Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека. Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы, на ее изучение предполагается 17 часа, по 0,5 часа в неделю.
МКОУ «Болоховский центр образования №1»
муниципального образования Киреевский район
Рассмотрен на заседании МО учителей естественнонаучного цикла,
протокол № 1 от 29.08.2016 года.
Руководитель МО_______________________ /Митяева Е.П. /
/С.А. Жигулёва/
Зам.директора по УВР ____________________
Утверждено на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от 2016 года
Утверждаю.
приказ №_______от 2016 года
Директор центра ________________________/Ю.Е. Ярошенко
УЧИТЕЛЬ:
С.А.Жигулёва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа рассчитана на учащихся
8 класса основной
общеобразовательной школы, на ее изучение предполагается 17 часа, по 0,5 часа в
неделю.
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность
формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения
здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек
испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды,
строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в
неразрывной связи с экологическими сведениями.
Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия
человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека.
1Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья
и условий среды, а также развить у обучающихся умения осуществлять
познавательную, коммуникативную, практикоориентированную деятельность в
конкретной экологической ситуации.
Для развития творческого мышления учащихся рекомендуется использовать
игровые формы обучения, дискуссии, изобразительное искусство. В качестве
активных методов обучения можно использовать задания по оценке экологической
ситуации в городе, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри
школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, работу с
картами, оформление тематических плакатов, газет, проведение конференций,
написание рефератов и их защиту.
В итоге обучения по данной программе школьники должны:
1) получить представление об основных источниках загрязнения окружающей
среды; мероприятиях, направленных на снижениевлияния загрязненной среды на
здоровье человека;
2) научиться действовать в конкретной экологической ситуации.
Важно, чтоб данный элективный курс помог обучающимся оценить свои
потребности и возможности и сделать обоснованным выбор профиля обучения в
старшей школе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 час)
Познавательное нравственное и практическое значение курса. Среда обитания
Экология человека. Виды
человека. Природная среда. Социальная среда.
загрязнения окружающей среды и опасность их действия на здоровье человека.
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (2 часа)
Тема 1. Что такое экология (1 час)
Биосфера и неосфера. Экосистема различного уровня. Понятие об экологических
факторах, их роли в жизни человека.
2Тема 2. Взаимоотношения «Человек природа» в историческом аспекте (1
час)
Человек собиратель. Человек охотник. Изменения взаимоотношений человека и
природы во времени, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей.
Болезни века.
Раздел II. ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)
Тема 1. Геохимические особенности ландшафтов и здоровья человека (2
часа)
Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как
причина заболеваний. Природноочаговые и эндемические заболевания.
Медицинская география.
Практикум. Обсуждение информации о наличии или отсутствии
эндемических заболеваний в своем регионе, выделение на карте России очагов
эндемических заболеваний.
Тема 2. Человек и климат (2 часа)
Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности
влияния). Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменения
погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность.
Практикум. Оценка климатических условий в своей местности.
Составление графиков зависимости самочувствия людей oт дней магнитных бурь,
выделение на карте России территорий, пап более благоприятных для проживания
с точки зрения климатических условий.
Раздел III. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕЧЕЛОВЕКА
(15 часов)
Тема 1. Глобальные проблемы человечества (3 часа)
Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов.
Конкретные примеры глобальных проблем: парниковый эффект, выпадение
кислотных дождей, возникновение «озоновых дыр». Причины возникновения этих
проблем и пути их решения связь со здоровьем человека.
Практикум. Определение кислотности воды и влияние кислотных осадков
3на растения.
Тема 2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека
(2 часа)
Источники химического загрязнения. Классификация химических веществ по
классам опасности. Примеры влияния химическихвеществ на здоровье человека.
Содержание этих элементов в ecтественной среде и изменение их концентрации в
результате антропогенного воздействия. Изменение естественного круговорота ве
ществ человека.
Практикум. Определение степени загрязнения воздуха выбросами местных
предприятий путем применения метода фитоиндикации.
Тема 3. Загрязнение атмосферы и здоровья человека (3 часа)
Источники загрязнения атмосферы. Состояние окружающей среды в
Российской Федерации. Наиболее загрязненные город.; мира, России, своего
региона. Влияние циклонального и антициклонального режима на экологическую
ситуацию в городе. Образование смога. Учет розы ветров при строительстве
предприятии размещение дачных участков.
Практикум. Построение розы ветров для своего города и анализ ее с
точки зрения размещения предприятий. Выделение на экологической карте
своего региона наиболее загрязненных промышленных районов.
Экскурсия. Посещение завода или ТЭЦ, расположенных на
территории района.
Тема 4. Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека(3 часа)
Значение воды в жизни человека. Загрязнение воды одна из
основных причин заболеваемости населения. Источники загрязнения водоемов
и подземных вод. Питьевые ресурсы и здоровье.
Практикум. Оценка состояния водных ресурсов своего региона, выявление
источников загрязнения вод и нанесение наиболее опасных для здоровья человека
на карту региона или района. Экскурсия. Посещение городских очистных
сооружений.
Тема 5. Загрязнение пищевых продуктов (2 часа)
Норма содержания химических элементов в продуктах и контроль за
соблюдением нормативов. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье.
Составление списка и анализ ядохимикатов, наиболее
активно используемых на территории дачного участка или региона, предложение
рекомендаций для снижения нитратов.
Практикум.
4Тема 6. Город и здоровье (2 часа)
Особенности городской среды. Архитектура и экология. Источники
загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в
сравнительном плане. Стрессы городского человека. Болезни цивилизации.
Практикум. Выявление источников загрязнения вокруг школы, возле
своего дома, в местах отдыха и предложения методов снижения влияния
загрязнений среды на здоровье.
Итоговое занятие (2 часа) Конференция «Надежда земного дома».
Создание групповых (или индивидуальных) проектов о дальнейшем развитии
общества и их защита.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
Всего
часов
В том числе
5тем курса
1
2
Введение
1 Что такое
экология
Лек
ции
4
1
3
1
Практи
ческие
работы
5
Семи
нары
6
Экскурсии
Раздел I. Человек и природа
2 Взаимодействие «Чело
век и природа» в истори
ческом аспекте
1
1
Раздел П. Естественная среда и здоровье человека
Раздел III. Антропогенная среда и здоровье человека
1
2
2
3
1
1
1
1
2
3
3
2
2
1
1
1
1
1
7
1
1
2
3 Геохимические особен
ности ландшафта
4 Человек и климат
5 Глобальные проблемы
человечества
6 Химические вещества в
окружающей среде и
здоровье человека
7 Загрязнение атмосферы и
здоровье человека
8 Загрязнение водных ре
9 Загрязнение пищевых
сурсов и здоровье
продуктов
10 Город и здоровье челове
ка
11 Конференция «Надежда
зеленого дома»
Итоговое занятие
2
12 Итого
24
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
3
1. Баландин, Р. К., Бондарев, Л. Г. Природа и цивилизация. М., 199К
2. Гагдиси, Д. Т. и др. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985.
ЛИТЕРАТУРА:
63. Горшков, В. Г. Экология человека. Л., 1984.
4. Китанович, Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль,
1985.
Чистик О.В. Экология. – Минск. Новое знание,2000
Экология человека. Основные проблемы. – М. Наука, 1988
5. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. М. Знание, 1990
6.
7.
8. ЭнхольмЭ.Окружающая среда и здоровье человека. М – Прогресс, 1988
9. 9. Экологический атлас планеты Земля. – Волгоград. Кооператив «Книга»,
1994
10.Экология. Город. Здоровье. – Волгоград, 2001
7