Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.Русская литература XIX века
в контексте мировой культуры.
Презентация содержит наглядный (фотографии, иллюстрации, схемы, таблицы) и основной литературные направления, течения, биографии, исторические факты) материал, который можно использовать для вводной лекции в 9 или 10 классах.
Введение.
Русская литература XIX века
в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской
литературы XIX века.
До безумной гордости
волнует не только
обилие талантов,
рожденных в России в
19 веке, но и
поражающее
разнообразие их.
М
Горький
• Как вы понимаете слова М.Горького?
• О каких талантливых писателях и
поэтах говорит М.Горький?
• Задание.
• Вспомните и назовите наиболее
значимые произведения, созданные в
18 и начале 19 века.
26.01.17
3
• Трудны и жестоки были условия, в которых
развивалась передовая русская
литература. Крепостнический строй
накладывал свой отпечаток на все
области русской жизни. В стране царил
тяжелый политический гнет. Царская
цензура беспощадно подавляла свободное
слово. Величайшие деятели русской
литературы подвергались
преследованиям, многие из них кончили
свою жизнь трагически.
26.01.17
• Тем не менее русская литература
•
достигла в XIX в. изумительно яркого
расцвета и заняла одно из первых
мест в Европе.
Крепостнический режим вызывал
недовольство широких крестьянских
масс. В течение всего XIX в. в России
зрела могучая демократическая
революция.
• Лучшие произведения русской
литературы и искусства возникли на
гребне этого демократического
подъема; в них косвенно, а иногда
и прямо отразилось
недовольство народных масс, их
возмущение крепостным гнетом.
26.01.17
5
• Русская литература росла в напряженной идейной
борьбе. Прогрессивные писатели и художники,
одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную
борьбу с литераторами реакционномонархического, а
потом и буржуазнолиберального направления,
защищавшими современный им общественный строй
или склонными его лишь слегка реформировать.
Декабристы
на Сенатской
площади.
26.01.17
• Литература играла огромную роль в развитии передовых
идей, была той сферой, в которой особенно сильно и
энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У
народа, лишенного общественной свободы, литература—
единственная трибуна, с высоты которой он заставляет
услышать крик своего возмущения и своей совести»,—
писал Герцен.
26.01.17
Русские художники не
были отделены от того, что
происходило за рубежом.
Они откликались на
общественные события
Западной Европы, усваивали
передовые достижения
искусства и литературы.
Необычайная интенсивность и
быстрый рост русской
культуры привели к тому, что
течения, развивавшиеся в
литературе и искусстве
Западной Европы на
протяжении нескольких
столетий, существовали в
России одновременно,
переплетаясь друг с другом.
Э. Мане. Портрет Эмиля Золя
26.01.17
Классицизм, нашедший
совершенное выражение в
различных сферах русского
искусства, развивался
параллельно с романтическим
направлением, и вместе с тем
уже в 20е годы в России
определялись черты реализма,
который стал ведущим
течением литературы XIX
столетия.
Отечественная война 1812 г.
и связанный с ней
патриотический подъем дали
мощный толчок развитию
русской национальной
культуры. Наиболее
образованным сословием в
России было тогда дворянство.
Большинство деятелей культуры
этой поры— выходцы из дворян
или люди, так или иначе
связанные с дворянской
культурой.
26.01.17
• В начале XIX в. литература становится
ведущей областью русской культуры, чему
способствовала прежде всего ее тесная
связь с прогрессивноосвободительной
идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его
«Послание в Сибирь» декабристам и
«Ответ» на это послание декабриста
Одоевского, сатира Рылеева «К
временщику» (Аракчееву), стихотворение
Лермонтова «На смерть поэта», письмо
Белинского к Гоголю являлись, по сути
дела, политическими памфлетами, боевыми,
революционными призывами,
воодушевлявшими передовую молодежь.
Дух оппозиционности и борьбы, присущий
произведениям прогрессивных писателей
России, сделал русскую литературу той
поры одной из активных общественных сил.
26.01.17
•
• В формировании русской национальной культуры
все более активно участвует интеллигенция,
первоначально составлявшаяся из образованных
людей двух привилегированных сословий —
духовенства и дворян. Если в XVIII — первой
половине XIX в. ведущая роль в культуре
принадлежит дворянской интеллигенции, то
во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав
разночинной интеллигенции (особенно после отмены
крепостного права) вливаются выходцы из крестьян.
В целом к разночинцам относились образованные
представители либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а
к чиновничеству, мещанству, купечеству и
крестьянству. Это объясняет такую важную
особенность культуры России XIX в., как начавшийся
процесс ее демократизации. Увеличивается число
писателей, поэтов, художников, композиторов,
ученых из непривилегированных сословий, в
частности из крепостного крестьянства, но
преимущественно из среды разночинцев.
26.01.17
Разночинец
• Даже на фоне всей богатейшей мировой
классики русская литература прошлого века —
исключительное явление. Можно было бы
сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно
выделяющемуся на усыпанном звездами небе,
если бы некоторые из писателей, составивших
ее славу, не походили скорее на ослепительные
светила или на самостоятельные «вселенные».
Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова,
Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу
же вызывают представления об огромных
художественных мирах, множестве идей и
образов, которые посвоему преломляются в
сознании псе новых и новых поколений
читателей. Впечатления, производимые этим
«золотым веком» русской литературы,
прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее
«необыкновенном внутреннем единстве и
целостности», «тесной сплоченности ее рядов,
непрерывности ее традиций».
26.01.17
12
• «Все мы вышли из
«Шинели»
Гоголя», —
образно заметил
Достоевский,
характеризуя
влияние Гоголя па
развитие русской
литературы.
В начале XX в. Гоголь получает
всемирное признание и с этого момента
становится действующей и все более
возрастающей величиной мирового
художественного процесса, постепенно
осознается глубокий философский
потенциал его творчества.
26.01.17
Конец дворянского периода освободительного движения,
и начало разночинского, буржуазнодемократического, не
могли не оказать серьезного влияния на развитие русской
демократический лагерь литературы. Она сделала
решительные шаги по пути демократизации, приближения к
боевым и актуальным вопросам общественной жизни.
Окончательное размежевание либеральной и демократической
тенденций в русском общественном движении привело к
перегруппировке сил и в литературе.
26.01.17
14
Писатели сотрудники
журнала
"Современник".
В 50е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя
крупнейших демократических и либерально настроенных
писателей. К концу 50х годов писатели умеренного направления
окончательно порывают с журналом, и он становится органом
революционной демократии. Идейным руководителем журнала
стал Чернышевский. Революционнодемократический лагерь в
литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов,
СалтыковЩедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к
либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее
значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако
назревшая необходимость буржуазнодемократических
преобразований и наличие демократического подъема в стране
помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем
творчестве глубину и силу социальной критики.
Н.А.Некрасов
редактор
журнала
"Современник".
Литературный
журнал
«Современник»
26.01.17
Основные события 19 века
1825
18531856
1861
1881
1894
Восстание
декабристов
Крымская
война
Отмена
крепостного
права
Гибель
Александра
II
Начало
правления
Николая II
Правление Николая I
Правление
Александра
II
«Глухие» 80е
Основные темы русской литературы
XIX века
1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы?
Что с нами происходит?»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто
виноват?»
И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров
«Обломов», М.Е.СалтыковЩедрин «Губернские очерки»
1861 – 1881 – основной вопрос: «Что
делать?»
Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»
Социальнополитическая борьба во
второй половине 19 века
Революционеры
демократы
Выступали против:
самодержавия;
религии;
крепостничества
Народники
Защищали:
самодержавие;
православие;
крепостничество
Отстаивали:
верность принципам
самодержавия, но не принимали
николаевскую деспотию
Западники
Стремились:
к освобождению
крестьян;
к введению
республики
Славянофилы
Революционеры
демократы
Западники
Славянофилы
Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в
коренных изменениях»
Как их проводить?
Революционеры
демократы
Западник
и
Славянофилы
Спасение России
только в революции
России необходимы реформы
сверху, без революции
В литературе общественнополитическое
противостояние нашло отражение в борьбе
двух направлений:
Критический реализм
«натуральная школа»
«чистое искусство»
«Период с 1856 года по 1880
год – время величайших
достижений русского
критического реализма 19
века» (Д.Д.Благой)
Теоретики «чистого
искусства» романтизировали
возвышенное и прекрасное,
противопоставляли «вечное»
в искусстве «злободневному»,
призывали быть далёкими от
«житейского волненья»
Писатели демократических
убеждений сгруппировались
вокруг журнала
«Современник»
Основные проблемы в литературе 19 века
добро и зло;
вина и наказание;
мир и война;
энергия человека и его бездействие;
мудрость и легкомыслие;
любовь и отчуждение;
деспотизм и рабство;
труд и праздность;
тело и душа;
вера и скепсис.
романтизм
реализм
классицизм
Основные
направления
в литературе
1й половины
XIX века
предромантизм
жанр повести
(А. А. Бестужев
Марлинский, В. Ф.
Одоевский);
сентиментализ
м
исторически
й роман (А. С.
Пушкин, Н. В.
Гоголь).
Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей
социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит
вечные проблемы человеческого существования. Литература этого
периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе
истории, когда на попрании религиозных истин возникла
фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в
возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены.
Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький
опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем
задуматься.