Основы экологии (Азбука экологической безопасности"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека. Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы, на ее изучение предполагается 17 часа, по 0,5 часа в неделю.
Иконка файла материала ЭКОЛОГИЯ ЭК(00001).docx
МКОУ «Болоховский центр образования №1»  муниципального образования Киреевский район Рассмотрен на заседании МО учителей естественнонаучного цикла, протокол   № 1 от  29.08.2016 года. Руководитель МО_______________________  /Митяева Е.П. /  /С.А. Жигулёва/ Зам.директора по УВР   ____________________   Утверждено на заседании педагогического совета, протокол   № 1 от 2016 года Утверждаю. приказ №_______от 2016 года Директор центра  ________________________/Ю.Е. Ярошенко УЧИТЕЛЬ:    С.А.Жигулёва ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная   программа   рассчитана   на   учащихся     8   класса   основной общеобразовательной школы, на ее изучение предполагается 17 часа, по 0,5 часа в неделю. Нарастание   экологического   кризиса   придает   особую   актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей  среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение  организма,   его   жизнедеятельность   и   гигиену   необходимо   изучать   в неразрывной связи с экологическими сведениями. Цель   курса:  ознакомление   учащихся   с   особенностями   взаимодействия человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека. 1Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и   условий   среды,   а   также   развить   у   обучающихся   умения   осуществлять познавательную,   коммуникативную,   практико­ориентированную   деятельность   в конкретной экологической ситуации. Для   развития   творческого   мышления   учащихся   рекомендуется  использовать игровые   формы   обучения,   дискуссии,   изобразительное   искусство.   В   качестве активных методов обучения можно использовать задания по оценке экологической ситуации в городе,  поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, работу с картами,   оформление   тематических   плакатов,   газет,  проведение   конференций, написание рефератов и их защиту. В итоге обучения по данной программе школьники должны: 1) получить представление об основных источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижениевлияния загрязненной среды на здоровье человека; 2) научиться действовать в конкретной экологической ситуации. Важно,   чтоб   данный   элективный   курс   помог   обучающимся  оценить   свои потребности и возможности и сделать обоснованным выбор профиля обучения в старшей школе. СОДЕРЖАНИЕ Введение (1 час) Познавательное нравственное и практическое значение курса.  Среда обитания  Экология   человека.   Виды человека.   Природная   среда.   Социальная   среда. загрязнения окружающей среды и опасность их действия на здоровье человека. Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (2 часа) Тема 1. Что такое экология (1 час) Биосфера и неосфера. Экосистема различного уровня. Понятие об экологических факторах, их роли в жизни человека. 2Тема 2. Взаимоотношения «Человек ­ природа» в историческом аспекте (1 час) Человек ­ собиратель. Человек ­ охотник. Изменения взаимоотношений человека и природы   во   времени,   отражение   этого   процесса   в   состоянии   здоровья   людей. Болезни века. Раздел II. ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа) Тема   1.   Геохимические   особенности   ландшафтов   и   здоровья   человека   (2 часа) Недостаток   или   избыток   химических   элементов   в   окружающей  среде   как причина   заболеваний.   Природно­очаговые   и   эндемические   заболевания. Медицинская география. Практикум.   Обсуждение   информации   о   наличии   или   отсутствии эндемических заболеваний в своем регионе, выделение на  карте России очагов эндемических заболеваний. Тема 2. Человек и климат (2 часа) Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности влияния). Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменения погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность. Практикум.  Оценка   климатических   условий   в   своей   местности. Составление графиков зависимости самочувствия людей oт дней магнитных бурь, выделение на карте России территорий, пап более благоприятных для проживания с точки зрения климатических условий. Раздел III. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕЧЕЛОВЕКА  (15 часов) Тема 1. Глобальные проблемы человечества (3 часа) Демографическая   ситуация   в   мире.   Истощение   природных   ресурсов. Конкретные   примеры   глобальных   проблем:   парниковый   эффект,   выпадение кислотных дождей, возникновение «озоновых дыр». Причины возникновения этих проблем и пути их решения связь со здоровьем человека. Практикум. Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков 3на растения. Тема 2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека (2 часа) Источники химического загрязнения. Классификация химических веществ по классам опасности. Примеры влияния химическихвеществ на здоровье человека. Содержание этих элементов в ecтественной среде и изменение их концентрации в результате антропогенного воздействия. Изменение естественного круговорота ве­ ществ человека. Практикум. Определение  степени загрязнения воздуха выбросами местных предприятий путем применения метода фитоиндикации. Тема 3. Загрязнение атмосферы и здоровья человека (3 часа) Источники   загрязнения   атмосферы.   Состояние   окружающей   среды   в Российской   Федерации.   Наиболее   загрязненные   город.;  мира,   России,   своего региона. Влияние циклонального и антициклонального режима на экологическую ситуацию   в   городе.   Образование   смога.   Учет   розы   ветров   при   строительстве предприятии размещение дачных участков. Практикум.  Построение розы ветров для своего города и  анализ ее с точки зрения размещения предприятий. Выделение на экологической карте своего региона наиболее загрязненных промышленных районов. Экскурсия. Посещение завода или ТЭЦ, расположенных на территории района. Тема 4. Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека(3 часа) Значение воды в жизни человека. Загрязнение воды ­ одна из основных причин заболеваемости населения. Источники загрязнения водоемов и подземных вод. Питьевые ресурсы и здоровье. Практикум. Оценка состояния водных ресурсов своего региона, выявление источников загрязнения вод и нанесение наиболее опасных для здоровья человека на   карту   региона   или   района.  Экскурсия.   Посещение   городских   очистных сооружений.  Тема 5. Загрязнение пищевых продуктов (2 часа) Норма   содержания   химических   элементов   в   продуктах   и   контроль   за соблюдением нормативов. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье.     Составление   списка   и   анализ   ядохимикатов,  наиболее активно используемых на территории дачного участка или региона, предложение рекомендаций для снижения нитратов. Практикум.  4Тема 6. Город и здоровье (2 часа) Особенности   городской   среды.   Архитектура   и   экология.   Источники загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном плане. Стрессы городского человека. Болезни цивилизации. Практикум.     Выявление     источников     загрязнения     вокруг  школы, возле своего   дома,   в   местах   отдыха   и   предложения   методов   снижения   влияния загрязнений среды на здоровье. Итоговое занятие (2 часа) Конференция «Надежда земного дома». Создание групповых (или индивидуальных) проектов о дальнейшем развитии общества и их защита. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п    Наименование Всего часов В том числе 5тем курса 1 2 Введение 1 Что такое  экология Лек ции 4 1 3 1 Практи­ ческие работы 5 Семи­ нары 6 Экскурсии Раздел I. Человек и природа 2 Взаимодействие «Чело­ век и природа» в истори­ ческом аспекте 1 1 Раздел П. Естественная среда и здоровье человека Раздел III. Антропогенная среда и здоровье человека 1 2 2 3 1 1 1 1 2 3 3 2 2 1 1 1 1 1 7 1 1 2 3 Геохимические особен­ ности ландшафта 4 Человек и климат 5 Глобальные проблемы  человечества 6 Химические вещества в  окружающей среде и  здоровье человека 7 Загрязнение атмосферы и  здоровье человека 8 Загрязнение водных ре­ 9 Загрязнение пищевых сурсов и здоровье продуктов 10 Город и здоровье челове­ ка 11 Конференция «Надежда  зеленого дома» Итоговое занятие 2 12 Итого 24 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 2 3 1. Баландин, Р. К., Бондарев, Л. Г. Природа и цивилизация. ­ М., 199К 2. Гагдиси, Д. Т. и др. Экология и здоровье. ­ М.: Знание, 1985. ЛИТЕРАТУРА: 63. Горшков, В. Г. Экология человека. ­ Л., 1984. 4. Китанович, Б. Планета и цивилизация в опасности. ­ М.: Мысль, 1985.  Чистик О.В. Экология. – Минск. Новое знание,2000  Экология человека. Основные проблемы. – М. Наука, 1988 5. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М. Знание, 1990 6. 7. 8. ЭнхольмЭ.Окружающая среда и здоровье человека. М – Прогресс,  1988 9. 9. Экологический атлас планеты Земля. – Волгоград. Кооператив «Книга»,  1994 10.Экология. Город. Здоровье. – Волгоград, 2001 7