Особенность государственного финансового регулирования экономики в современной России
Оценка 4.6

Особенность государственного финансового регулирования экономики в современной России

Оценка 4.6
docx
24.05.2023
Особенность государственного финансового регулирования экономики в современной России
Особенность государственного финансового регулирования экономики в современной России.docx

В наследство от перестройки новое общество в экономике России получило «рвущиеся с треском хозяйственные связи, начавшийся спад производства, неимоверно возросшую внешнюю государственную задолженность, пустые прилавки магазинов».

Современная экономика России, по мнению ведущих отечественных экономистов, является, во-первых, в целом слаборазвитой; во-вторых, с доминирующей ролью сырьевого сектора, во многом ориентированного на экспорт; в-третьих, высокомонополизированной. на эффективность макроэкономического регулирования влияют особенности экономической системы сложившейся в стране после краха советской плановой экономики. В России, в настоящее время, на первый план выдвигается экономическая функция государства, потому что без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Характер российской экономики и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований. Период институциональных изменений 1990-х гг. представляет собой рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. После продолжавшихся почти целое десятилетие экономического спада и депрессии российская экономика в течение последних четырех лет показывает положительные результаты. Прирост ВВП за этот период по отношению к уровню 1998 г. составил почти 25%. Произошло заметное повышение уровня реальных доходов населения, который уже превысил докризисный (имеется в виду финансовый кризис 1998 г.) уровень и продолжает расти достаточно высокими (немногим менее10% в год) темпами. Потребительские расходы населения в последние годы превратились в главный фактор роста производства, заменив в этом качестве внешний спрос, обеспечивавший основную часть прироста ВВП в 1999-2000 гг. Экспорт вот уже третий год превышает сто миллиардов долларов, обеспечивая крупное активное сальдо торгового баланса и баланса по текущим операциям и нормализацию расчетов по внешнему долгу, а также относительную стабильность курса национальной валюты. Продолжается рост инвестиций в производственном секторе, увеличивается объем сбережений населения. Экономическим фундаментом отечественной государственности является многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными становятся те из них, которые на деле докажут свое преимущество. Сейчас в стране нужно производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству, мировому рынку. Поэтому главное здесь - приоритетная государственная поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики - демонополизация российского производства. Не может быть нормальной экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует другим свои условия только потому, что оно единственное. Помимо развивающегося антимонопольного механизма, активно развиваются такие экономические механизмы: институты рыночного хозяйствования, системы государственного управления, демонополизации, налогообложения, хозяйственного законодательства. Поэтому процесс формирования системы государственно-правового регулирования рыночной экономики не может быть откатом назад, это движение вперед, реформирование и укрепление Российского государства. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Развитие российской экономики немыслимо без развития науки и техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказывается на научно-техническом потенциале страны. Страна может постепенно потерять современную техническую инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего наукоемкие) производства. Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований.

Необходимость государственного финансового регулирования в условиях рыночной экономики определяется тем, что рыночный механизм не позволяет решить многие проблемы экономического и социального развития страны.

Можно назвать следующие проблемы, решить которые невозможно без использования инструментов государственного воздействия на экономические и социальные процессы:

1. Проблема справедливого распределения доходов между всеми гражданами страны. Рыночный механизм саморегулирования обеспечивает достаточный уровень доходов только участникам рыночных отношений, но значительная часть населения страны непосредственно не участвует в рыночных экономических процессах - это работники таких отраслей как образование, здравоохранение, культура, наука и некоторых других. В этих отраслях сфера распространения рыночных отношений относительно узкая.

Не являются непосредственными участниками рыночных отношений и такие категории граждан, как учащиеся, пенсионеры. Использование только рыночных механизмов управления не позволяет обеспечить достаточный уровень доходов этой части населения, т.к. они не производят и не продают продукцию, не оказывают услуг и таким образом не имеют собственных доходов.

Проблема безработицы. Чрезмерный уровень использования только рыночного механизма управления экономическими и социальными процессами не позволяет обеспечить постоянным даже тот уровень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудоспособного населения. Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями пока зал, что уровень безработицы не должен быть выше этого нормативного уровня. Его превышение означает возникновение и развитие каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ресурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения. Уровень безработицы ниже этого норматива, как ни странно тоже нежелателен, т.к. возникают трудности в развитии рыночной экономики: дефицит трудовых ресурсов на рынке труда и как следствие - снижение темпов развития производства.

Проблема инфляции. Состоит в наличии чрезмерного количества денежных знаков в сфере обращения. Мировой опыт развитых стран с рыночной экономикой также выявил определенный условный норматив инфляции - 2-3% в год. Если фактический уровень инфляции превышает этот норматив, то возникают отрицательные экономические и социальные последствия: снижается заинтересованность хозяйствующих субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей деятельности, т.к. происходит обесценивание будущих расходов их хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в результате вложения средств они извлекут соответствующий объем прибыли. В результате высокого уровня инфляции резко снижается жизненный уровень населения, т.к. потребительские цены повышаются.

Проблема обеспечения высоких темпов научно-технического прогресса. Хозяйствующие субъекты, несомненно, заинтересованы в применении результатов технических исследований, которые могут улучшить параметры хозяйственной деятельности по различным направлениям, снизить себестоимость продукции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Относительно этой формы научно-технического прогресса рыночный механизм очень эффективен, т.к. внедрение результатов НТП в хозяйственную деятельность значительно повышает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, и это внедрение является одним из основных методов конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой.

Проанализировав проблемы, которые невозможно решить без государственного регулирования экономики, а также учитывая мировой опыт государственного регулирования можно считать доказанным, что нет, и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.


 

В наследство от перестройки новое общество в экономике

В наследство от перестройки новое общество в экономике

Продолжается рост инвестиций в производственном секторе, увеличивается объем сбережений населения

Продолжается рост инвестиций в производственном секторе, увеличивается объем сбережений населения

Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований

Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований

Его превышение означает возникновение и развитие каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ресурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения

Его превышение означает возникновение и развитие каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ресурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения

Проанализировав проблемы, которые невозможно решить без государственного регулирования экономики, а также учитывая мировой опыт государственного регулирования можно считать доказанным, что нет, и не может быть…

Проанализировав проблемы, которые невозможно решить без государственного регулирования экономики, а также учитывая мировой опыт государственного регулирования можно считать доказанным, что нет, и не может быть…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023