Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
экология
8 кл—9 кл
30.03.2018
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека. Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы, на ее изучение предполагается 17 часа, по 0,5 часа в неделю.
ЭКОЛОГИЯ ЭК(00001).docx
МКОУ «Болоховский центр образования №1»
муниципального образования Киреевский район
Рассмотрен на заседании МО учителей естественнонаучного цикла,
протокол № 1 от 29.08.2016 года.
Руководитель МО_______________________ /Митяева Е.П. /
/С.А. Жигулёва/
Зам.директора по УВР ____________________
Утверждено на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от 2016 года
Утверждаю.
приказ №_______от 2016 года
Директор центра ________________________/Ю.Е. Ярошенко
УЧИТЕЛЬ:
С.А.Жигулёва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа рассчитана на учащихся
8 класса основной
общеобразовательной школы, на ее изучение предполагается 17 часа, по 0,5 часа в
неделю.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность
формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения
здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек
испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды,
строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в
неразрывной связи с экологическими сведениями.
Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия
человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека.
1 Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья
и условий среды, а также развить у обучающихся умения осуществлять
познавательную, коммуникативную, практикоориентированную деятельность в
конкретной экологической ситуации.
Для развития творческого мышления учащихся рекомендуется использовать
игровые формы обучения, дискуссии, изобразительное искусство. В качестве
активных методов обучения можно использовать задания по оценке экологической
ситуации в городе, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри
школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, работу с
картами, оформление тематических плакатов, газет, проведение конференций,
написание рефератов и их защиту.
В итоге обучения по данной программе школьники должны:
1) получить представление об основных источниках загрязнения окружающей
среды; мероприятиях, направленных на снижениевлияния загрязненной среды на
здоровье человека;
2) научиться действовать в конкретной экологической ситуации.
Важно, чтоб данный элективный курс помог обучающимся оценить свои
потребности и возможности и сделать обоснованным выбор профиля обучения в
старшей школе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 час)
Познавательное нравственное и практическое значение курса. Среда обитания
Экология человека. Виды
человека. Природная среда. Социальная среда.
загрязнения окружающей среды и опасность их действия на здоровье человека.
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (2 часа)
Тема 1. Что такое экология (1 час)
Биосфера и неосфера. Экосистема различного уровня. Понятие об экологических
факторах, их роли в жизни человека.
2 Тема 2. Взаимоотношения «Человек природа» в историческом аспекте (1
час)
Человек собиратель. Человек охотник. Изменения взаимоотношений человека и
природы во времени, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей.
Болезни века.
Раздел II. ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)
Тема 1. Геохимические особенности ландшафтов и здоровья человека (2
часа)
Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как
причина заболеваний. Природноочаговые и эндемические заболевания.
Медицинская география.
Практикум. Обсуждение информации о наличии или отсутствии
эндемических заболеваний в своем регионе, выделение на карте России очагов
эндемических заболеваний.
Тема 2. Человек и климат (2 часа)
Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности
влияния). Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменения
погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность.
Практикум. Оценка климатических условий в своей местности.
Составление графиков зависимости самочувствия людей oт дней магнитных бурь,
выделение на карте России территорий, пап более благоприятных для проживания
с точки зрения климатических условий.
Раздел III. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕЧЕЛОВЕКА
(15 часов)
Тема 1. Глобальные проблемы человечества (3 часа)
Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов.
Конкретные примеры глобальных проблем: парниковый эффект, выпадение
кислотных дождей, возникновение «озоновых дыр». Причины возникновения этих
проблем и пути их решения связь со здоровьем человека.
Практикум. Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков
3 на растения.
Тема 2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека
(2 часа)
Источники химического загрязнения. Классификация химических веществ по
классам опасности. Примеры влияния химическихвеществ на здоровье человека.
Содержание этих элементов в ecтественной среде и изменение их концентрации в
результате антропогенного воздействия. Изменение естественного круговорота ве
ществ человека.
Практикум. Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных
предприятий путем применения метода фитоиндикации.
Тема 3. Загрязнение атмосферы и здоровья человека (3 часа)
Источники загрязнения атмосферы. Состояние окружающей среды в
Российской Федерации. Наиболее загрязненные город.; мира, России, своего
региона. Влияние циклонального и антициклонального режима на экологическую
ситуацию в городе. Образование смога. Учет розы ветров при строительстве
предприятии размещение дачных участков.
Практикум. Построение розы ветров для своего города и анализ ее с
точки зрения размещения предприятий. Выделение на экологической карте
своего региона наиболее загрязненных промышленных районов.
Экскурсия. Посещение завода или ТЭЦ, расположенных на
территории района.
Тема 4. Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека(3 часа)
Значение воды в жизни человека. Загрязнение воды одна из
основных причин заболеваемости населения. Источники загрязнения водоемов
и подземных вод. Питьевые ресурсы и здоровье.
Практикум. Оценка состояния водных ресурсов своего региона, выявление
источников загрязнения вод и нанесение наиболее опасных для здоровья человека
на карту региона или района. Экскурсия. Посещение городских очистных
сооружений.
Тема 5. Загрязнение пищевых продуктов (2 часа)
Норма содержания химических элементов в продуктах и контроль за
соблюдением нормативов. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье.
Составление списка и анализ ядохимикатов, наиболее
активно используемых на территории дачного участка или региона, предложение
рекомендаций для снижения нитратов.
Практикум.
4 Тема 6. Город и здоровье (2 часа)
Особенности городской среды. Архитектура и экология. Источники
загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в
сравнительном плане. Стрессы городского человека. Болезни цивилизации.
Практикум. Выявление источников загрязнения вокруг школы, возле
своего дома, в местах отдыха и предложения методов снижения влияния
загрязнений среды на здоровье.
Итоговое занятие (2 часа) Конференция «Надежда земного дома».
Создание групповых (или индивидуальных) проектов о дальнейшем развитии
общества и их защита.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
Всего
часов
В том числе
5 тем курса
1
2
Введение
1 Что такое
экология
Лек
ции
4
1
3
1
Практи
ческие
работы
5
Семи
нары
6
Экскурсии
Раздел I. Человек и природа
2 Взаимодействие «Чело
век и природа» в истори
ческом аспекте
1
1
Раздел П. Естественная среда и здоровье человека
Раздел III. Антропогенная среда и здоровье человека
1
2
2
3
1
1
1
1
2
3
3
2
2
1
1
1
1
1
7
1
1
2
3 Геохимические особен
ности ландшафта
4 Человек и климат
5 Глобальные проблемы
человечества
6 Химические вещества в
окружающей среде и
здоровье человека
7 Загрязнение атмосферы и
здоровье человека
8 Загрязнение водных ре
9 Загрязнение пищевых
сурсов и здоровье
продуктов
10 Город и здоровье челове
ка
11 Конференция «Надежда
зеленого дома»
Итоговое занятие
2
12 Итого
24
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
3
1. Баландин, Р. К., Бондарев, Л. Г. Природа и цивилизация. М., 199К
2. Гагдиси, Д. Т. и др. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985.
ЛИТЕРАТУРА:
6 3. Горшков, В. Г. Экология человека. Л., 1984.
4. Китанович, Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль,
1985.
Чистик О.В. Экология. – Минск. Новое знание,2000
Экология человека. Основные проблемы. – М. Наука, 1988
5. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М. Знание, 1990
6.
7.
8. ЭнхольмЭ.Окружающая среда и здоровье человека. М – Прогресс, 1988
9. 9. Экологический атлас планеты Земля. – Волгоград. Кооператив «Книга»,
1994
10.Экология. Город. Здоровье. – Волгоград, 2001
7
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Основы экологии (Азбука экологической безопасности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.