Основы эстетического воспитания учащихся младших классов
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
01.04.2018
Младший школьный возраст — период накопления и усвоения новых знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей младшего возраста: подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У школьников в начальных классах каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы во многом изменяют свое значение.Активная работа кружков декоративно-прикладного искусства и уроки технологии в школе способствуют воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Основы эстетического воспитания учащихся младших классов .docx
Основы эстетического воспитания
учащихся младших классов
Цыганкова Г.А.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и
усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные
особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету,
повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивноигровое отношение
ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая
из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей
положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие
данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в
последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение.
Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков
способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие (Мухина,
2009).
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой
создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением
человеческих способностей (Петровский, 2007). Творческие возможности
человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития –
25 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже
проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой,
непроизвольной тяге к различным сферам деятельности (Петровский, 2007).
Реформой общеобразовательной и профессиональной школы
предусматривается широкое развитие внешкольных учреждений, которые
призваны вместе со школой осуществлять всестороннее развитие учащихся,
совершенствовать их трудовое обучение и эстетическое воспитание.
Особая роль отводится развитию кружков технического, художественного
которые помогают
творчества,
декоративноприкладного искусства, раскрывать творческие возможности учащихся, вести психологическую и
практическую подготовку их к трудовой деятельности (БимБад, 2002).
Активная работа кружков декоративноприкладного искусства и уроки
технологии в школе способствуют воспитанию эстетической культуры и
трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию
способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь декоративно
прикладным искусством, дети смогут углубить знания и умения по
интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и
дома, прививая при этом эстетического воспитания. Поэтому работа кружков
декоративноприкладного искусства должна проходить в неразрывной связи с
деятельностью учащихся в школе на уроках технологии и во внеурочное
время. Эта работа является одним из звеньев эстетического воспитания и
учебновоспитательной работы и призвана решать единые с ней
педагогические задачи (Голованов, 2004). Занятия должны обеспечивать
эстетическое и художественное развитие учащихся, носить воспитывающий
характер. Здесь открывается широкая возможность для использования
фантазий и творчества учащихся. Педагог должен определить конкретные
изделия, выполнение которых связано не только с той или иной
технологической обработкой, но и с художественным и эстетическим
оформлением (отдельные детали, вышивка и др.) Эти изделия могут найти
практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера и
т.д. (Валок, 2007).
С первых практических занятий руководитель должен не только
устанавливать положительный психологический контакт с учащимися, увлечь
их творческой работой, но и выявить степень их подготовленности для
обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного
усвоения всеми нового материала (Немов, 2011). С первых занятий важно
приучать детей к аккуратности в работе, разъяснять, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие
дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия.
Одним из главных принципов организации занятий кружка декоративно
прикладного искусства является чередование разнообразных видов
деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но
теоретические сведения (об основах конструирования, о свойствах
материалов, технологии обработки изделий и др.) также необходимы,
поскольку без них невозможны изучение основного технологического
моделирования и самостоятельная творческая работа школьников по
созданию конструкций изделий, предусмотренных программой (Сидоренко,
2000).
Нужно иметь в виду, что учащиеся приходят на занятия в кружок с
большим желанием побыстрее применить полученные навыки при выполнении
какоголибо изделия для себя. Поэтому необходимо как можно раньше
начинать практические занятия, чередуя их с теоретическими, постепенно
сообщая необходимые сведения в ходе выполнения различных работ
(Сидоренко, 2000).
Теоретические сведения должны содержать основные данные, связанные
с процессом изготовления изделий (технология обработки образцов, основные
свойства материалов и другие вопросы). Изложение их должно
предшествовать практическим занятиям, быть логически связанным с
изучаемым материалом и одновременно помогать в решении воспитательных и
эстетических задач (Вульфсон, 2009).
В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое
развитие декоративноприкладного искусства и художественных промыслов,
основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы
не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к
изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Таким образом, можно сделать вывод, что кружковая работа является
необходимой составляющей обучения в школе. Она повышает интерес к
предметам, способствует эстетическому воспитанию, развивает творческие
способности учащихся и является способом проявления личностных качеств.
Список использованной литературы
БимБад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /
1
Б.М. БимБад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. –341с.
Валок, А. Психическое развитие ребёнка [Текст] /А. Валок. – М.:
2
Просвещение, 2007.– 231 с.
Вульфсон, С.И. Уроки профессионального творчества [Текст] /С.И.
3
Вульфсон. – М.: Академия, 2009.– 233 с.
Голованов,
4
Методика и технология работы педагога
дополнительного образования [Текст] / В.П. Голованов. М.: ВЛАДОС,
В.П.
2004.– 271 с.
5
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина.– М.: Академия,2009.– 380 с.
6
Немов, Ф.С. Психология: учебпособ. для уч. педучилищ, студентов
пединст. и работников системы подготовки повышения квалификации и
переподготовки пед. Кадров [Текст] /Ф.С. Немов.– М.: Просвещение, 2011.–
94 с.
7
Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] /А.В. Петровский.–
М.: Академия, 2007.– 421 с.
8
Сидоренко, В.И. Техника лоскутного шитья и аппликация [Текст] /В.И.
Сидоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2000.– 295 с.
Основы эстетического воспитания учащихся младших классов
Основы эстетического воспитания учащихся младших классов
Основы эстетического воспитания учащихся младших классов
Основы эстетического воспитания учащихся младших классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.