ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В поддержку введения метода проектов в основной школе разработана модульная программа «Основы проектной деятельности», каждый модуль которой нацелен на освоение учащимся конкретного способа деятельности в области коммуникации, работы с информацией, разрешения проблем. Модульная конструкция программы позволяет компенсировать дефициты, обнаруженные у конкретных групп учащихся. Модульная программа «Основы проектирования» для старшей школы позволяет учащимся (в соответствии с концептуальными установками профильного обучения) освоить полный цикл проекта того или иного типа – инженерный, социальный, исследовательский проекты, бизнес-план.
Иконка файла материала ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Включение метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей в работу   образовательного   учреждения   часто   вызывает   у   учащихся   объективные затруднения,   причина   которых   заключается   в   том,   что   у   учащихся   не   сформированы техники   коммуникации,   работы   с   информацией,   планирования   и   т.п.,   которые актуализируются и интегрируются в процессе проектной деятельности.  В   поддержку   введения   метода   проектов   в   основной   школе   разработана   модульная программа   «Основы   проектной   деятельности»,   каждый   модуль   которой   нацелен   на освоение учащимся конкретного способа деятельности в области коммуникации, работы с информацией, разрешения проблем.  Модульная конструкция программы позволяет компенсировать дефициты, обнаруженные у конкретных групп учащихся. Модульная программа «Основы проектирования» для старшей школы позволяет учащимся (в соответствии с концептуальными установками профильного обучения) освоить полный цикл проекта того или иного типа – инженерный, социальный, исследовательский проекты, бизнес­план. Лаборатория предлагает: обучение кадров ­ педагогов по программе «Модули программы «Основы проектной деятельности»; ­ педагогов по программе «Модули программы «Основы проектирования»; консультационное сопровождение ­   администраторов   образовательных   учреждений   по   вопросам   организации   работы образовательного   учреждения   по   программам   «Основы   проектной   деятельности»   и «Основы проектирования». Направления развития ­ разработка модуля «Технологический проект» программы «Основы проектирования»; ­   доработка   по   результатам   апробации   модулей   «Инженерный   проект»   и «Исследовательский   проект»   (программа   «Основы   проектирования»)   и   методических рекомендаций к ним.   МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ  КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную  среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Под проектом  понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Метод  проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной  деятельности учащегося по разрешению проблем. Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у  школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и  компетентности разрешения проблем (поскольку важнейшим условием реализации метода  проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта). История проекта С 2002 г. проект развивался при поддержке министерства образования и науки Самарской области,   института   «Открытое   общество»,   Британского   Совета   в   сотрудничестве   с Кембриджским экзаменационным синдикатом.Лабораторией были разработаны: ­ методические рекомендации по применению метода проектов (2003 г.), которые были дополнены с учетом апробации технологии в 2006 г. ­ рекомендации по организации образовательного процесса с использованием метода проектов; ­   измерительные   материалы   для   оценивания   уровня   сформированности   ключевых компетентностей   в   ходе   работы   учащегося   над   проектом   (2004   г.),   которые   были скорректированы по итогам апробации в 2006­2007 гг. ­ в 2006 г. подготовлен и издан УМК, состоящий из дневников проектной деятельности для учащихся 5­7 классов и для учащихся 8­9 классов и методических рекомендаций для педагогов ­ руководителей проектов учащихся; ­ подготовлена программа повышения квалификации «Метод проектов – технология компетентностно­ориентированного   образования»,   была инвариантным  содержанием  повышения  квалификации  педагогов   Самарской области.   В 2007­2008   гг.   программа   существенно   переработана   и   дополнена   кейсами   из   практики образовательных учреждений, реализующих метод проектов; ­ подготовлены оценочные материалы для проведения аттестационных испытаний  педагогов. Результаты проекта используются педагогами Самарской области, Республики Кабардино­ Балкария, Пермского края, Ярославской области, Кировской области, г. Набережные  Челны и др.   которая   с   2002   г. Сегодня Лаборатория предлагает: обучение  ­   педагогов   по  программе   «Метод   проектов   –   технология   компетентностно­ ориентированного образования»; ­ работников системы повышения квалификации к работе по программе «Метод проектов – технология компетентностно­ориентированного образования» (тренинг для тренеров); консультационное сопровождение  ­   администраторов   образовательных   учреждений,   курирующих   проектную   деятельность учащихся; ­ педагогов (школьных команд), реализующих метод проектов; аудит  ­ реализации технологии «метод проектов» в образовательном учреждении. Направления развития ­ подготовка УМК для старшей школы.   ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ  КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ Ключевые компетентности – это результат образования, который формируется и может  быть проверен только в деятельности.  Процедура внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей  основана на оценивании продуктов деятельности испытуемого (письменного документа) и  на формализованном наблюдении за его деятельностью (групповая работа, диалог,  публичное выступление).Сегодня Лаборатория предлагает: разработка  ­ тестов внешней оценки ключевых компетентностей учащихся; обучение кадров: ­ педагогов по программе «Внешняя оценка уровня сформированности ключевых  компетентностей учащихся»; консультационное сопровождение ­ менеджеров системы образования различного уровня по вопросам проведения внешнего  оценивания уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся; исследование ­ уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся образовательного  учреждения / территориальной системы образования – стартовый замер при переходе на  компетентностно­ориентированный подход к образованию. Направления развития ­ подготовка тестов для оценки уровня сформированности ключевых компетентностей для трех ступеней обучения.   ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКЕ Ключевые компетентности – такой результат образования, который формируется и может  быть оценен в деятельности. Структура школьного урока позволяет не только  формировать знания, умения и навыки, но и обеспечить освоение учащимися  универсальных способов деятельности.  Чтобы формировать ключевые компетентности в рамках школьной программы, учителю  необходим инструмент. Таким инструментом являются компетентностно­ ориентированные задания, разработанные в строгом соответствии с требованиями к  содержанию деятельности учащихся (по уровням сформированности ключевых  компетентностей). Проект Лаборатории нацелен на обеспечение учителя этим инструментом. Сегодня  Лаборатория предлагает: разработка  ­ комплектов компетентностно­ориентированных заданий для использования в рамках  изучения предметов БУПа; обучение кадров ­ педагогов­предметников по программе «Потенциал предмета для формирования  ключевых компетентностей учащихся: технология разработки и применения  компетентностно­ориентированных заданий на уроке» (для предметов естественно­ научного, общественно­научного, филологического циклов); ­ работников системы повышения квалификации к работе по программе «Потенциал  предмета для формирования ключевых компетентностей учащихся: технология разработки и применения компетентностно­ориентированных заданий на уроке» (тренинг для  тренеров); ­ педагогов начальной школы работе с УМК для формирования ключевых  компетентностей у учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей  «Победители стихий» и «Символика класса»); консультационное сопровождение ­ администраторов школ по вопросам включения компетентностно­ориентированных  заданий в преподавание предметов БУПа;­ педагогов по использованию компетентностно­ориентированных заданий в процессе  изучения предметов школьной программы. Направления развития ­ разработка компетентностно­ориентированных заданий для формирования ключевых  компетентностей на III уровне; ­ пополнение банка компетентностно­ориентированных заданий.   СИСТЕМА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных  достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов,  продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по  результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что  оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении  учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной  эффективностью.  Основным инструментом формирующего оценивания является технология выстраивания обратных связей. Важнейшим   условием   для   применения   формирующего   оценивания   является   наличие грамотно   спланированных   образовательных   результатов:   результаты   должны   быть детализированы   до   отдельных   единиц   содержания   и   должен   быть   назван   планируемый уровень их освоения. Результатами применения формирующего оценивание является:  1) обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, 2) максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, 3) формирование оценочной самостоятельности учащихся, 4) формирование адекватной самооценки. История проекта С 2005 г. проект развивался при поддержке министерства образования и науки Самарской области   и   Британского   Совета   в   сотрудничестве   с   Кембриджским   экзаменационным синдикатом и Отделом образования графства Нортумберленд. Лабораторией были разработаны: ­ методические рекомендации по применению технологии обратных связей в процессе формирующего оценивания (2007 г.); ­ программа повышения квалификации «Технология осуществления обратных связей при формировании и оценивании предметных знаний и умений» (2008 г.), в том числе  Единой   коллекции   цифровых предполагающая   использование   ресурсов образовательных   ресурсов,   подготовленной   в   рамках   федерального   проекта «Информатизация системы образования». Сегодня Лаборатория предлагает: обучение  ­   педагогов   по  программе   «Технология   осуществления   обратных   связей   при формировании и оценивании предметных знаний и умений»; консультационное сопровождение  ­   администраторов   образовательных   учреждений   в   процессе   введения   формирующего оценивания как системы работы образовательного учреждения; разработку­   планируемых   образовательных   результатов   на   основе   программ,   используемых   в образовательном учреждении. Направления развития ­ разработка карты образовательных результатов учащегося как инструмента выстраивания обратных связей (наряду с имеющимися – листами обратных связей и бланками оценки \ самооценки).