Основы планирования
План
1. Сущность и преимущества планирования
2. Типы планов
3. Цели как основа планирования
Содержание лекции
1. Планирование представляет собой процесс, в ходе которого определяются основные цели и способы, с помощью которых их можно достичь с максимальной эффективностью.
Преимущества планирования:
o позволяет определить направление деятельности компании,
o позволяет снизить влияние на организацию изменений во внешней среде,
o помогает избегать потерь и нерационального расходования времени и ресурсов
o позволяет установить конкретные стандарты и нормы для контроля над ходом работ.
2. Типы планов:
I. В зависимости от широты охвата выделяют:
- стратегические планы –– охватывают длительный период времени (обычно не меньше трех лет) и обширный спектр проблем и включают формулировку целей;
- операционные планы –– составляются на более короткие периоды времени, сосредоточены на деталях и основаны на заранее намеченных целях.
II. По характеру:
- общие планы –– гибкие планы, устанавливают основные руководящие принципы будущей деятельности организации. Общие планы предпочтительнее, чем конкретные, в тех случаях, когда высока степень неопределенности внешней среды либо организация находится в стадии становления или спада своего жизненного цикла;
- конкретные планы –– планы, которые составляются предельно точно и детально и не оставляют возможности для ошибочной интерпретации их в будущем.
III. В зависимости от частоты использования выделяют:
- одноразовые планы — это планы, специально разрабатываемые для удовлетворения потребностей конкретной ситуации и в ответ на незапрограммированные решения менеджеров.
- постоянные планы — это планы на продолжительное время, которые обеспечивают направляющие принципы для действий, неоднократно выполняемых в организации, и разрабатываются в качестве реакции на незапрограммированные решения, принимаемые менеджерами.
Факторы, влияющие на процесс планирования:
- уровень, на котором работает менеджер в организации;
- степень неопределенности внешней среды;
- продолжительность будущих обязательств –– в основе концепции обязательств лежит тот факт, что менеджер должен планировать деятельность организации или ее подразделения на такой период времени, чтобы можно было гарантировать выполнение принятых на момент планирования обязательств.
3. Определение целей чрезвычайно важно для планирования, поскольку благодаря ему указывается направление для всех управленческих решений и формируются критерии, с помощью которых можно оценивать фактический ход работы. Цели, заявленные организацией, могут не совпадать с ее фактическими целями, потому что руководство компании часто стремится сказать людям именно то, что они хотят услышать; кроме того, проще установить набор постоянных понятных целей, чем объяснять множество целей.
При традиционном подходе к назначению целей они устанавливаются на верхнем уровне организации, после чего разбиваются на подцели для каждого последующего уровня. Если же в организации используется метод МВО (управление по целям), конкретные рабочие цели совместно определяются руководителями и их подчиненными, процесс их достижения периодически оценивается, и вознаграждение распределяется на основе этих оценок. При таком методе управления цели используются не только в качестве механизмов контроля, но и для мотивации сотрудников
Таблица 2.1. Этапы типичной программы МВО |
1. Формулировка общих целей и стратегии организации 2. Распределение основных целей среди отдельных единиц и подразделений организации 3. Совместная разработка менеджерами подразделений со своими руководителями конкретных целей для своих подразделений 4. Коллективная разработка отдельных целей для каждого сотрудника отдела 5. Разработка планов действий для достижения целей и согласование их между менеджерами и подчиненными 6. Внедрение планов действий 7. Периодический пересмотр процесса движения к целям и обеспечение обратной связи о ходе работ 8. Подкрепление успехов в достижении целей вознаграждениями, распределяемыми на основе показателей производительности труда |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.