«Особенности формирования хорового коллектива подросткового возраста как ведущего компонента детско-взрослого взаимодействия в рамках ЦДО».
Оценка 5

«Особенности формирования хорового коллектива подросткового возраста как ведущего компонента детско-взрослого взаимодействия в рамках ЦДО».

Оценка 5
docx
28.03.2022
«Особенности формирования хорового коллектива подросткового возраста как ведущего компонента детско-взрослого взаимодействия в рамках ЦДО».
Доклад 18.10.docx

«Особенности формирования хорового коллектива подросткового возраста как ведущего компонента детско-взрослого взаимодействия в рамках ЦДО».

         В процессе приобщения учеников к практической художественной деятельности решается важнейший вопрос нравственно-эстетического воспитания школьников.

Детский хор - особый исполнительский инструмент, постоянно растущий и изменяющийся, несущий энергетику оптимизма и обаяния, гибкий и отзывчивый. Но, далеко не каждый хоровой коллектив может стать удивительным музыкальным инструментом. Хормейстеру предстоит решить главный вопрос: как создать такой коллектив?

         В настоящее время педагоги и психологи большое значение уделяют гуманизации образования. Всё чаще говорится о внимании к каждому ребёнку, о создании психологического комфорта в школах и учреждениях дополнительного образования. Комфортное же состояние возникает под влиянием благоприятных условий окружающей среды. Устойчивость повышенного настроения как основного компонента комфортного состояния связана с успешной адаптацией личности к социальной среде, и это одна из первоочередных задач педагога. Подростковый возраст психологи признают одним из самых сложных периодов развития личности, поэтому в это время родителям и наставникам нужно проявить особое внимание, терпение, понимание. Хоровые занятия дают возможность в непростой для подростка период найти пути к своему «Я», почувствовать уверенность в своих силах, ответственность за дело, которым занимаешься, единение с остальными хористами. Для того, чтобы дети расширяли представление о собственном внутреннем мире, учились позитивно воспринимать себя, полезно обсуждать с ними волнующие их темы. Это процедура не займет много времени, но значение ее велико: дети не только постигают мир своих переживаний, но и узнают друг друга, совершают необходимое открытие – у других сверстников тоже есть чувства, проблемы, переживания подчас идентичны их собственным. Хормейстеру важно иметь навыки эмпатического слушания, ведь oт его педагогического влияния зависит, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в творческом коллективе.

         В современном мире растет тенденция к взаимодействию и интеграции искусств. В интегрированном преподавании огромное значение имеет способность видеть мир как целостную систему с множеством внутренних связей. Одним из видов интегрированного урока является театр или игра-драматизация. Такой урок организуется по сюжету. Дети воспроизводят услышанное или увиденное «в лицах» при помощи таких выразительных средств как музыкальная и речевая интонация, мимика, жесты, поза, мизансцены. Современные композиторы часто пишут такие театрализованные формы произведений для хора, но подобный сценарий может быть составлен самим педагогом по какому-либо литературному произведению, включая в него подходящий музыкальный материал или давая учащимся основу для импровизационного развития. В этой связи активное слушание музыки является одной из важнейших форм работы на занятиях.

Рекомендуется соединять восприятие музыки с движением, это может быть как свободное движение, так и тактирование, двигательное моделирование протяжённости фраз, предложений. Реагировать действием, а затем внутренним слухом на такие элементы как: метр, ритм, динамику – это и есть активная форма слушания. Детям могут быть предложены разнообразные задания: отменить сильную долю, чередовать игру метра и ритма, использовать «звучащие» упражнения (хлопки, шлепки, щелчки пальцами и т.д.). Эти эффективные упражнения на репетициях дают возможность участникам почувствовать друг друга, осознать себя частью коллектива, проявить себя в импровизационном творчестве, воспитать терпимость и уважение к участникам коллектива.

         В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности. Важно применять нетрадиционные виды занятий, основанные на формах известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, интервью, репортаж, рецензия – как правило, погружаясь в самостоятельную (или в небольших группах) работу подростки проявляют свои лучшие качества и дальнейшее желание поделиться найденной самостоятельно информацией побуждает их к взаимодействию друг с другом и педагогом. В таких обсуждениях коллектив становится единым механизмом, движущийся к одной цели. Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность отдельного ребенка, хоровой коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью. Например, кроме хоровых репетиций в классе, проводить творческие встречи с интересными людьми, выпускниками, устраивать совместные праздники, участвовать в районных и городских школьных конкурсах и концертах, выезжать на гастроли. Наиболее эффективному использованию инновационных педагогических технологий способствует правильно выбранный репертуар. При выборе репертуара хормейстер должен уметь предугадать динамику музыкально-певческого развития, а также гибко реагировать на новые веяния в современной музыкальной жизни.

         Занятия по хору и вокалу помогают многим детям сгладить проблемы, связанные с заиканием и другими речевыми особенностями, а также синхронизировать слух детей, имеющих проблемы с интонированием. На помощь приходят современные методики, в основе которых звукоподражание. Детям зрительные и эмоциональные образы помогают контролировать звучание своего голоса. Очень интересной является методика В. Емельянова, в основе его метода – фонопедические упражнения. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными в вокальной работе. Они направлены на развитие чистоты интонации, впоследствии расширению певческого диапазона, полётности звучания, яркости тембровых красок. Начальный этап обучения подразумевает ассоциативные упражнения: пение glissando, «крики чаек», «дельфин», «плачь ребёнка» и др. Эти упражнения полезны и эффективны для всех детей, но особенно для тех, у которых есть проблемы с интонированием, так называемыми «гудошниками».

Актуальной методикой при работе с детьми остаётся система музыкального обучения К. Орфа –  самостоятельный поиск детьми «музыкантов внутри себя». Использование ударных и шумовых инструментов на занятиях, использование сонорных эффектов, ритмические игры, создают условия к более полному самовыражению.

         Если ведется работа сразу над несколькими и довольно сложными произведениями, то в плане занятий можно предусматривать некоторую «разрядку», каковой может быть прослушивание записи хорошо звучащего хора, просмотр интересных фрагментов хоровых занятий ведущих современных хоровых коллективов, или же провести несложные музыкальные игры. Например, хормейстер может предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Педагог, под аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного-двух тактов, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Хормейстер поет два такта, затем, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая учащимся, возможность повторить то, что только что было пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д. вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо-импровизации. Подобные упражнения вызывают неподдельный интерес и развитие когнитивных способностей учеников.

         Интерес – это главный фактор учебного роста детей, без которого все виды творческой деятельности для учащихся протекают однообразно. Удержать детское внимание можно лишь через активное, познавательное отношение к предмету. Межпредметные связи, существующие в хоровом творчестве, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность. Хоровое пение приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: искусствоведения, филологии, социологии, психологии и т.д. Кроме того, специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию положительных человеческих качеств: уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, ответственность, справедливость, дружелюбие.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности формирования хорового коллектива подросткового возраста как ведущего компонента детско-взрослого взаимодействия в рамках

Особенности формирования хорового коллектива подросткового возраста как ведущего компонента детско-взрослого взаимодействия в рамках

Современные композиторы часто пишут такие театрализованные формы произведений для хора, но подобный сценарий может быть составлен самим педагогом по какому-либо литературному произведению, включая в него…

Современные композиторы часто пишут такие театрализованные формы произведений для хора, но подобный сценарий может быть составлен самим педагогом по какому-либо литературному произведению, включая в него…

Занятия по хору и вокалу помогают многим детям сгладить проблемы, связанные с заиканием и другими речевыми особенностями, а также синхронизировать слух детей, имеющих проблемы с…

Занятия по хору и вокалу помогают многим детям сгладить проблемы, связанные с заиканием и другими речевыми особенностями, а также синхронизировать слух детей, имеющих проблемы с…

Межпредметные связи, существующие в хоровом творчестве, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность

Межпредметные связи, существующие в хоровом творчестве, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022