Основы православной культуры. Тема урока: "Монастыри как центры православной культуры"
Оценка 4.7

Основы православной культуры. Тема урока: "Монастыри как центры православной культуры"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
09.09.2020
Основы православной культуры. Тема урока: "Монастыри как центры православной культуры"
Урок общеметодологической направленности.
Разработка урока по теме Монастырь.docx

МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Основы православной культуры
 

 

 

 


                  

 

 

Тема урока:   

«Монастыри как центры православной культуры»

 

 

 

 

                                           Учитель начальных классов:

                                                                                    Горбунова Галина Николаевна

                    

 

                                     

                                     


 

Организационная информация

Предмет

Основы православной культуры

Тема

Монастырь

Класс

Автор урока

Горбунова Галина Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа» Ступинского района Московской области

Методическая информация

УМС

Образовательная система «Школа 2100»

Учебник

“Основы православной культуры”, автор А. В. Кураев

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цели урока

 

·        духовно-нравственное развитие детей

сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;

·        воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;

·        развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

·        высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста

(что понравилось из прочитанного и почему).

Задачи урока

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: отбирать и синтезировать главное.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.

Личностные результаты

1.  Развитие способности к эмпатии – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

2.  Нравственно – этическое оценивание нового материала.

3.  Формирование положительной мотивации к изучению православной культуры.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника и услышанного текста.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Время реализации урока

45 минут

Знания, умения и навыки, используемые на уроке

·        формулировать тему урока, выделять проблему,   планировать свои действия, контролировать и оценивать результат своей работы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,  излагать своё мнение, выражать свои мысли

Необходимое оборудование и материалы

·       магнитная доска;

·       экран, ноутбук;

·       проектор

·       учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012;

·       индивидуально-раздаточные листы для самостоятельной работы в группах;

·       словарь С. И. Ожегова;

·       карточки трех цветов для рефлексии учебной деятельности;

·       звукозапись молитвы «Достойно есть».

 

Электронные ресурсы

  • электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • Музыкальная физ. минутка «Встаньте дети , встаньте в круг» (mp 3)

Структура

 урока в рамках деятельностного подхода

I.  Мотивация учащихся                                                                                 3 мин.

II. Актуализация знаний                                                                               25 мин.

·         фиксация индивидуального затруднения в пробном действии учащихся;

·         выявление места причины затруднения;

·         построение проекта выхода из затруднения.          

          III. Динамическая пауза.                                                                                2 мин.

          IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.         4 мин.

V. Включение в систему знаний.                                                                6 мин.

          VI. Рефлексия.                                                                                                3   мин.                                                    

        VII. Домашнее задание   2 мин.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности.

 

1) Орг. момент.

 

 

 

 

2) Беседа по опережающему домашнему заданию.

 

- Здравствуйте, ребята.

Придумано кем-то  просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

- Я рада видеть вас  здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

- Вспомним, что было задано на дом?

 

 

Что  вы узнали о монастырях из домашнего прочтения?

- Все ли поняли из прочитанного?

- Что вам особенно запомнилось?

- Обсудили вы прочитанное с родителями?

- А сейчас рассмотрим выставку ваших работ, выберем самые интересные.

- Что вы на них изобразили?

 

- Готовы ли вы к новым открытиям?

- Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Найти и прочитать материал о монастырях, нарисовать рисунки

 

 

 

http://lib2.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_4/1268/d-1267606/img2.jpg- ответы детей

 

 

 

 

http://youpainter.ru/sites/default/files/styles/painting_page/public/users/karina_komarova/karina_komarova_cerkov_vo_imya_aleksandra_nevskogo.jpg?itok=AORdtqnP- дети  рассматривают рисунки и отвечают на вопросы учителя

 

ΙI. Актуализация знаний.

 

 

 

- Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Работа со стихотворением.

1)Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

- Ребята, как вы думаете, о чем  говорится в этом стихотворении?

Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Правильно, сегодня  на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

- Попробуйте  дать определение слову «монастырь».

2) Рассказ учителя о монахах и монастырях. (сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

 (Приложение 1)

 

1 2  3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- дети высказывают своё мнение

 

 

 

- о монастырях

 

 

 

 

 

 

- дети  высказывают своё мнение

- ученики слушают рассказ учителя

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- Выявление места причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

- Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Динамическая

пауза

 

 

- Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация с диска)

- В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

- Кто из вас знает, что означают эти слава?

 

 

 

 

 

- Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова.

- Я буду называть предметы одежды монаха, а вы найдете толкование этих слов.

Самостоятельная работа в группах.

- Найти толкования слов: мантия, подрясник, хитон, ряса, клобук, четки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы!

 

 

 

- А теперь давайте немножко отдохнём, а затем продолжим работу.  (минусовка mp 3 )

Встаньте  дети,  встаньте в круг!

Я  твой  друг,  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди!

2 4 2 2 3 4

- ответы детей

 

- высказывают свое мнение на основе личного опыта

 

 

 

 

 

 

- учащиеся работают со словарём

 

 

 

Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

     Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий

 монаху его обет добровольной нищеты.

     Пояс -  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые  обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах,   плача об утраченном райском блаженстве.

     Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

     Клобук  - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

     Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.

    Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

 

 

http://expres.ua/gfx/news/smaylyky.gif

 

 

 

 

 

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

- Монах  Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Вот оно:

Главу клобуком покрыли,

Очи в землю опустили,

В чёрну мантию облекли

И монахом нарекли.

Подавали чётки в руки,

Чтобы меньше было скуки,

Вместо сладких всяких вин

Наливают квас един.

Подавают кислы щи –

Ешь, монах, и не ропщи…

- Как  вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение?

 

 

 

 

 - Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения?

 

- Как вы понимаете значение слова ропот?

 

 

 

Работа с учебником. Слово о святом Луке стр.83

- Давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

 

- Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?

- Ребята, а ведь именно в монастырях возникали постоянные хоры, складывались оригинальные монастырские распевы. Всё это способствовало созданию русской хоровой школы. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение «Достойно есть», которое будет исполнено так, как оно могло бы звучать много веков назад в одном из русских монастырей. А исполнит его хор Серафимо-Дивеевского монастыря. «Достойно есть»  - первые слова известной молитвы, любимого православного песнопения  ко Пресвятой Богородице.

 Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет?

- Итак, ребята, с какими же чувствами исполнена молитва?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души

- монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо

 

- роптать - значит осуждать, жаловаться на  свой образ жизни

 

 

 

- работа с текстом учебника

 

 

- дети высказывают своё мнение

 

- дети слушают произведение, а затем отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- это произведение исполняет женский хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности

 

V. Включение в систему знаний.

Проектная работа по группам.

- Ваша задача составить синквейн на тему нашего урока.

- Для начала вспомним правило построения синквейна.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

 

- Прочитаем, что у вас получилось.  (Приложение 2)

 

 

 

- дети составляют синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- зачитывают результаты

 

VI. Рефлексия.

Давайте подведём итоги нашего путешествия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как вы думаете, легко ли быть монахом?

- Хотите поехать на экскурсию в монастырь?

 

Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

- Итак, что же запрещается делать в монастыре?

 

 

 

 

 

 

4

 

 

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

 

 

- дети отвечают на вопросы

 

- дети высказывают свое мнение на основе личного опыта

·         громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

·         говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

·         носить шорты на территории монастыря;

·         лицам женского пола находиться без головного убора.

 

VII. Домашнее задание.

·         прочитать стр. 80-83, ответить на вопросы стр. 83

·         подготовить сообщение о любом монастыре (по желанию)

 

 


                                                                                                                                                     Приложение 1

Монастырь – это особый мир. Это слово обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один.  Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Первые христианские монахи появились в конце  III века от Рождества Христова. Они определили главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах,  чтобы у мирян (не являющийся священником или монахом) была возможность получить духовные советы. Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

      Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.

     Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые – это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская  Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других.

       А возглавляет монастырь  правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём,  они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. 

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

- исполнение заповедей Господних;

- добровольная нищета;

- отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     Приложение 2

Синквейны, написанные детьми:

1        группа

1.Монах.

2.Послушный, смиренный.

3.Молится, трудится, служит.

4.Совершает подвиги поста и молитвы.

5.Подобен ангелу.

2 группа

1.     Заповедь.

2.     Божественная, правильная.

3.     Учит, помогает, направляет.

4.     Надо следовать заповедям Бога.

5.     Правило.

                                                      3 группа

1.Монастырь.

       2.Далёкий, тихий.

                                     3.Прославляет, воплощает, украшает.

                         4.Дом Бога и всех Его святых.

                                                               5.Особый мир.

4 группа

1.Храм.

2.Древний, русский.

3.Стоит, хранит, защищает.

4.Пока душа на пути к раю.

5.Свет и мир.


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»

Организационная информация

Организационная информация

Задачи урока Познавательные

Задачи урока Познавательные

Этапы урока Ход урока Формирование

Этапы урока Ход урока Формирование

Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Выявление места причины затруднения

Выявление места причины затруднения

III . Динамическая пауза -

III . Динамическая пауза -

Ешь, монах, и не ропщи… - Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»?

Ешь, монах, и не ропщи… - Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»?

V . Включение в систему знаний

V . Включение в систему знаний

VI . Рефлексия. Давайте подведём итоги нашего путешествия

VI . Рефлексия. Давайте подведём итоги нашего путешествия

Приложение 1 Монастырь – это особый мир

Приложение 1 Монастырь – это особый мир

Приложение 2 Синквейны, написанные детьми: 1 группа 1

Приложение 2 Синквейны, написанные детьми: 1 группа 1
Скачать файл