Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере, поэтому тема моего реферата является весьма актуальной.
Физ-ра.docx
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Челябинской области
Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Кафедра музыкального образования
Заочная форма обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Физической культура»
на тему:
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
Выполнила студентка 1 курса
Ершова Анастасия Александровна
Проверил:
Ураков В. А
Магнитогорск 2018
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы
желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и
залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять
наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать
трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье,
разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему
долгую и активную жизнь.
В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу
жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем
специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в
процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в
трудовой сфере, поэтому тема моего реферата является весьма актуальной.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от
всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, он должен за него
бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной
гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии
здоровья.
Цель реферата раскрыть основные положения здорового образа жизни
студентов, а также показать значение физической культуры и физических
упражнений в обеспечении здоровья студентов.
4 ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ "ЗДОРОВЬЕ" КАК ЦЕННОСТЬ
И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма. Все стороны
человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия
производственнотрудовом,
политическом,
социальноэкономическом,
семейнобытовом, духовном, оздоровительном, учебном в конечном счете,
определяются уровнем здоровья.
Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье",
которые можно классифицировать следующим образом:
здоровье это отсутствие болезней;
«здоровье» и «норма» понятия тождественные;
здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и
социальноэкономических констант.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что
здоровье это нормальная деятельность организма, его полное физическое и
психическое благополучие.
Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении
здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил
функциональный подход. Его особенность заключается в способности
индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции,
в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную
деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее
значимым социальным последствием болезней человека.
В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие
"практически здоровый человек", поскольку возможны патологические
изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и
5 работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается,
какую цену организм платит за сохранение работоспособности. Поэтому,
качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни
имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в
степени выраженности здоровья определяются по многим критериям
признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных
возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к
регенерации и др.
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и
интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно
зависит от уровня здоровья, его "качественных" характеристик, которые в
значительной мере определяют образ и стиль жизни человека. В то же время
здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и
характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во
многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость
открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность
общественного труда и тем самым на динамику экономического развития
общества. Уровень здоровья и физического развития одно из важнейших
условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей,
оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой
деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида
профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается
проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам
профессиональной деятельности.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как
отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному
здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его
6 нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм
жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.
У организма человека нет более противоположных состояний, чем
здоровье и болезнь. Качественные и количественные характеристики, как
здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В
пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по
многим критериямпризнакам: уровню жизнеустойчивости организма,
биологической активности органов и систем, их способности к регенерации,
широте адаптационных возможностей организма. Здоровье не исключает
наличия в организме ещё не проявившегося болезнетворного начала или
субъективных колебаний самочувствия. Вместе с тем отсутствие объективных
проявлений нарушения здоровья ещё не указывает на отсутствие болезненного
состояния.
Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого
организма, т.е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него
воздействующие. Значит, для предупреждения болезней – повышения
жизнеустойчивости организма есть два способа: удаление внешних причин или
оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии
нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ малоудачен, поскольку
человеку, который живёт в обществе, практически невозможно устранить все
внешние факторы болезни. Второй способ более результативен. Он
заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов,
провоцирующих болезни. И в то же время закалять свой организм, приучать
его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность
к действию неблагоприятных факторов.
адаптации – один из важнейших критериев здоровья.
Следовательно, способность к
7 ГЛАВА II. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
ЧЕЛОВЕКА
Здоровье человека результат сложного взаимодействия социальных,
средовых и биологических факторов.
влияний в состояние здоровья следующий:
Считается, что вклад различных
наследственность 20%;
окружающая среда 20%;
уровень медицинской помощи 10%;
образ жизни 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых,
выглядят так:
человеческий фактор 25% (физическое здоровье 10%,
психическое здоровье 15%);
экологический фактор 25% (экзоэкология 10%, эндоэкология
15%);
социальнопедагогический фактор 40% (образ жизни:
материальные условия труда и быта 15%, поведение, режим
жизни, привычки 25%);
медицинский фактор 10%.
II.1. Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье
человека.
Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей
среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не
всегда приносит желаемые положительные результаты. Загрязнение
поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, сказывается
на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование
злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных
8 путей, а загрязнение вод на пищеварение, резко ухудшает общее состояние
здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье,
полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% от
условий, нас окружающих.
Действие природных биологических факторов проявляется в
изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических
очагов болезней животного и растительного миров, а также в появлении новых
аллергенов естественноприродного происхождения.
Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор
воздействия на здоровье наследственность. Это присущее всем организмам
свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности
развития, способность передавать от одного поколения к другому
материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них
новых особей.
II.2. Влияние образа жизни на здоровье
Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни
и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни (ЗОЖ)
рассматривается как основа профилактики заболеваний и преждевременных
смертей, увеличения продолжительности жизни
Здоровый образ жизни является предпосылкой для гармоничного
развития и жизнедеятельности человека, достижения им активного
долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
На образ жизни, помимо генетических факторов, также влияют:
образование
интеллект
профессия
условия труда
воспитание
9 семейные традиции и устои
материальное благополучие
бытовые условия
личные мотивации
II.3. Гипокинезия и ее влияние на здоровье
Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной
стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры
среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных
функций и появлению негативных состояний организма человека.
Гипокинезия это пониженная двигательная активность. Она может
быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми
условиями работы в ограниченном пространстве,
с некоторыми
заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка,
постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия,
которая переносится организмом еще тяжелее.
Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности
в работе мышечного аппарата и внутренних органов. На уровне
внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению воспроизводства
белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции
(снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе).
При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда.
Падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к
перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. У людей наблюдаются
функциональные расстройства;
забывчивость,
невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон;
появляются апатия,
резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных,
но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц,
10 изменяются физикохимические свойства мышечных белков; в костной ткани
уменьшается содержание кальция.
11 ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Структура здорового образа жизни должна представлять собой
принципиальное единство всех сторон материальнобытового, природного,
социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через
структурный, энергетический и информационный каналы.
Уклад жизни человека должен учитывать сложность организации
организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей
средой. Структура здорового образа жизни должна включать следующие
факторы:
Рациональный режим труда и отдыха необходимый элемент здорового
образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом
режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования
организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем
самым способствует укреплению здоровья.
Сон обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха.
Для студента норма ночного монофазного сна 7,58 ч. Недосыпание
отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном
состоянии.
Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти
нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко
сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно
отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих
детей.
Рациональное питание. Следует помнить о двух основных законах,
нарушение которых опасно для здоровья.
12 Первый закон равновесие получаемой и расходуемой энергии.
Избыточное питание приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца,
гипертонии, сахарному диабету и целому ряду других недугов.
Второй закон соответствие химического состава рациона
физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание
должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах,
углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.
Оптимальный двигательный режим.
Его основу составляют
систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно
решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей,
сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики
неблагоприятных возрастных изменений.
Закаливание. Для эффективного оздоровления и профилактики
болезней необходимо тренировать и совершенствовать выносливость в
сочетании с закаливанием что обеспечит растущему организму надежный щит
против многих болезней.
Хорошее настроение. Следует четко осознать, что хорошее настроение
можно произвольно создавать, поддерживать и тренировать. Огромное
значение при этом имеет общее функциональное состояние и
работоспособность.
13 ГЛАВА IV. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗОЖ
Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс,
охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества
и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу
жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья
специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе
профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности.
В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье
формируется у студента как часть общекультурного развития,
проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности
построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями
о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью
общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе
устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную
обеспечить саморегуляцию личности,
деятельности.
мотивацию ее поведения и
14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье нормальное психосоматическое состояние человека,
отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие
и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и
биологических функций.
Здоровье во многом зависит от образа жизни. Главное это активное
творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие
ЗОЖ гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха,
система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него
также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в
целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
Следовательно, необходимо как расширение представлений о здоровье и
болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на
различные составляющие здоровья,
овладение оздоровительными,
общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями,
формирование установки на здоровый образ жизни.
Содержание ЗОЖ студентов отражает результат распространения
индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации
жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного.
Основными элементами ЗОЖ выступают: соблюдение режима труда и отдыха,
питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального
целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных
привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе,
содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психологический вестник РГУ. РостовнаДону, 1997. 439 с.
2. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.
СПб., 1993. 269 с.
3. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. М., 2002. 340 с.
4. Барчуков И.С. Физическая культура. М., 2003. 255 с.
5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича.
М.: Гардарики, 2001 448 с.
16
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.