ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.
Иконка файла материала Основные показатели творческих способностей.doc
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость   мысли   –   способность   быстро   и   без   внутренних   усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому,   преодолевать   фиксированность   методов   решения,   своевременно отказываться   от   скомпрометированной   гипотезы,   быть   готовым   к интеллектуально,  риску и к парадоксам. Оригинальность   –   способность   к   генерации   идей,   отличающихся   от общепринятых,   парадоксальных,   неожиданных   решений.   Она   связана   с целостным   видением   всех   связей   и   зависимостей,   незаметных   при последовательном логическом анализе. Любознательность   –   способность   удивляться,   любопытство   и открытость ко всему новому. Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту. Смелость   –   способность   принимать   решение   в   ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Являются   ли   эти   показатели   врожденными   или   же   они   могут поддаваться   влиянию   среды?   Один   из   создателей   системы   измерения творческих   способностей   –   Торренс   –   говорил   по   этому   поводу,   чтонаследственный   потенциал   не   является   важнейшим   показателем   будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других   взрослых.   Семья   способна   развить   или   уничтожить   творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она  в  значительной  мере  способствует  (стимулирует) развитию  творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития   гибкости   и   оригинальности   мышления,   способности конкретизировать   и   развивать   как   свои   собственные   замыслы,   так   и предложения других детей. Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности –­ это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам   игровой   процесс.   И   взрослым   остается   лишь   использовать   эту естественную   потребность   для   постепенного   вовлечения   детей   в   более сложные   и  творческие   формы   игровой   активности.  При   этом   очень   важно иметь   в   виду,   что   при   развитии   творческих   способностей   у   детей   более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого­нибудь конкретного результата игры.