Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер, а также наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта.
Основные предпосылки возникновения неврозов у детей
Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе
множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это
инициирующая психологическая травма или длительно действующие
стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма;
особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер, а
также наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта.
Часто среди дилетантов, а иногда и от не слишком квалифицированных
психологов можно услышать упрощенное толкование механизмов развития
невроза, практически ограничивающееся первым пунктом вышеприведенного
списка, т. е. психотравмирующей ситуацией. У ребенка невроз, потому что его
отдали в ясли, или потому что он долго лежал в больнице и перенес тяжелую
операцию и разлуку с родными. Или (и это встречается еще чаще) невроз
ребенка объясняется тем, что в семье сложные отношения между родными,
часто бывают скандалы, папа приходит домой пьяным и т. д.
Отдают в ясли множество детей, многие дети тяжело болеют и лежат в
больницах, и, к сожалению, в огромном числе семей эмоциональная обстановка
далека от стабильности и благополучия. Да и вообще, если взглянуть на
обстоятельства трезво, то любой из пунктов приведенного выше списка
встречается в жизни чуть ли не на каждом шагу. В чьей жизни не было
психотравмирующих ситуаций (особенно подобных вышеописанным)? Кто может
поручиться за исключительную силу своих психологических защит и утверждать,
что они нигде и никогда не дают сбоев? У какого человека нет никаких
внутренних конфликтов между осознаваемой и неосознаваемой частью психики?
Но невроз развивается далеко не у всех. Почему? И кто же подвержен
наибольшему риску? Возможно ли это определить заранее — так, как
практические врачи определяют группы риска по развитию заболеваний сердца,
желудка, развитию сахарного диабета? Ведь, предвидя и зная, куда
«подстелить соломки», гораздо легче предотвратить нежелательное развитие
любых событий (в нашем случае — развитие невроза). Отчасти подобное
предвидение возможно.
Невроз, как и любое другое тяжелое заболевание, редко развивается на пустом
месте. Так же, как и всем другим серьезным расстройствам функционирования
организма (инфаркт, онкологические заболевания, язва желудка), ему
предшествуют расстройства менее серьезные, как бы предвестники. Такие
предвестники известны врачам практически для всех распространенных
заболеваний. Изменение кислотности и гастрит (предвестник язвы желудка),
ишемическая болезнь сердца и другие нарушения его функции (предвестник
инфаркта), состояние «предрака» (предвестник онкологических заболеваний) —
все это серьезные поводы для тревоги и немедленного начала лечения. Если
лечение правильно, своевременно и эффективно, то страшный исход, как
правило, удается предотвратить.
Все это верно и для невроза. Выделяют так называемое пред неврозное
состояние и даже предневрозный характер. Что же это такое?
Предневрозный характер формируется из более или менее полного сочетания
следующих черт:
— ребенок мнителен, робок, не уверен в себе;
— как следствие этого, не доверяет другим;но это активность тревожная,
— ребенок чрезмерно зависим от значимых лиц, перекладывает на них всю
ответственность за свою жизнь и поступки;
— он тревожен, предрасположен к перестраховкам;
— чрезмерно внушаем;
— ребенок малоактивен, опаслив, избегает игр со сверстниками или, наоборот,
повышенно активен,
с элементами
демонстративности;
— обидчив, постоянно ждет насмешки, нападения;
— склонен долго и тяжело переживать собственные неудачи и вообще все
события своей жизни и жизни семьи. И радость, и горе легко выбивают его из
равновесия.
С формирования такого характера и начинается путь ребенка к неврозу. Если
среди вышеописанных черт преобладает педантичность, обостренный инстинкт
самосохранения, боязливость, тревожность и мнительность, и при этом ребенок
внимателен к мелочам, дотошен и рассудителен, то, скорее всего, у данного
ребенка разовьется невроз навязчивых состояний.
Если ребенок легко сдается перед трудностями, мнителен, робок, с
удовольствием играет роль «больного и слабого» — то здесь наблюдается явная
предрасположенность к заболеванию неврастенией.
Если же мы имеем дело с ребенком эгоистичным, с демонстративным, часто
инфантильным поведением, если ребенок легко внушаем, капризен, вечно
недоволен окружающими, постоянно требует повышенного внимания к своей
особе, то такого ребенка, скорее всего, ожидает заболевание истерическим
неврозом.
Понятно, что при наличии у ребенка предневрозного характера родителям
целесообразно обратиться к специалисту (психологу или психоневрологу), с тем
чтобы вовремя откорректировать имеющиеся нарушения.
Как вы уже, несомненно, поняли, заболевают неврозом и дети, и взрослые. Но
хотелось бы отметить, что неврозы, возникающие в детском возрасте,
отличаются некоторым своеобразием. Это своеобразие заключается в том, что у
детей достаточно часто наблюдаются так называемые моносимптомные неврозы,
из самого названия которых явствует, что их клиническая картина проявляется
всего одним, как правило, достаточно ярким симптомом. Иногда этот симптом
выглядит изолированным и непонятным и только глубокий анализ анамнеза
ребенка и семейной ситуации позволяет выявить все компоненты заболевания
неврозом. К таким неврозам относятся невротическое заикание, тики,
расстройства сна и аппетита, невротические энурез и энкопрез (недержание
мочи и кала), патологические привычки, такие как сосание пальца, кусание
ногтей и ногтевых валиков, онанизм, выдергивание бровей, ресниц и т. д.