Как всякий ор¬ганизованный процесс, семей¬ное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. По¬скольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отноше¬нии воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Сле¬довательно, главную цель воспита¬ния детей в семье составляет всесто¬роннее развитие личности, сочета¬ющей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетичес¬кое воспитание.
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготов¬ка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физичес¬ким трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как прави¬ло, доброжелателен к окружа¬ющим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает
определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе
интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще
всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также
являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет
всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как
физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его
физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости.
Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и
физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило,
доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам
стремится все делать красиво.
В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с раннего
детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их в различные подвижные игры,
спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать
ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек
(курение, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.). И во всем этом
главное — пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь
получится чтото хорошее. Парнишка, пока мал, будет курить тайком, а потом — и не боясь.
Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие.
Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного
воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование
и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяс
нения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения,
служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится
школьником, долг родителей — создать надлежащие условия для его продуктивных занятий,
тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное
развитие любознательности и пытливости, самостоятельности мышления, ориентировка на
непрерывное образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической
печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий детей в предметных и
других кружках в школе или внешкольных учреждениях — с учетом их интересов, склонностей и
состояния здоровья.
Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в
повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с
поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образомпостигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся
проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления
ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное
воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству,
гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют
большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация
всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная
практика надлежащего поведения.
Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит
трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и
возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх
имитируют различные виды труда. Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к
трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные
формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными
трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества,
ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде — все это
весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем
обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.
Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях
семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими
сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и
ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих
целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание
музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев,
выставок, экскурсии по родным местам и многое другое. Задача семьи — воспитывать не только
потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех
возможных областях и сферах.
У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать
особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это
конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным
представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое
изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и
способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только
тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и
плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее
позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные
черты.
В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим
вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, вшколе — в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит
свободное время, с кем дружит, в какие игры играет — ответы на эти и подобные вопросы
родители должны знать. На какието вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей
может быть и необъективной, неверной. Доверие — вот главная линия поведения отца и матери.
Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.