Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основными показателями творческих способностей являются беглость
и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий
переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную
в одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она
обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к
другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно
отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к
интеллектуально, риску и к парадоксам.
Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от
общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с
целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при
последовательном логическом анализе.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и
открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный
вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации
неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца,
рискуя личным успехом и репутацией.
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут
поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения
творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, чтонаследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей
творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка
превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и
других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий
потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.
Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в
которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает
условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов,
она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих
способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности
развития гибкости и оригинальности мышления,
способности
конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и
предложения других детей.
Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности –
это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится
сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту
естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более
сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно
иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более
важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление
достичь какогонибудь конкретного результата игры.