ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
муниципальное ОБЩЕобразовательное учреждение «ШКОЛА № 101 города Донецка»
Педагогические чтения
«Основные подходы в обучении и воспитании учащихся согласно новым Государственным образовательным стандартам»
Подготовила:
учитель истории
Гришина Е.А.
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет.
Сегодня о будущем, так или иначе, задумываемся мы все, особенно если это касается наших детей, в частности их образования. Отравляя детей в школу, мы верим, что в процессе обучения они будут получать необходимые знания, всесторонне развиваться, тем самым родители возлагают ответственность за образование своих детей на школу и педагогов. В связи с этим становится необходимым переосмысление современных позиций и ценностей образовательного процесса, разработки нового по духу и букве образовательного стандарта общего образования. Так 2015 году началась разработка нового поколения государственных образовательных стандартов общего образования. В настоящее время они последовательно превращаются из проектов в официальные документы, учебно-методические пособия, которым предстоит определить судьбу Республиканского образования в ближайшие годы. Новизна образовательных стандартов заключается в решении задач духовно-нравственного воспитания школьников. В последние двадцать лет духовно-нравственному воспитанию не уделялось должно внимания, так как образовательные стандарты первого поколения создавались в условиях развала Советского союза, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни, когда с уходом всего советского из системы образования ушла важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание.
А ведь в советское время воспитательной работе отводилась особая роль. Создавались детские организации (пионерские, комсомольские) деятельность, которых была направлена на идейно-политическое воспитание, формирование общественной активности учащихся, воспитание ответственного отношения к учению, повышение качества знаний, развитие творческой способности. Но с наступлением нового времени прежние организации были ликвидированы, и это не могло сказаться на общем отношении к воспитанию.
Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения школьников, на сиюминутные организационные потребности школьной жизнедеятельности. При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с её продуманным содержанием и тактикой претворения в жизнь зачастую отсутствует. А ведь общая целостность образовательного процесса школы с чётко выраженным направлением воспитательной ориентации детей является чрезвычайно важной. И если школа считает необходимым ориентировать это воспитательное направление на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органически включённый в учебно-воспитательный процесс школы. Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначалось в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Для разрешения этих проблем и разрабатывается государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором конечный результат образовательной деятельности нашей школы формируется в портрете будущего ученика - гражданина Донецкой Народной Республики:
● любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
● креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, творчества, труда. Стремящийся к самообразованию.
● способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность.
● осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством.
● уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог.
● осознано выполняющий здоровый образ жизни.
● подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для общества, её нравственные основы.
Новые стандарты открывают перед учителями перспективы профессионального роста, обеспечивают высокую степень свободы, но в то же время значительно усложняют их деятельность, расширяют спектр обязанностей. Образовательные стандарты первого поколения представляли собой, по сути, редуцированную программу и четко предписывали минимум содержания.
В чём же заключается эксперимент по внедрению новых образовательных стандартов в основной школе?
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя и воспитателя, а также использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Педагог теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова. Мы придерживаемся мнения, что педагоги – мобильные люди, они готовы работать по – новому, особенно тогда, когда они видят, что это приносит реальную пользу детям. Осваивая системно - деятельностный метод, педагоги меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение к проблемам на работе, в семье. Они переосмысливают не только свой педагогический, но и жизненный опыт, и освоенный деятельностный инструментарий становится помощником им в работе и в жизни.
Какие же задачи ставит перед нами новый стандарт?
1. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья:
- создать условия для формирования здорового образа жизни, не допускать ухудшения состояния здоровья в период пребывания учащихся в школе.
2. Внедрение принципов личностно ориентированного подхода в обучении:
- овладение всеми учителями эффективными педагогическими технологиями;
- сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов деятельности школьников, перевода учебного процесса в учебно-исследовательское образование.
3. Обеспечение базового и дополнительного образования:
- обеспечить необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникативных технологий;
- дать всем выпускникам школы базовый уровень образования и определенную сумму знаний, направленную на развитие его личности и его познавательных интересов.
- сформировать личность с высоким уровнем культуры, навыками исследовательской работы, готовую к освоению образовательных программ и выбору профессии.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
· личностные результаты обучения;
· метапредметные результаты;
· предметные результаты
На основании вышеизложенного нужно будет в учебном году решить следующие задачи:
1. Обеспечить реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, осуществляющие равные стартовые условия для полноценного развития детей и их успешного обучения в школе.
2. Дальнейшее совершенствование диагностики педагогической успешности, процедур самоанализа и прогнозирование результатов деятельности каждого члена педагогического коллектива.
3. Совершенствование работы методической службы школы, организация работы творческих групп учителей.
4. Расширение участия учителей школы в трансляции опыта работы через создание собственных сайтов, блогов и т.д.
5. Повышение уровня профессиональных компетентностей педагогов путём вовлечения всех участников образовательного процесса в инновационную деятельность.
6. Поиск новых форм работы с «одарёнными детьми», создание комфортных условий работы для данных учащихся.
7. Использовать программно-методическое обеспечение экспериментальной работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников в целях усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения.
Вывод:
Все учителя выполняют с разной степенью задачи, поставленные перед ними в 2018-2019 учебном году. Учителя активно осваивают новые технологии обучения и воспитания, ориентированные на создание адаптивной модели школы. Содержание и методы учебно-воспитательного процесса обогащаются и совершенствуются, инновационный подход является неотъемлемой частью деятельности педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.