Современные концепции содержания образования. Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения целей обучения, содержание должно отображать как текущие, так и перспективные потребности общества.
Содержание было и остается предметом острой идеологической борьбы – распространять влияние на школу, а через нее и на общество.
На формирование содержания влияют следующие системы:
Основные подходы к отбору содержания общего среднего образования. Современные концепции
содержания образования.
Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие
знания отобрать из всех богатств. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в
определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения целей обучения, содержание должно отображать
как текущие, так и перспективные потребности общества.
Содержание было и остается предметом острой идеологической борьбы – распространять влияние на школу, а
через нее и на общество.
На формирование содержания влияют следующие системы:
Общественные потребности
Цель
Наука
Культура
Техника
Содержание образования
Личные потребности
Возможности
Природа
Система потребностей – социальные и личные – как наилучшим образом соединить общественные и личные
интересы, сделать образование личностно значимым.
Система научных достижений – исследования в области научных достижений в содержании, показали, что период
времени между новым достижением и началом его систематического изучения в школе неуклонно сокращается.
Например: если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, изучение Дарвина – 56
лет, то с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения; синтезом инсулина,
исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, космической биологией – через 4 – 5 лет.
Система возможностей – учет возрастных возможностей обучения, с которыми необходимо считаться. Например:
в 70е годы совершенствование содержания решали путем введения в школьные программы сложных разделов,
изучавшиеся ранее в старших классах, вузах не увенчалось успехом. Доказано: запомнить ребенок может все, и чем он
моложе, тем больше и быстрее, другое дело осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный уровень
развития.
Общие принципы формирования содержания.
1.
2.
3.
Гуманистичность
Научность.
Последовательность планирование содержания по
предшествующее.
Историзма – содержание в развитии во времени, в пространстве.
Систематичность – изучение содержания в системе (МПС, ВКС, МКС).
Связи с жизнью – действенность, изучаемых знаний, умений.
Соответствие возрастным особенностям (если материал слишком легок, то и знание и познание силы
растут медленно).
Доступность.
линии, где новое знание опирается на
4.
5.
6.
7.
8.
Линейная – отдельные части учебного материала неразрывно связаны между собой в звенья, прорабатываемых за
Структура изложения содержания.
время школьного обучения только один раз (при изложении истории, литературы, музыки и т.д.).
Концентрическая предполагает возвращение к изученным знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько
раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями (физика, химия, биология).
Спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг
связанных с ней знаний. В ней нет перерывов (концентрическая структура), нет одноразовости (линейная структура)
(общественные, педагогические, технические науки).
Составители учебных книг сегодня используют возможности смешанной структуры (комбинация из всех 3х).
При выборе структуры содержания учитываются:
цели обучения,
требования к уровню обученности,
характер и особенности изучаемых знаний,
возможности и особенности групп учащихся.
Содержание учебного процесса определяется:
1.
Учебными планами – это сертификат учебного заведения, определяющий:
продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул.
полный перечень предметов,
распределение предметов по годам обучения,
количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе,
количество часов в неделю на изучаемый предмет,
структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели. Он разрабатывается с
учетом закономерности учебновоспитательного процесса, санитарно – гигиенических требований. Предметы делятся на
обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и утверждаются центральным органом просвещения.На основе учебного плана составляются:
1. Учебные программы по всем предметам. Она содержит:
объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения),
тематическое содержание учебного материала,
ориентировочное количество времени на изучение,
перечень основных мировоззренческих вопросов,
указания к реализации МПС и МКС,
перечень учебного оборудования и наглядных пособий,
рекомендуемая литература,
В настоящее время вводятся дифференцированные программы с учетом интересов и возможностей школьников.
Решение об их введении принимают школьные советы (углубленное или облегченное изучение предмета).
Содержание образования подробно раскрывается в:
1.
Учебной литературе – учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники
задач и упражнений, тетради рабочие и т.п.
Требования к учебнику;
все требования к содержанию;
интересным,
доступным,
хорошо иллюстрируемым,
стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки),
параллельные учебники – выбрать лучшее.
Функции учебника:
а) Мотивационная – создание стимулов для их изучения, интерес, позитивные отличия,
б) Информационная – расширять объем знаний.
в) Контрольно – корректирующая – возможность проверки, самооценки и коррекции результатов обучения,
выполнения тренировочных упражнений.
В настоящее время появляются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты (особенно для образного
изложения материала), компьютерные обучающие программы (для знаний имеющих логическую структуру,
тренировочные упражнения, контроля и коррекции знаний).