Министерство образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила:
Студентка группы ПНК-3
Специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Филиппова Анастасия Николаевна
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Природные зоны России. Зоны арктических пустынь и тундра.»
Место проведения: МБОУ СШ №39, 4 «Б» класс
Дата проведения: 24.01.2022
Учитель: Павлова И. В.
Методист: Мизина С. В.
Дзержинск - 2022
Тема: «Природные зоны России. Зоны арктических пустынь и тундра.»
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Цель: изучение природных зон России, зон арктических пустынь и тундры
Задачи: Образовательные: -
познакомить учащихся природными зонами России.
-познакомить с особенностями зон арктических пустынь и тундра.
-познакомить с картой природных зон.
Развивающие: - развивать умения анализировать,
сравнивать, обобщать;
- развивать способность
планировать и навыки самоконтроля;
- развивать навык вести учебный
диалог с учителем.
Воспитательные: - воспитывать интерес к учебной
деятельности через использования разнообразных
форм учебной работы на уроке.
Планируемые результаты: Предметные: - знают природные
зоны России
- знают
особенности зон арктических пустынь и тундра.
-разбираются в карте природных зон
Метапредметные: Познавательные: - умеют анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные:-
планируют собственную деятельность на уроке;
-
умеют контролировать свою деятельность.
Коммуникативные:- умеют
формулировать мысль, высказывать ее;
-
умеют высказывать своё мнение и делать вывод;
-
умеют вести учебный диалог с учителем
Личностные: - проявляют
интерес к учебной деятельности и изучению темы урока.
Оборудование: Для учителя: учебник, презентация.
Для учащихся: учебник, пенал, дневник.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивирование к учебной деятельности – 12
мин.
3. Открытие нового знания – 6 мин.
Физминутка – 2 мин.
4. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи – 17 мин.
5. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению – 2 мин.
6. Рефлексия учебной деятельности – 5 мин.
Этап урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Методы и приемы работы
|
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||||
1.Орг. момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке. |
- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Николаевна, урок окружающего мира сегодня у вас проведу я. Когда-то великий французский писатель Виктор Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце». Давайте подарим улыбки добра друг другу. Молодцы, присаживайтесь. |
Приветствуют учителя, |
Беседа |
Фронтальная |
|
Самоконтроль |
|
РУУД: Самоконтроль |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
2.Мотивирование к учебной деятельности |
Создать условия для возникновения потребности включения в дея-сть. |
Ребята, посмотрите на слайд. Вам даны 2 карты. С какой картой вы уже знакомы, а какая новая для вас? Верно, 1 карта физическая, а 2 карта- природные зоны России. Сегодня на уроке мы начинаем большое путешествие по природным зонам России. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и животным миром каждой природной зоны, узнаем, чем занимается на этих территориях человек. Но сначала нам предстоит выяснить, что такое природная зона. |
Мы знакомы с физической.
Слушают учителя
|
Беседа, эксперимент. |
Фронтальная |
Презентация, аудиозапись. |
Самоконтроль |
|
РУУД: Самоконтроль
|
Стремятся к совершенствованию своих ЗУН |
|||||||||||||||
3. Открытие нового знания. |
Определить тему урока, его задачи и способы достижения цели, сформировать у учащихся новые знания по теме и актуализировать уже имеющиеся. |
На больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами обитают определенные растения и животные. Эти территории называются природными зонами. Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живем. Здесь возникает цепочка связей, в которой почвы выступают соединительным звеном между неживой и живой природой. Если в местности меняется климат, то меняются почвы, а следом меняется растительность. Например, где-то климат стал теплее и суше – начинают пересыхать болота и превращаются в луга. Но клюква, которая прекрасно растет на болоте, не сможет расти на лугу. Следовательно, болотные растения исчезнут, появятся луговые. Изменится растительность – изменится животный мир. Посмотрите на слайд. Так выглядит карта природных зон. Каждая природная зона имеет свой цвет. Основные природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни. Названия им даны по преобладающей в них растительности. Природные зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам. И сегодня я хочу вам рассказать о таких природных зонах, как арктических пустынях и тундре. Прежде чем мы начнем работать, я составила план, по которому мы будем с вами работать, а также раздала вам карточки с таблицей. В них вы будете пункты плана, которые мы с вами разобрали.
И первая природная зона-арктическая пустынь. Географическое положение. Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океана, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; острова: Шпицбергена, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров-заповедник). - Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами, а самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м. Подумайте, почему? Посовещайтесь, обсудите в парах - Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко к бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса. А теперь запишем в таблицу. Где расположение зоны? На островах Северного Ледовитого океана. Природные условия. Как вы думаете, почему здесь так мало солнца? Верно. Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до -30o, - 40oС. Самая низкая температура - 69oС. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток. Прочитай нам стихотворение(любой ученик) Что за чудо-чудеса: Как вы думаете, о чем речь? И лишь иногда черную непроглядную тьму разрывают сполохи северного сияния. - Представьте, что наступило лето. Как освещена ледяная зона? - Поэтому лето ясное, но холодное. Самая высокая температура + 5o, + 9oС. Даже в июне идет снег, но солнце щедро освещает землю и не уходит за горизонт. На полюсе полярный день длится 186 суток. Теперь запишем в таблицу. Что мы запишем? Верно. Растительный мир - Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы? - А такое может быть? Вот какую историю рассказал один из полярников: «Высадились на остров мы и ахнули. У скал лежал красный снег. Слепили снежок из снега – розовый. Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь, а верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел.» Посмотрите на слайд. Это снежные водоросли. Но это не все растения, которые мы может встретить. - Почему этим растениям удаётся здесь выжить? - Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли). Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета. Записываем в таблицу растения. Животный мир. Растительный мир скудный, а что же представляет собой животный мир? Как вы думаете, где на территории Арктики могут обитать животные? - Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы: камбала, треска, морской окунь, сайка, мойва, селёдка, пикша, которая питается в основном ракообразными. Помимо рыб, еще есть птицы. Посмотрите на слайд, здесь представлены некоторые виды. А сейчас откройте учебник на стр.9 - Рассмотрите иллюстрации зверей, обитающих в Арктике. Что помогает им выжить в таких суровых условиях? Толстый слой жира. Густая тёплая шерсть у зверей. Широкие лапы у зверей. Окраска меха. Сезонные передвижения. Близость моря и пищи. Записываем в таблицу животных Экологическая проблема С появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности – положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось. Основные причины: загрязнение морей, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолёты, посёлки). Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля. -Сейчас мы немного отдохнем. А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. Географическое расположение. Слово «тундра» произошло от финского «tunturi», которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Как вы уже сами знаете, самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря. Запишем в таблицу. Климатические условия Уже в сентябре здесь начинается зима: выпадает снег, крепчают морозы. Озера покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце стоит низко у горизонта. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60, градусов ниже нуля, летом до + 10 градусов Растительный мир – Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике. Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот. Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой. В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров. Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица. Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры) Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза. Животный мир Послушайте сказку. Слушайте внимательно. Летели два мороза, дедушка и внук, на Северный полюс. Дедушка Мороз решил отдохнуть. А остановился он на земле, которая называлась тундрой, и была в это время длинная полярная ночь. Стал внук Морозец дальше прыгать по снежным кочкам. Глядь - а перед ним стоит пушистый белый зверь, похожий на лису, стоит и ловит кого-то под снегом. Вспомнил Морозец, что это песец и стал его морозить: то за спину схватит, то за хвост. Ничего не получается. Мех у песца пушистый и теплый, чисто белого цвета. Подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их и не дают скользить по льду. А под шкурой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. Такого белого зверя на снегу не сразу заметишь. С песцом Морозец не справился и решил поморозить птиц: у них-то нет шерсти. Забрался он в сугроб, разворошил его , вылез, запрыгал по кочкам и столкнулся с белой совой. Белая сова сидела и грела яйцо, которое лежало прямо на голой земле. Она сидела и высматривала: не летит ли самец. Не несет ли ей поесть. Подкрался Морозец и стал белую сову морозить. А сова только перья растопырила. Сидит, хохлится, греется. Оперение у нее густое, покрывает всю её голову так, что клюв едва заметен. Лапы у совы покрыты перьями до самых когтей. «Нет и с совой мне не справится! Пойду поищу другую птицу»,- решил Морозец. Только взлетел, вдруг видит: кто-то разгребает снег и вытаскивает из-под него ягоды и почки растений. « Да это же белая куропатка!»- узнал ее Морозец. Оперение у нее белое, пальцы покрыты длинными перьями, а из-под них видны длинные когти. « Так вот почему она не вязнет в снегу и так легко его разгребает! Нет, с куропаткой мне тоже не справиться». Полетел Морозец к дедушке и рассказал ему, как хотел зверей тундры заморозить. « Глуп ты еще, мало по свету летаешь и многого не знаешь, - отвечал ему дед. - Хорошо эти звери приспособлены к условиям тундры. А справиться мы можем только с больными и слабыми животными. Да и зачем их нам обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе свое назначение имеет» Итак, какие основные виды животных обитают в тундре? Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги. Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары -гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых. Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова Как вы думаете, как они приспособились к таким условиям? Верно. Экологические проблемы – Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство. Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:
Все они внесены в красную книгу России. В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан. Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом. |
Слушают учителя.
Смотрят на слайд
Смотрят на план
Находиться ближе к югу
Записывают в таблицу
Оно просто не попадает
Читает стихотворение
Северное сияние
Очень светло
Зимой: -30,-40,-60 Летом: +5, +9
Могут
Слушают историю
Смотрят на слайд
Они прячутся
Записывают в таблицу
Рядом с океаном
Смотрят на слайд
Открывают учебник
Записывают
Выполняют фикультминутку
Записывают в таблицу
Ответы детей
Слушают сказку
Перечисляют животных
|
Беседа, объяснение, демонстрация, показ. |
Фронтальная |
Презентация, пластилин. |
Самоконтроль |
. |
РУУД: сохраняют и удерживают учебную задачу. КУУД: грамотно оформляют свою мысль, высказывают ее в учебном диалоге. |
|
|||||||||||||||
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию, организовать первичное закрепление полученных знаний |
Давайте обобщим все, что мы узнали об Арктике и Тундре. Кто прочитает мне, в виде рассказа, что у нас получилось в таблице арктических пустынь? Тундры? - Арктика и Тундра – это очень холодные, суровые зоны. В них много общего, но есть и различия. В тундре немного теплее, почва летом оттаивает лишь до одного метра, много болот и мелких озер. В Арктике почва почти не образуется.
|
Рассказывают, что они записали в таблицу.
|
Беседа, упражнение, объяснение. |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная. |
Презентация, карточки с заданием, ромашка с лепестками.
|
Самоконтроль, взаимоконтроль |
Могут привести примеры физических и химических явлений природы, различают их. |
ПУУД: РУУД: Взаимооценка. КУУД: умеют вести учебный диалог с учителем и в паре. |
|
|||||||||||||||
5.Информация о д/з |
Понимание домашнего задания |
Теперь открываем дневники и записываем домашнее задание- подготовить сообщение о животном и растительном мире из любой природной зоны, так же можно взять сообщение про северное сияние. |
Записывают домашнее задание. |
Беседа, объяснение |
Фронтальная |
Дневник |
Самоконтроль |
|
|
|
|||||||||||||||
6.Рефлексия учебной дея-сти |
Организовать подведение итогов урока |
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, пожалуйста, чему мы научились на этом уроке? Что было для вас самым сложным на уроке? Я предлагаю вам оценить наш сегодняшний урок. Нарисуйте на листочках улыбку: Весёлую – если вы всё поняли и урок был вам полезен; Без эмоций – если вы поняли на уроке не всё и остались вопросы; Грустную – если урок не
понравился вам совсем. -Молодцы, вы сегодня отлично поработали на уроке. Мне было приятно провести у вас урок окружающего мира. |
Отвечают на вопросы учителя, подводя итог урока. Оценивают уровень своих знаний по теме и привлекательность урока посредством ромашек и ваз. Прощаются с учителем. |
Беседа |
Фронтальная |
Презентация, вазы с цветами. |
Самоконтроль |
|
РУУД: самооценка и взаимооценка.
|
Стремятся к совершенствованию ЗУН |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.