Особенности формирования фонематического анализа у детей с нарушением речи
Оценка 5

Особенности формирования фонематического анализа у детей с нарушением речи

Оценка 5
docx
28.08.2021
Особенности формирования фонематического анализа у детей с нарушением речи
Особенности формирования фонематического анализа у детей с нарушением речи.docx

Особенности формирования фонематического анализа у детей с нарушением речи

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М.Боскис, Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни[Волосовец, 2002]:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Еще до обучения грамоте ребенок без речевых расстройств уже достаточно тонко различает звуки речи и пользуется этим в повседневной практике. Тем не менее, первоначально и восприятие, и произнесение звуков речи совершается ребенком недостаточно осознанно, без мысленного выделения каждого звука. При этом ребенок затрудняется подбирать слова, начинающиеся или оканчивающиеся каким-либо общим звуком, то есть у него оказываются недостаточно сформированными фонематические представления.

Нарушения фонематического анализа препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.

Письменная форма речи изображает звуковую, то есть последняя выступает как содержание для письма, которое изображает то же со- держание, что и звуковая форма. Задача звукового анализа возникает именно в момент перехода от устной, звуковой формы к письменной. Основная трудность в установлении однозначного отношения между звуковой и графической формами речи заключается в следующем: звуковая форма представляет собой некое структурное образование, поскольку произнесение определенного звука обусловлено характером окружающих его фонем, в то же время в графической форме речи подобная структура отсутствует: ведь буква имеет постоянное написание независимо от букв слева и справа.

Для понимания возможностей и особенностей формирования умственных действий, одним из которых, в частности, является навык фонематического анализа, необходимо отталкиваться от положений, выдвинутых П.Я. Гальпериным [Гальперин, 1966] об этапах интериоризации высших психических функций. Согласно этой теории полноценное умственное действие может быть сформировано только в случае последовательного прохождения следующих этапов:

1. Составление предварительного представления о задании (ориентировки в задании);

2. Выполнение действий во внешнем плане с помощью вспомогательных средств, т.е. материализация действия;

3. Освоение действий в громкой речи с опорой на проговаривание;

4. Перенос действия в умственный план;

5. Окончательное становление умственного действия.

Следует помнить, что речевые звуки можно только слышать или произносить. Во многих случаях весьма эффективным является сопоставление звуков друг с другом, их различение и выделение путем произнесения в различных сочетаниях (правильном и неправильном), путем растягивания или слитного произнесения с другими звуками. Фонематические представления о звуковом строе языка формируются у ребенка на основе приобретаемой способности слышать и различать звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам.

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может лишь тот, кто понял звуко-слоговое строение слов» [Баль, 2010].

У детей с нарушениями речевого развития отмечается несформированность как простых, так и сложных форм фонематического анализа – т.е. им не доступна операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Простые формы фонематического анализа – это выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова (с четырех лет); выделение начального ударного гласного из слова (с пяти лет). Эта форма по данным В.К. Орфинской при нормальном онтогенезе появляется спонтанно. Более сложные формы фонематического анализа – вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец). Сложные формы фонематического анализа – это определение количества звуков в словах – количественный анализ (с шести лет); определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ (с шести лет); определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ (с шести лет). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения [Орфинская, 1946]

А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [Гвоздев, 1967].


 

Особенности формирования фонематического анализа у детей с нарушением речи

Особенности формирования фонематического анализа у детей с нарушением речи

Р.М.Боскис, Р.Е. Левина, Н.X.

Р.М.Боскис, Р.Е. Левина, Н.X.

Нарушения фонематического анализа препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие

Нарушения фонематического анализа препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие

Окончательное становление умственного действия

Окончательное становление умственного действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2021