«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 22.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере, поэтому тема моего реферата является весьма актуальной.
Иконка файла материала Физ-ра.docx
Министерство культуры Российской Федерации Министерство культуры Челябинской области Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки Кафедра музыкального образования Заочная форма обучения КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  по дисциплине «Физической культура»  на тему:  «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА» Выполнила студентка 1 курса  Ершова Анастасия Александровна Проверил:  Ураков В. А Магнитогорск2018 2ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ Здоровье ­ бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это ­ основное условие и залог  полноценной  и  счастливой  жизни.  Здоровье   помогает  нам  выполнять наши   планы,   успешно   решать   основные   жизненные   задачи,   преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно   сохраняемое   и   укрепляемое   самим   человеком,   обеспечивает   ему долгую и активную жизнь. В   последнее   время   активизировалось   внимание   к   здоровому   образу жизни   студентов,   что   отражает   озабоченность   общества   здоровьем специалистов,   выпускаемых   высшей   школой,   ростом   заболеваемости   в процессе   профессиональной   подготовки,   снижением   дееспособности   в трудовой сфере, поэтому тема моего реферата является весьма актуальной. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех   болезней.   Человек   ­   сам   творец   своего   здоровья,   он   должен   за   него бороться.   С   раннего   возраста   необходимо   вести   активный   образ   жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены,   ­   словом,   добиваться   разумными   путями   подлинной   гармонии здоровья. Цель реферата ­ раскрыть основные положения здорового образа жизни студентов,   а   также   показать   значение   физической   культуры   и   физических упражнений в обеспечении здоровья студентов. 4ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ "ЗДОРОВЬЕ" КАК ЦЕННОСТЬ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма. Все стороны человеческой   жизни   в   широком   диапазоне   социального   бытия   ­ производственно­трудовом,   политическом,   социально­экономическом, семейно­бытовом, духовном, оздоровительном, учебном ­ в конечном счете, определяются уровнем здоровья. Существуют   различные   подходы   к   определению   понятия   "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом: здоровье ­ это отсутствие болезней; «здоровье» и «норма» ­ понятия тождественные; здоровье   как   единство   морфологических,   психоэмоциональных   и социально­экономических констант. Исходя   из   всего   вышеперечисленного,   можно   сделать   вывод,   что здоровье ­ это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее   широкое  распространение   в  настоящее   время  получил функциональный   подход.   Его   особенность   заключается   в   способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность.   Их   утрата   является   наиболее   распространенным   и   наиболее значимым социальным последствием болезней человека. В   связи   с   функциональным   подходом   к   здоровью   возникло   понятие "практически   здоровый   человек",   поскольку   возможны   патологические изменения,   которые   существенно   не   сказываются   на   самочувствии   и 5работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую   цену   организм   платит   за   сохранение   работоспособности.   Поэтому, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени   выраженности   здоровья   определяются   по   многим   критериям­ признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность   многообразных   жизнепроявлений   человека   непосредственно зависит от уровня  здоровья, его  "качественных"  характеристик, которые  в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер   его   активности   в   быту,   особенно   в   трудовой   деятельности,   во многом   определяют   состояние   его   здоровья.   Такая   взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья. Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного   труда   и   тем   самым   на   динамику   экономического   развития общества. Уровень здоровья и физического развития ­ одно из важнейших условий   качества   рабочей   силы.   В   зависимости   от   их   показателей, оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности.   Поэтому   уже   на   этапе   выбора   специальности   и   вида профессионального   обучения   объективно   возникает,   ставится   и   решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности. Потребность   в   здоровье   носит   всеобщий   характер,   она   присуща   как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью,   способность   обеспечить   индивидуальную   профилактику   его 6нарушений,   сознательная   ориентация   на   здоровье   различных   форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека. У   организма   человека   нет   более   противоположных   состояний,   чем здоровье   и   болезнь.   Качественные   и   количественные   характеристики,   как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности  здоровья определяются по многим   критериям­признакам:   уровню   жизнеустойчивости   организма, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации, широте   адаптационных   возможностей   организма.   Здоровье   не   исключает наличия   в   организме   ещё   не   проявившегося   болезнетворного   начала   или субъективных колебаний самочувствия. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья ещё не указывает на отсутствие болезненного состояния. Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма,   т.е.   «внутреннее   основание»   и   внешние   причины,   на   него воздействующие.   Значит,   для   предупреждения   болезней   –   повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: удаление внешних причин или оздоровление,   укрепление   организма   для   того,   чтобы   он   был   в   состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ малоудачен, поскольку человеку, который живёт в обществе, практически невозможно устранить все внешние   факторы   болезни.   Второй   способ   более   результативен.   Он заключается   в   том,   чтобы   по   мере   возможности   избегать   поводов, провоцирующих болезни. И в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к   действию   неблагоприятных   факторов. адаптации – один из важнейших критериев здоровья.  Следовательно,   способность   к 7ГЛАВА II. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Здоровье  человека ­  результат сложного взаимодействия   социальных, средовых   и   биологических   факторов. влияний в состояние здоровья следующий:  Считается,   что   вклад   различных  наследственность ­ 20%;  окружающая среда ­ 20%;  уровень медицинской помощи ­ 10%;  образ жизни ­ 50%. В   развернутом   варианте   эти   цифры,   по   мнению   российских   ученых, выглядят так:  человеческий   фактор   ­   25%   (физическое   здоровье   ­   10%, психическое здоровье ­ 15%);  экологический фактор ­ 25% (экзоэкология ­ 10%, эндоэкология ­ 15%);  социально­педагогический   фактор   ­   40%   (образ   жизни: материальные   условия   труда   и   быта   ­   15%,   поведение,   режим жизни, привычки ­ 25%);  медицинский фактор ­ 10%. II.1. Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье человека. Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды.   Вмешательство   человека   в   регулирование   природных   процессов   не всегда   приносит   желаемые   положительные   результаты.   Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных 8путей, а загрязнение вод ­ на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% ­ от условий, нас окружающих. Действие   природных   биологических   факторов   проявляется   в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительного миров, а также в появлении новых аллергенов естественно­природного происхождения. Кроме   этого,   необходимо   учитывать   еще   объективный   фактор воздействия на здоровье ­ наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития,   способность   передавать   от   одного   поколения   к   другому материальные   структуры   клетки,   содержащие   программы   развития   из   них новых особей. II.2. Влияние образа жизни на здоровье Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается как основа профилактики заболеваний и преждевременных смертей, увеличения продолжительности жизни Здоровый   образ   жизни   является   предпосылкой   для   гармоничного развития   и   жизнедеятельности   человека,   достижения   им   активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. На образ жизни, помимо генетических факторов, также влияют:  образование  интеллект  профессия  условия труда  воспитание 9 семейные традиции и устои  материальное благополучие  бытовые условия  личные мотивации II.3. Гипокинезия и ее влияние на здоровье Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны,   и   недостаточное   развитие   массовых   форм   физической   культуры среди   населения,   с   другой   стороны,   приводят   к   ухудшению   различных функций и появлению негативных состояний организма человека. Гипокинезия   ­   это   пониженная   двигательная   активность.   Она   может быть   связана   с   физиологической   незрелостью   организма,   с   особыми условиями   работы   в   ограниченном   пространстве,   с   некоторыми заболеваниями   и   др.   причинами.   В   некоторых   случаях   (гипсовая   повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее. Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в   работе   мышечного   аппарата   и   внутренних   органов.   На   уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению воспроизводства белковых   структур:   нарушаются   процессы   транскрипции   и   трансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе). При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает   иммунологическая   активность,   а   также   устойчивость   организма   к перегреванию,   охлаждению,   недостатку   кислорода.   У   людей   наблюдаются функциональные   расстройства;   забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон;   появляются   апатия, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но   и   в   простых   движениях;   ухудшается   сократимость   скелетных   мышц, 10изменяются физико­химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. 11ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Структура   здорового   образа   жизни   должна   представлять   собой принципиальное   единство   всех   сторон   материально­бытового,   природного, социокультурного   и   духовного   бытия   человека,   реализуемого   через структурный, энергетический и информационный каналы. Уклад   жизни   человека   должен   учитывать   сложность   организации организма   человека   и   многообразие   его   взаимоотношений   с   окружающей средой.   Структура   здорового   образа   жизни   должна   включать   следующие факторы: Рациональный режим труда и отдыха ­ необходимый элемент здорового образа   жизни   любого   человека.   При   правильном   и   строго   соблюдаемом режиме   вырабатывается   четкий   и   необходимый   ритм   функционирования организма,   что   создает   оптимальные   условия   для   работы   и   отдыха   и   тем самым способствует укреплению здоровья. Сон ­ обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для   студента   норма   ночного   монофазного   сна   7,5­8   ч.   Недосыпание отражается   на   продуктивности   умственного   труда   и   психоэмоциональном состоянии. Искоренение   вредных   привычек   (курение,   алкоголь,   наркотики).   Эти нарушители   здоровья   являются   причиной   многих   заболеваний,   резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей. Рациональное   питание.   Следует   помнить   о   двух   основных   законах, нарушение которых опасно для здоровья. 12Первый   закон   ­   равновесие   получаемой   и   расходуемой   энергии. Избыточное питание приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету и целому ряду других недугов. Второй   закон   ­   соответствие   химического   состава   рациона физиологическим   потребностям   организма   в   пищевых   веществах.   Питание должно  быть  разнообразным   и   обеспечивать   потребности  в  белках,  жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Оптимальный   двигательный   режим.   Его   основу   составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения   здоровья   и   двигательных   навыков,   усиления   профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Закаливание.   Для   эффективного   оздоровления   и   профилактики болезней   необходимо   тренировать   и   совершенствовать   выносливость   в сочетании с закаливанием что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней. Хорошее настроение. Следует четко осознать, что хорошее настроение можно   произвольно   создавать,   поддерживать   и   тренировать.   Огромное значение   при   этом   имеет   общее   функциональное   состояние   и работоспособность. 13ГЛАВА IV. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗОЖ Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. В   последние   годы   активизировалось   внимание   к   здоровому   образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. В   условиях   здорового   образа   жизни   ответственность   за   здоровье формируется   у   студента   как   часть   общекультурного   развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую,   индивидуальную   систему   ценностных   ориентации,   способную обеспечить   саморегуляцию   личности, деятельности.   мотивацию   ее   поведения   и 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ Здоровье   ­   нормальное   психосоматическое   состояние   человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и   обеспечивающее   полноценное   выполнение   трудовых,   социальных   и биологических функций. Здоровье во многом зависит от образа жизни. Главное ­ это активное творение   здоровья,   включая   все   его   компоненты.   Таким   образом,   понятие ЗОЖ гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также   входит   система   отношений   к   себе,   к   другому   человеку,   к   жизни   в целом,   а   также   осмысленность   бытия,   жизненные   цели   и   ценности   и   т.д. Следовательно,   необходимо   как   расширение   представлений   о   здоровье   и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные   составляющие   здоровья,   овладение   оздоровительными, общеукрепляющими,   природосообразными   методами   и   технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Содержание   ЗОЖ   студентов   отражает   результат   распространения индивидуального   или   группового   стиля   поведения,   общения,   организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами ЗОЖ выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания   и   сна,   гигиенических   требований,   организация   индивидуального целесообразного   режима   двигательной   активности,   отказ   от   вредных привычек,   культура   межличностного   общения   и   поведения   в   коллективе, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. 15СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Психологический вестник РГУ. ­ Ростов­на­Дону, 1997. ­ 439 с. 2. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. ­ СПб., 1993. ­ 269 с. 3. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. ­ М., 2002. ­ 340 с. 4. Барчуков И.С. Физическая культура. ­ М., 2003. ­ 255 с. 5. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001 ­ 448 с. 16