Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков научно-исследовательской работы. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.
null 54.docx
О
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
2017
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно
выделяется одна проблема:
ухудшения качества среды обитания
человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль
загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику
людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ
причин загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с
неконтролируемым распространением химических соединений технического
или биологического происхождения.
Состояние окружающей среды,
экология родного края, растущее промышленное производство и рост числа
нездоровых детей вызывают необходимость научить обучающихся
чувствовать ответственность за собственное здоровье и здоровье будущих
поколений. Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической»
подготовленности людей, так как с веществами, способными нанести
определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В
повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и
парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики,
удобрения. Современная пищевая промышленность также не обходится без
широчайшего использования химических веществ.
Эмоциональное, нравственное, физическое здоровье человека напрямую
зависит от состояния его окружающей экосистемы, причём физическое
здоровье стоит на первом месте. Здоровье или нездоровье определяет всю
дальнейшую жизнь человека, его успешность в работе, карьере. Умение с
юности жить в гармонии с природой, противостоять влиянию негативных
факторов окружающей среды позволит вырасти человеку здоровым,
полноценным
общества.
Поэтому сегодня образовательные учреждения призваны заложить основу
формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в
окружающей среде экологическим.
членом
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает
необходимость реализации целостной профилактической системы, целью
которой является создание условий для формирования у обучающихся
устойчивых установок на гармоничную связь с природой, укрепление
здоровья и формирование основ здорового образа жизни. Воспитание
экологической культуры актуальнейшая задача современного
образования.
Направленность программы – Особенностью организации учебно
воспитательного процесса по данной программе является её
практическая и исследовательская направленность. Большая часть
учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы
учащихся с целью развития и закрепления навыков научно
исследовательской работы. Роль педагога заключается в создании
условий для продуктивной творческой деятельности, работе по
раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов,
формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на
занятиях кружка.
Отличительные особенности программы:
Данная программа построена с учетом возрастных особенностей детей на
интегративной, междисциплинарной и проблемной основе, с учетом региональных особенностей. Программа позволяет показать учащимся место
человека в природе и обществе, его разносторонние связи с ними, приобщить
к культуре поведения человека в природном и социальном окружении. Опыт
показывает, что экологические знания школьников остаются формальными,
если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно
мощным рычагом экологического образования является самостоятельная
поисковоисследовательская деятельность обучающихся. Кроме того, что
дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают
значимость своей практической помощи природе.
Данная программа
позволит им ощутить себя полноправным субъектом природоохранной
деятельности. На занятиях в «Экологокраеведческом» объединении ребята
получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом
состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и
реализовать их на практике.
Адресат программы.
Программа разработана для учащихся среднего школьного возраста (1215
лет). В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой
деятельности является общение. В соответствии с возрастом применяются
разнообразные формы и методы деятельности.
Объем программы:
№
п/п
Год обучения Количество
Количество
часов в месяц
Количество
часов в год
1
1й год
обучения
36
324
часов в
неделю
9
Формы организации образовательного процесса.
лекционные и лабораторнопрактические занятия;
изучение и описание природных объектов родного края;
экскурсии в природу;
семинары, диспуты, викторины, игры;
защита экологических проектов;
выпуск экологической газеты; участие в научнопрактических мероприятиях (конференциях, конкурсах,
олимпиадах);
научноисследовательская работа;
экологический мониторинг
Срок освоения программы. Программа рассчитана на один год.
Прогнозируемые результаты:
Цель работы кружка:
1. формирование психологической установки на мирное,
бесконфликтное проживание человека в природе.
2. формирование экологической культуры и пропаганды здорового
образа жизни среди обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
1Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе
которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы
на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его
посредством взаимодействия с природой.
методов
научноисследовательской
2
Изучение
деятельности.
3
Раскрыть закономерности развития организма человека
о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать
формированию ответственного отношения к своему здоровью.
Развивающие:
1.Овладение прикладными знаниями, практическими умениями
и навыками рационального природопользования,
развитие
способности оценить состояние природной среды, принимать
правильные решения по её улучшению.
2.Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной
работы учащихся. 3. Развитие понимания многосторонней ценности природы как
источника материального и духовного развития общества, а так же
приобретения здоровья.
4. Развитие духовной потребности в общении с природой,
осознание её облагораживающего воздействия на организм
человека.
Воспитывающие:
1.Воспитание ответственного отношения к природе родного края,
ориентированного на практическую деятельность по защите
окружающей среды.
2.Формирование навыков здорового образа жизни.
Исследовательские:
работать с литературой;
составлять конспект;
ставить простейшие экологические эксперименты;
проводить микроисследования растений и насекомых;
раскрывать социальную роль исследовательской деятельности;
обеспечивать научными знаниями учащихся о проблемах экологии и направлениях их
разрешения.
Ожидаемые результаты:
1.Предметные:
1 владение основополагающими понятиями и представлениями о
уверенное пользование экологической
живой природе,
терминологией и символикой;
2 владение основными методами научного познания, используемыми
при научных исследованиях экосистем: описанием, измерением,
проведением наблюдений, научного эксперимента; выявление и
оценка антропогенных изменений в природе;
3 сформированность умений объяснять результаты научно
исследовательских экспериментов
4 сформированность собственной позиции по отношению к ин
формации, получаемой из разных источников, глобальным
экологическим проблемам и путям их решения. 2.Метапредметные:
1повышение интеллектуального уровня в процессе изучения
экологических явлений;
2способность организовывать сотрудничество единомышленников, в
том числе с использованием современных информационно
коммуникационных технологий;
3способность понимать принципы устойчивости и продуктивности
живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных
факторов, способность к системному анализу глобальных и локальных
экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
4способность применять экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
5способность к самостоятельному проведению исследований,
постановке естественнонаучного эксперимента,
использованию
информационных технологий для решения научных и
профессиональных задач;
6способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в
области
искусственное
оплодотворение);
7Развитие творческого мышления. Качественным показателем
проявления творческой активности является умение воспитанников
находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе
исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез.
(клонирование,
биотехнологии
3.Личностные:
осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению
1 привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к
природе.
2
состояния окружающей среды свей местности.
способность использовать полученные знания о современной
3
экологической обстановке
в образовательной и профессиональной
деятельности; возможности информационной среды для обеспечения
продуктивного самообразования;
4
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и
выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
5
способность руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к
взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; 6
обладание навыками безопасной работы во время проектно
исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования;
7
способность использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер
профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в
природной среде;
8
других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и
Методическое обеспечение
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов.
Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
1 Словесный метод применяется при объяснении теоретического, для
объяснения применения материала и методики исследования.
2 Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического
материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся.
Используются электронные презентации, творческие отчеты, научно –
исследовательские статьи, выставки. .
3 Практическая работа необходима при отработке навыков и умений
оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или
исследования.
4 Творческое проектирование является очень эффективным, так как
помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и
активность.
5 Исследовательская деятельность помогает развить у обучающихся
наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей,
задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке
полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
1 Личностно – ориентированные технологии позволяют найти
индивидуальный подход к каждому обучающемуся, создать для него
необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они
предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил,
способностей и интересов, создают ситуацию сотрудничества для
общения с другими членами коллектива. 2 Технология творческой деятельности используется для повышения
творческой активности обучающихся.
3 Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у
обучающихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в
выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений,
анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит
активное овладение знаниями, умениями и навыками.
4 Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие
познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления, формирование
коммуникативных и презентационных навыков.
Подведение итогов: пополнение методической копилки тематическими
научно
разработками
исследовательскими работами, участием в конференциях и семинарах,
создание тематических газет
презентациями,
кураторских
часов,
Возрастная группа:1618 лет.
Срок реализации: 1 семестр
2.КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА: «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»
Колво
часов
Примеча
ние
1 № Содержание
2
3
4
5
6
7
Введение. План работы кружка: «Основы
экологии»
Раздел 1. «Экологическая азбука».
Экология как наука. Экологические факторы.
Среда обитания.
Природные сообщества. Экосистемы.
Правила работы с информационными
источниками.
Правила оформления творческих работ:
докладов, рефератов, презентаций.
Обсуждение тем творческих работ по теме:
«Глобальные экологические проблемы
современности» 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Подготовка творческих работ по теме:
«Глобальные экологические проблемы
современности»
Раздел 2 «Экология человека».
Обсуждение и выбор тем для научно –
исследовательских работ по данной теме.
Виды и формы научных исследований. Работа
с источниками информации. Структура
исследовательской работы.
Правила оформления научно
исследовательской работы. Правила и формы
защиты работы. Требования к выступлению.
Обсуждение литературного обзора к научно
исследовательской работе. Работа с
информацией. Постановка проблемы
исследования. Формулирование гипотезы.
Обсуждение методики научных исследований.
Подготовка к эксперименту.
Проведение экспериментальных исследований.
Правила составления и проведения
социологических опросов. Использование
метода опросов в научных исследованиях.
Проведение социологических опросов,
необходимых для написания научно
исследовательской работы.
Оформление исследований. Написание
практической части. Формулирование
выводов.
Написание краткого текста доклада
выступления на конференции.
Правила подготовки публичного выступления.
Создание презентаций.
Оформление презентации к выступлению.
Генеральная репетиция выступления на
конференции.
Раздел 2. «Природа родного края.
Экологические проблемы ЯНАО».
Памятники природы ЯНАО. 23
24
25
26
27
28
29
30
Красная книга ЯНАО.
Экологические проблемы ЯНАО.
Промышленное и сельскохозяйственное
загрязнение водоемов, почвы, воздуха.
Обсуждение тем творческих работ по теме:
«Природа родного края. Экологические
проблемы ЯНАО»
Сбор материала по теме: «Природа родного
края. Экологические проблемы ЯНАО»
Подготовка презентаций по выбранным темам.
Семинар: «Природа родного края.
Экологические проблемы ЯНАО»
Постановка задачи научных исследований на
летнее время. Выбор тематики работ.
Планирование исследований на следующий
учебный год.
Итого
324
3.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и
материалы:
Кабинет, лабораторное оборудование (реактивы, химическая посуда,
предметные стекла, микроскоп).
Интернет, компьютерный класс, множительная техника;
Литература:
1 Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. –
Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.
2 Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях:
учеб. пособие. – М., 2004.
3 Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология: в 3т. М.: Мир, 1990. Т.3 286 с. 4 Колесников С. И. Экологические основы природопользования:
Учебник. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К»,
2009. 304 с.
5 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа,
2004. 256 с.
6 Резанов
А.Г.
программа
общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»
для профессиональных образовательных организаций /
А.Г.Резанов,
— М.:
Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с.
Е.А.Резанова,
Е.О.Фадеева.
Примерная
7 Титова И.М. Химия и искусство: организаторпрактикум для учащихся
10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф,
2007 368с.
8 Федеральный государственный образовательный стандарт общего
полного образования [Электронный ресурс] режим доступа: http://xn
80abucjiibhv9a.xnp1ai/documents/2365
9 ФГОС среднего профессионального образования и профиля
[Электронный ресурс] режим
профессионального образования.
доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.150415/st.1/index.php
10 Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов вузов.
— 5е издание, стереотипное. — М.: Академия, 2010. — 320 с.
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Основы экологии 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.