширять объем знаний. в) Контрольно – корректирующая – возможность проверки, самооценки и коррекции результатов обучения, выполнения тренировочных упражнений. В настоящее время появляются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты (особенно для образного  изложения материала), компьютерные обучающие программы (для знаний имеющих логическую структуру,  тренировочные упражнения, контроля и коррекции знаний).