До того как мы приступим к подробному разбору каждого из пяти этапов, нелишне дать общее представление об основных процессах мышления. Эти процессы происходят на каждом этапе, поэтому неплохо предварительно рассмотреть их.
Основные процессы, протекающие в мышлении, которые мы с вами рассмотрим:
Я понимаю, что на эти предметы можно смотреть по-разному. Каждая из этих широких областей может быть разбита на более мелкие, которые могут претендовать на право считаться самостоятельным базовым процессом. Ради простоты я выделил только эти основные процессы.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ
До того как мы приступим к подробному разбору каждого из пяти этапов,
нелишне дать общее представление об основных процессах мышления. Эти
процессы происходят на каждом этапе, поэтому неплохо предварительно
рассмотреть их.
Основные процессы, протекающие в мышлении, которые мы с вами
рассмотрим:
1. От общего к частному.
2. Планирование.
3. Привлечение внимания.
4. Узнавание.
5. Движение.
Я понимаю, что на эти предметы можно смотреть по-разному. Каждая из
этих широких областей может быть разбита на более мелкие, которые могут
претендовать на право считаться самостоятельным базовым процессом. Ради
простоты я выделил только эти основные процессы.
ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
Представьте близорукого человека, который впервые увидел кота. Из-за
плохого зрения он видит кота очень расплывчато, и для него это просто
«какое-то животное». По мере того как кот к нему приближается, постепенно
выступают детали, и в конце концов человек видит четкий образ кота.Представьте теперь двух ястребов. У одного отличное зрение, а у другого
— плохое. Оба питаются лягушками, мышами и ящерицами. С огромной
высоты ястреб с острым зрением может разглядеть лягушку. Он бросается
вниз и съедает ее. Благодаря своему отличному зрению этот ястреб может
питаться одними лягушками и забыть о мышах и ящерицах.
Однако ястреб с плохим зрением не может себе этого позволить. Он
вынужден выработать общее понятие «небольших движущихся предметов». И
стоит ему увидеть маленький передвигающийся предмет, как он тут же
стрелой несется вниз. Иногда ему попадаются лягушки, иногда мыши, иногда
ящерицы — могут попасться и детские игрушки.
Большинство людей не раздумывая сочтут лучшим ястреба с хорошим
зрением, но, возможно, они не совсем правы. Если вдруг вымрут лягушки, то
за ними умрет и первый ястреб, а второму удастся выжить. Это объясняется
тем, что второй ястреб с плохим зрением обладает приспособляемостью. Она
выработалась благодаря созданию общего, широкого и размытого понятия о
«небольших движущихся предметах».
Нескольким студентам, изучающим электронику, предложили дополнить
очень простую схему. Девяносто семь процентов жаловались на отсутствие
нужных проводов для завершения схемы. И только три процента справились с
заданием. Тем девяноста семи процентам, которые не справились с заданием,
нужен был провод, а так как его не было, они не смогли выполнить задание. У
трех процентов, которым удалось справиться с заданием, было обобщенное,
расплывчатое понятие о «соединительном звене». Провода под руками не
оказалось, но они попытались найти другое соединительное звено. Для того
чтобы завершить схему, они воспользовались отверткой.
Большинство достоинств человеческого ума как мыслительной машины
проявляются в результате дефектов в информационной машине. Так как мозг
не может быстро сформировать четкий, подробный образ, у нас всегда есть в
запасе множество общих, размытых образов, становящихся понятиями. Эти
объемлющие, общие и размытые образы чрезвычайно полезны для мышления.
Сравните две следующие просьбы:
• «Мне нужно немного клея, чтобы скрепить эти две деревянные
пластины».
• «Мне нужно каким-то образом скрепить эти две деревянные пластины».
Первая просьба очень специфична. Если нет клея, то выполнить задачу
невозможно. Может оказаться и так, что клей есть, но не подходит для
склеивания этих двух деревянных пластин.
Вторая просьба подразумевает несколько альтернативных способов
скрепления двух деревянных пластин: клей, гвозди, болты, скобы, веревка и
т. д. Это помогает приспособиться на тот случай, если нет клея, и позволяет
рассмотреть другие возможности.Хорошие мыслители обладают этой способностью переключаться с
частного на общее, с конкретного на абстрактное — и затем обратно.
Когда мы ищем решение проблемы, нам часто приходится начинать с самых
абстрактных понятий.
«Нам нужно каким-то образом прикрепить это к стене».
И только потом мы начинаем сужать абстрактное понятие до конкретного.
В конце концов мы можем «делать» только конкретные вещи. Но
абстрактные, размытые понятия расширяют круг поисков, позволяя нам быть
более гибкими и оценивать различные варианты.
Способность двигаться от частного к общему иногда называется
абстрагированием — термин, который больше запутывает, чем помогает.
Проходя пять этапов мышления, вы увидите частые изменения от
абстрактного к конкретному и обратно.
В мышлении нас всегда просят быть точными. Но это та область, где можно
и нужно пытаться смотреть на вещи в общем и размыто. Естественно, вы
должны смотреть «расплывчато» в нужном направлении. Если вы пытаетесь
найти «какой-нибудь способ, чтобы прикрепить что-нибудь к стене», то вряд
ли будет уместно искать «какой-нибудь способ, чтобы поджарить яйцо».