Особенности биологии и морфологии дрозофилы
Оценка 4.9

Особенности биологии и морфологии дрозофилы

Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
биология
9 кл—11 кл
03.11.2020
Особенности биологии и морфологии дрозофилы
технологическая карта занятия по дрозофиле.docx

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Особенности биологии и морфологии дрозофилы»

Цель занятия

Познакомиться с особенностями внешнего строения и развития плодовой мушки.

Задачи занятия

Образовательные:

- изучить особенности морфологии дрозофилы;

- рассмотреть этапы развития плодовой мушки.

Развивающие:

- развивать у обучающихся познавательный интерес к биологии.

Воспитательные:

- содействовать эстетическому воспитанию учащихся через изучение живых объектов природы.

Образовательные результаты:

Предметные

Выделение отличительных признаков разных линий дрозофилы;

Умение отличать самок от самцов Drosophila melanogaster.

Метапредметные

Овладение составляющими исследовательской деятельности [8].

Личностные

Сформированность познавательных интересов направленных на изучение окружающего мира.

Оборудование

Мультимедийная установка, стаканчики, или пробирки с ватой, эфир и морилка, пинцет, белое стекло или лист бумаги, лупа.

Биологический материал

Линии дроозофилы: white (мушка имеющая белые глаза), ebony (мушка имеющая черное тело), vestigial (мушка имеющая зачаточный крылья), Canton-S (линия дикого типа с красными глазами и серым телом).

Литература

1)                Гончаров О.В. Генетика. Задачи. / О.В.Гончаров. – Саратов: Лицей, 2005. – 352 с.

2) Медведев Н.Н. Практическая генетика. / Н.Н.Медведев. – М.: издательство «Наука», 1968 – 294 с.

3) Сидорская В.А. Методические рекомендации  к практическим занятиям по дисциплине «Генетике» / В.А Сидорская. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 50 с.

 

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент. (3 минуты)

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Настраиваются на плодотворную работу на занятие.

2. Актуализация знаний учащихся (15 минут).

Мотивирует учащихся на изучение нового материала.

 

- Наша программа называется «Дрозофильный практикум». А это значит, что вопросы, изучаемые по генетики на уроках биологии, мы будем рассматривать проводя эксперименты на модельном объекте генетики – Drosophila melanogaster.

Скажите, когда вы впервые встретились с этим видом, изучая биологию на уроках?

 

 

 

Отмечает, что, используя Drosophila melanogaster, можно не только изучать сцепленное наследование, но и рассмотреть все законы наследственности и изменчивости.

 

Прежде, чем мы с вами будем изучать новую тему, ответьте на вопрос, пользуясь таблицей: «Какое строение имеет плодовая мушка?»

 

А сегодня  на занятие мы более подробно рассмотрим  с вами вопрос «Особенности биологии и морфологии дрозофилы»

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают, что впервые с плодовой мушкой встретились при изучении опытов Моргана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают и одновременно показывают строение плодовой мушки на мультимедийной презентации.

 

 

Записывают тему.

3. Постановка цели занятия.  (5 минут)

Предлагает учащимся сформулировать цель занятия.

 

Выбирает наиболее верную цель.

Целеполагание.

4. Первичное усвоение новых знаний с (40)

Перечисляет особенности дрозофилы, из-за которых плодовая мушка является модельным объектом генетики.

 

Проводит связь с ранее изученным материалом.

- Что такое чистая линия?

 

 

 

 

 

Переходит к вопросу о линиях дрозофилы.

- У дрозофилы выделяют несколько мутантных линий, таких, как white, ebony, которые имеют признаки, передающиеся из поколения в поколение. Так, линия white имеет белые глаза, линия ebony – имеет черный цвет тела, а линия vestigial имеет крылья в зачаточном состоянии, в отличие от мушки дикого типа с красными глазами и хорошо развитыми крыльями.

- Благодаря большому количеству линий, можно проследить различные генетические закономерности.

 

Переходит к вопросу о различии мужского и женского пола.

- Обычно самки плодовой мушки пола крупнее, с заостренным брюшком, у самцов наблюдается более цилиндрическое тельце на конце которого находится темное пигментное пятно.

 

Предлагает выполнить небольшое задание по подсчету заранее заморенных мух (число самок – число самцов).

 

Переходит к вопросу о развитии мух.

Демонстрирует учащимся пробирку, где мушки находятся на разных стадиях развития.

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

Отвечают, что «чистая линия – это группа организмов, имеющих некоторые признаки, которые полностью передаются потомкам, из-за одинаковости всех особей».

 

 

Во время объяснения учителя рассматривают линии мух на презентации и в пробирках на рабочем столе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание. Называют количество самок и самцов.

 

 

 

Рассматривают и сравнивают личиночную, кукольную стадию и стадию взрослого животного.

5. Первичное закрепление новых знаний (15 минут).

Предлагает заполнить учащимся таблицу (Таблица №??). Для этого раздал несколько линий дрозофил каждому учащемуся.

 

После заполнения таблицы проверяют правильность выполненного задания.

Заполняют таблицу с использованием живых объектов.

 

 

 

Сначала взаимопроверка. Затем

проверяют совместно с учителем.

6. Рефлексия (5 минут)

По итогам первого занятия выполняют рефлексию, связанную с заинтересованностью посещения «Дрозофильного практикума».

Программа «Дрозофильный практикум» меня заинтересовала

 

Программа «Дрозофильный практикум» меня  не заинтересовала

 

Заполняют ответ в бланке занятий

 

Таблица 8

Отличительные признаки линий дрозофил

Линия дрозофил

Цвет глаз

Цвет тела

Наличие крыльев

white

Белый

Серый

Есть

ebony

Красный

Черный

Есть

vestigial

Красный

Серый

Либо отсутствуют, либо находятся в зачаточном состоянии.

Canton-S

Красный

Серый

Есть

 


 

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

ЛитератураГончаров О.В. Генетика

ЛитератураГончаров О.В. Генетика

Скажите, когда вы впервые встретились с этим видом, изучая биологию на уроках?

Скажите, когда вы впервые встретились с этим видом, изучая биологию на уроках?

Выбирает наиболее верную цель

Выбирает наиболее верную цель

Благодаря большому количеству линий, можно проследить различные генетические закономерности

Благодаря большому количеству линий, можно проследить различные генетические закономерности

Первичное усвоение новых знаний с (40)

Первичное усвоение новых знаний с (40)

Отличительные признаки линий дрозофил

Отличительные признаки линий дрозофил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2020