ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Суть реформы в сфере технического регулирования, в связи с изменением закона о техническом регулировании
Развитие рыночных отношений интеграция РФ в мировую экономику потребовала пересмотра нормативно-правовой базы в области технического регулирования. Как следствие этих тенденций в РФ был разработан закон «О техническом регулировании».
Закон «О техническом регулировании» ввел новый нормативно-правовой документ первого уровня в иерархии нормативной документации – технический регламент.
Технический регламент, в соответствии с версией закона от 2010 г. имеет статус закона РФ (в определенных случаях статус нормативного документа), является обязательным для применения и исполнения.
Закон РФ «О техническом регулировании», основные его положения, гармонизируют нормативно-правовую базу РФ с нормативно-правовой базой всех стран участников ВТО (Всемирная торговая организация).
Введение Закон РФ «О техническом регулировании» изменил статус стандартизации и документы в области стандартизации. Стандарт приобрел статус нормативного документа для многократного добровольного применения и исполнения.
Последним постановлением правительства РФ существенно изменили статус подтверждения соответствия. Правительство РФ отменив для большинства объектов технического регулирования обязательное подтверждение соответствия (сертификацию) ничего не ввело взамен (например обязательную сертификацию пищевых производств соответствие системе безопасности ИСО 22000, что имеет место в большинстве развитых стран мира).
В связи с несомненными положительными сторонами Закон РФ «О техническом регулировании» имеет ряд существенных недостатков негативно сказывающихся на реальном секторе экономики РФ:
1) Закон РФ до 2010 года предусматривал создание и введение технических регламентов на большинство видов продукции. До настоящего времени не принято и 10% от намеченного.
2) За правовое поле Закона вывели такие виды стандартов как технические условия и отраслевые стандарты, что ставит в затруднительное положение реальных секторов экономики РФ
3) Изменение статуса стандарта затрудняет его применение (например СТО, стандарт организации не может быть добровольно для применения по определению)
4) Отмена обязательного подтверждения для большинства объектов технического регулирования разрушает основу безопасности при производстве и обращении, например пищевой продукции в РФ.
1.2 Цели, принципы технического регулирования
Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ)
Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ)
система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ)
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процесса проектирования (включая изыскания), производства, строительства. монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения: на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия; (в ред. Федерального закона от 01.05.2007№ 65-ФЗ)
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или межправительственным соглашением, заключенным в порядке установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); (в ред. федеральных законов от 01.05.2007№ 65-ФЗ, от 30.12.2009№ 385-ФЗ)
Форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; (в ред. Федерального закона от 01.05.2007№ 65-ФЗ)
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научнотехнического развития;
независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
единой системы и правил аккредитации;
единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Вопросы для самоконтроля
1. Экономические предпосылки реформы в области технического регулирования?
2. Положительные стороны введения Закон РФ «О техническом регулировании»?
3. Каковы недостатки Закон РФ «О техническом регулировании»?
4. Дайте определение понятия технического регулирования.
5. Какой статус имеют нормативно-правовые документы определенные Законом РФ «О техническом регулировании»?
6. Каковы цели введения Закона РФ «О техническом регулировании»?
7. Каковы принципы разработки Закона РФ «О техническом регулировании»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.