Технологическая карта занятия
Тема занятия: «Особенности биологии и морфологии дрозофилы»
Цель занятия |
Познакомиться с особенностями внешнего строения и развития плодовой мушки. |
Задачи занятия |
Образовательные: - изучить особенности морфологии дрозофилы; - рассмотреть этапы развития плодовой мушки. Развивающие: - развивать у обучающихся познавательный интерес к биологии. Воспитательные: - содействовать эстетическому воспитанию учащихся через изучение живых объектов природы. |
Образовательные результаты: |
|
Предметные |
Выделение отличительных признаков разных линий дрозофилы; Умение отличать самок от самцов Drosophila melanogaster. |
Метапредметные |
Овладение составляющими исследовательской деятельности [8]. |
Личностные |
Сформированность познавательных интересов направленных на изучение окружающего мира. |
Оборудование |
Мультимедийная установка, стаканчики, или пробирки с ватой, эфир и морилка, пинцет, белое стекло или лист бумаги, лупа. |
Биологический материал |
Линии дроозофилы: white (мушка имеющая белые глаза), ebony (мушка имеющая черное тело), vestigial (мушка имеющая зачаточный крылья), Canton-S (линия дикого типа с красными глазами и серым телом). |
Литература |
1) Гончаров О.В. Генетика. Задачи. / О.В.Гончаров. – Саратов: Лицей, 2005. – 352 с. 2) Медведев Н.Н. Практическая генетика. / Н.Н.Медведев. – М.: издательство «Наука», 1968 – 294 с. 3) Сидорская В.А. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Генетике» / В.А Сидорская. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 50 с. |
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
1.Организационный момент. (3 минуты) |
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. |
Настраиваются на плодотворную работу на занятие. |
||||
2. Актуализация знаний учащихся (15 минут). |
Мотивирует учащихся на изучение нового материала.
- Наша программа называется «Дрозофильный практикум». А это значит, что вопросы, изучаемые по генетики на уроках биологии, мы будем рассматривать проводя эксперименты на модельном объекте генетики – Drosophila melanogaster. Скажите, когда вы впервые встретились с этим видом, изучая биологию на уроках?
Отмечает, что, используя Drosophila melanogaster, можно не только изучать сцепленное наследование, но и рассмотреть все законы наследственности и изменчивости.
Прежде, чем мы с вами будем изучать новую тему, ответьте на вопрос, пользуясь таблицей: «Какое строение имеет плодовая мушка?»
А сегодня на занятие мы более подробно рассмотрим с вами вопрос «Особенности биологии и морфологии дрозофилы» |
Слушают учителя.
Учащиеся отвечают, что впервые с плодовой мушкой встретились при изучении опытов Моргана.
Рассказывают и одновременно показывают строение плодовой мушки на мультимедийной презентации.
Записывают тему. |
||||
3. Постановка цели занятия. (5 минут) |
Предлагает учащимся сформулировать цель занятия.
Выбирает наиболее верную цель. |
Целеполагание. |
||||
4. Первичное усвоение новых знаний с (40) |
Перечисляет особенности дрозофилы, из-за которых плодовая мушка является модельным объектом генетики.
Проводит связь с ранее изученным материалом. - Что такое чистая линия?
Переходит к вопросу о линиях дрозофилы. - У дрозофилы выделяют несколько мутантных линий, таких, как white, ebony, которые имеют признаки, передающиеся из поколения в поколение. Так, линия white имеет белые глаза, линия ebony – имеет черный цвет тела, а линия vestigial имеет крылья в зачаточном состоянии, в отличие от мушки дикого типа с красными глазами и хорошо развитыми крыльями. - Благодаря большому количеству линий, можно проследить различные генетические закономерности.
Переходит к вопросу о различии мужского и женского пола. - Обычно самки плодовой мушки пола крупнее, с заостренным брюшком, у самцов наблюдается более цилиндрическое тельце на конце которого находится темное пигментное пятно.
Предлагает выполнить небольшое задание по подсчету заранее заморенных мух (число самок – число самцов).
Переходит к вопросу о развитии мух. Демонстрирует учащимся пробирку, где мушки находятся на разных стадиях развития. |
Записывают в тетрадь.
Отвечают, что «чистая линия – это группа организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомкам, из-за одинаковости всех особей».
Во время объяснения учителя рассматривают линии мух на презентации и в пробирках на рабочем столе.
Выполняют задание. Называют количество самок и самцов.
Рассматривают и сравнивают личиночную, кукольную стадию и стадию взрослого животного. |
||||
5. Первичное закрепление новых знаний (15 минут). |
Предлагает заполнить учащимся таблицу (Таблица №??). Для этого раздал несколько линий дрозофил каждому учащемуся.
После заполнения таблицы проверяют правильность выполненного задания. |
Заполняют таблицу с использованием живых объектов.
Сначала взаимопроверка. Затем проверяют совместно с учителем. |
||||
6. Рефлексия (5 минут) |
По итогам первого занятия выполняют рефлексию, связанную с заинтересованностью посещения «Дрозофильного практикума».
|
Заполняют ответ в бланке занятий |
Таблица 8
Отличительные признаки линий дрозофил
Линия дрозофил |
Цвет глаз |
Цвет тела |
Наличие крыльев |
white |
Белый |
Серый |
Есть |
ebony |
Красный |
Черный |
Есть |
vestigial |
Красный |
Серый |
Либо отсутствуют, либо находятся в зачаточном состоянии. |
Canton-S |
Красный |
Серый |
Есть |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.