Поурочное планирование
по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 4 класс
авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
Учитель: Павина А.В,
Средствами учебника решаются основные задачи реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;
3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.
В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:
1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).
2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России»).
3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).
Отличительные черты учебника:
– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться»;
– установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»;
– отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);
– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).
I четверть
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание |
Примечания |
|
|
Россия – страна, объединившая народы (8ч) |
|
|
1. |
|
Россия – многонациональная держава. |
Стр. 3-8 |
|
2. |
|
Как все начиналось. Древняя Русь. |
Стр. 9-16 |
|
3. |
|
Как всё начиналось. Народы Поволжья. |
Стр. 17-23 |
|
4. |
|
Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа. |
Стр. 24-28 |
|
5. |
|
Как всё начиналось. Народы Сибири. |
Стр. 29-32 |
|
6. |
|
Как всё начиналось. Народы Сибири. |
Стр. 32-39 |
|
7. |
|
Русский язык – государственный язык России. |
Стр. 40-42 |
|
8. |
|
Когда люди объединяются. |
Стр. 43-48 |
|
II четверть
|
|
Многообразие культур народов России (14ч) |
|
|
1. |
|
Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. |
Стр. 50-53 |
|
2. |
|
Заглянем в бабушкин сундук. |
Стр. 54-59 |
|
3. |
|
Приглашаем к праздничному столу. |
Стр. 60-66 |
|
4. |
|
Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. |
Стр. 67- 71 |
|
5. |
|
Войдём в православный храм. |
Стр. 72-77 |
|
6. |
|
Войдём в буддийский храм. |
Стр. 78-81 |
|
7. |
|
Войдём в мечеть. |
Стр. 82-84 |
|
8. |
|
Войдём в синагогу. |
Стр. 85-87 |
|
III четверть
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание |
Примечания |
1. |
|
Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. |
Стр. 88-90 |
|
2. |
|
Этот весёлый праздник Новый год. |
Стр. 91-92 |
|
3. |
|
Рождество. Пасха. |
Стр. 93-95 |
|
4. |
|
Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. |
Стр. 96-98 |
|
5. |
|
Шмуэль-тряпичник. Пурим. |
Стр. 98-101 |
|
6. |
|
Праздник Весак. |
Стр. 101-103 |
|
|
|
Что объединяет разные народы (13ч) |
|
|
7. |
|
Как возникли правила. |
Стр. 105-106 |
|
8. |
|
Как возникли правила. |
Стр. 107-108 |
|
9. |
|
Будь милосерден и добр |
Стр. 108-111 |
|
10. |
|
Кирилл Белозерский |
Стр. 111-113 |
|
11. |
|
«Кто есть ближний?» Милосердная Руфь. |
Стр. 113-114 |
|
IV четверть
1. |
|
Чудо Георгия о змии. |
Стр. 115-119 |
|
2. |
|
Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). |
Стр. 119-124 |
|
3. |
|
Будь щедрым, довольствуйся малым. |
Стр. 124-129 |
|
4. |
|
Что дороже? (осетинская сказка). |
Стр. 129-132 |
|
5. |
|
Не завидуй. |
Стр. 132-136 |
|
6. |
|
Не предавай. |
Стр. 136-138 |
|
7. |
|
Будь терпим, умей прощать. |
Стр. 139-144 |
|
8. |
|
Будь честным |
Стр. 144-151 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.