Конспект урока по орксэ
Оценка 4.9

Конспект урока по орксэ

Оценка 4.9
docx
28.03.2022
Конспект урока по орксэ
орксэ 4а.docx

                                                                                                                                   

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

Выполнила:
студентка группы ПНК-3
специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»

Филиппова Анастасия Николаевна

 

Технологическая карта урока ОРКСЭ

на тему: «Православное учение о человеке»

 

Место проведения: МБОУ СШ №39, 4«А» класс.

Дата проведения: 22.10.2021

 

 

Учитель: Глазкова М.А.___________

Методист: Беляева О. Л.___________

 

 

 

Дзержинск – 2021

 

Тема: «Православные учение о человеке ».

Класс: 4 «А»
Тип урока -
урок  открытия новых  знаний.  

Цель: формировать представления о человеке, о его внутреннем мире.

Задачи:

образовательные:

- раскрыть понятия души, образа Божия в человеке;

- сформировать знания о духовном, внутреннем мире человека.;

развивающие:

- развивать чувство глубокого уважения к православной культуре;

воспитательные:

- воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание и понимание своей ответственности по отношению к творению Божьему (к природе)

Планируемые результаты:

Предметные:

-имеют представления о понятии души, образа Божия в человеке;

-знают о духовном , внутреннем мире человека..

Метапредметные

ПУУД:

- проявляют уважительное отношение к православной культуре.

РУУД:

- умеют принимать и сохранять учебную задачу;

КУУД:

- Умеют оформлять свои мысли в устной форме;

-Умеют высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

- относятся с уважением к Богу;

-воспитывают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание и понимание своей ответственности по отношению к творению Божьему (к природе)

Место проведения: учебный класс.
Оборудование: презентация

Ход занятия: (45 мин)

Орг. момент: 1 мин.

Актуализация знаний:  2 мин.

Обобщение и систематизация знаний: 20 мин.

Проверка усвоенных знаний:15 мин.

Рефлексия: 5 мин.

 

 

Ход занятия:

Этапы

урока

Задачи

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые формы, методы, приемы и средства

Формируемые УУД

 

Орг.момент

Подготовить учащихся к общению; активизировать внимание детей.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна. Сегодня я буду вести у вас урок «Основы православной культуры». Прежде чем начать урок, проверим вашу готовность к уроку. На краю ваших парт лежат учебник по основам православной культуры, дневник и пенал.

Приветствуют учителя.

Форма: фронт.

Средство: речь.

Методы: рассказ, беседа

КУУД: сотрудничают в системе «ученик-учитель».

2.Дианостич.

этап.

Создать необходимую эмоциональную атмосферу, настроить учеников на восприятие материала

Ребята, давайте еще раз повторим все ,что мы с вами открыли нового на уроках ОРКСЭ. А для этого проведем блиц – опрос «Основы православия».

-Кто такие христиане?

-Что значит быть православным человеком?

-Что значит слово «молиться»?

 -Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? Молодцы.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о православном учении о человеке

-человек, исповедующий христианство.

значит исповедовать православную христианскую веру.

Обращаться к богу,с помощью слов

 

Истинное богатство человека состоит в образе и подобии Божием, а не в имении, не в землях, не в деньгах, не в разного рода познаниях и искусствах, не в множестве слуг и одежд, вообще благ земных, ибо все это тленно и временно, а душа – образ Божий – вечна, и богатство ее – добродетель, святыня, незлобие, воздержание во всем, вера, надежда и любовь

Форма: фронт.

Средство: речь, иллюст., презентация

Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация

РУУД: анализируют, сравнивают и обобщают полученную информацию.

3.Констр.этап.

Формировать представления детей о душе и внутреннем мире.

-Что мы уже знаем о человеке, как биологическом существе?

-Мы с вами многое могли бы рассказать о каждом органе человеческого тела, его функциях,   если бы это был урок окружающего мира.

-Озвучьте проблему, которая стоит перед нами? 

-Но нельзя размышлять о человеке не сказав, о Боге. Существует ли Он? (Ответы ребят)

- Я вам расскажу по этому поводу притчу:

Притча «Разговор о Боге»

Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:

- Если Бог существует, то откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Поэтому лично я не верю в Его существование.

        Тогда клиент сказал парикмахеру:

- Знаете, что я Вам скажу? Парикмахеров - не существует.

- Как это не существует?- удивился парикмахер. –Один из них сейчас перед Вами.

- Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.

-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог - есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире столько боли и страданий.

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Бог есть для тех, кто в него верит.

В Библии написано, что Бог сотворил человека.

«Бог создал весь мир. Он создал естественные законы природы, по которым существует вся Вселенная. И все подчиняется этим законам. Бог сотворил мир совершенным, без всякого зла, греха или чего-то плохого. И это совершенство было результатом того, что весь мир подчинялся Божьим законам, подчинялся Его воле.

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь существенный, земной мир  и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.»

        Таким образом мы принадлежим двум мирам: телом (по образу Божьему) к миру видимому, вещественному, земному; а душой – к миру невидимому (по подобию Божьему), духовному, небесному.

- Слово «Человек» состоит  из двух корней «ЧЕЛО и  ВЕК», а чело в русском языке раньше означало – лицо или лик. Значит, человек-это лик веков, т.е. на лике человека запечатлены многие века его существования. Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в гармонии.

А сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой видеоролик.

- Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик?  

-Вам захотелось плакать, но ведь никто вам не причинил физической боли. Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах?

-Душа заболела, говорят люди. Именно душа делает человека человеком.

У каждого из вас есть своё тело и своя душа. Слово душа произошло от слова «дышать». Дыхание человека не видно. Но если нет дыхания, то нет и жизни. Душу тоже не видно. Но раз есть у души свои поводы для боли и радости, значит, она существует.

Есть  качества которые  составляют целый мир. Он так и называется внутренний мир человека. Разум, любовь, творчество у христиан называется образом Бога в человеке.

Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа. Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” .

А тело и душа болят по- разному? Обсудите в группах и выскажите своё мнение.

Действительно, тело и душа болят по- разному. Иногда может случиться так, что тело здорово, а душа болит. А когда душа болит?

        Непросто сознавать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели её стремлений. Вам ещё предстоит понять, что на самом деле нужно душе, что её ранит.

Есть фразеологизмы о душе, которые вам приходилось слышать: душа в пятки ушла, душа на распашку. Как вы их можете объяснить. (Испугался; простой, открытый для людей человек)

-  Скажите есть разница в словосочетаниях: «зрелая душа» и «большая душа»?

А Сейчас я вам прочитаю 2 текста

 «БОЛЬШАЯ ДУША».

Однажды ученик спросил своего учителя:

- Учитель, скажи мне, что такое свобода?

- О какой свободе ты спрашиваешь? — спросил его учитель. — Первая свобода – глупость. Она подобна коню, который сбрасывает седока с громким ржанием. Но тем крепче он потом почувствует хватку. Вторая свобода – это раскаяние. Раскаяние подобно штурману, который остается после кораблекрушения на обломках, вместо того, чтобы сесть в спасательную шлюпку. А третья свобода – это понимание. Понимание приходит после раскаяния и после глупости. Оно подобно былинке, которая, тихонько качаясь на ветру, стоит, поскольку она уступает там, где слаба.

Тогда ученик спросил:

- И это все?

Учитель на это ответил:

- Иные полагают, что самостоятельно ищут истину своей души. Только это думает и ищет с их помощью большая душа. Она, как природа, может позволить себе большое число ошибок, ибо она меняет без устали оплошавших игроков на новых игроков. Однако тому, кто позволяет ей думать, она иногда предоставляет определенную свободу действий и, прямо как река пловца, который не спорит с течением, выносит всеми силами на берег.

Вывод: большая душа должна пройти через глупость и раскаяние к пониманию.

 Почитайте второй текст.

  «ЗРЕЛАЯ ДУША»  Это индийская притча о душе человека.

Ученики однажды спросили Фарида:

- Говорят, что Иисус на кресте, когда его распинали, не испытывал физической боли. Как это может быть? Еще говорят, когда Мансуру отрубили ноги и руки, он просто улыбался. Когда ему выкололи оба глаза, на лице его даже не отразилось никаких мук боли. Как такое возможно?

Фарид на это сорвал с дерева зеленый орех, затем протянул его ученику и произнес:

- Расколите орех так, чтобы при этом не повредить сердцевины.

Ученик же ответил, что это просто невозможно. Фарид спросил:

- У спелого ореха можно отделить скорлупу, при этом, не повредив ядро?

- Нет никаких проблем со спелым орехом, — ответил ученик.

- Все верно, — сказал Фарид. — Только ведь ты сам дал на свой вопрос ответ. У большинства людей душа с телом полностью срослась. Если наносят раны телу, то тогда ранят и душу. Однако есть и другие люди; их душа настолько свободна, что она имеет тело, как оболочку. Повреждая тело, невозможно нанести урон их сильным душам. Мансур и Иисус были людьми, подобными спелому ореху.

-  О какой боли говорил мальчик?

- У каких людей нет ощущения физической боли?

Вывод: зрелая душа у людей сильных духом.

- Эти два словосочетания одинаковые по значению или различны? 

Ребята, а как исцелить душу от ее недугов? Найдите лекарство для души.

Где бы сердце вам жить ни велело — 
В шумном свете иль в сельской тиши, 
Расточайте без счёта и смело 
Вы сокровища вашей души. 
Не ищите, не ждите возврата, 
Не смущайтесь насмешкою злой. 
Человечество всё же богато 
Лишь порукой добра круговой. 

 

(У него есть тело: голова, глаза, нос, рот, зубы, ноги, руки, сердце и т.д.)

 

 

 

Чем отличается информация о человеке в учебнике окружающего мира и курса основы православной культуры. Т.е. мы будем размышлять о человеке с точки зрения православной культуры.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Хотелось плакать, боль души, сострадание…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходят в церковь и тд

 

Яица, кулиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кровь

 

 

 

 

 

В церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеоролик

Форма: фронт.

Средство: речь, иллюст., презентация

Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация

ПУУД: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

4.Итоговый этап.

Подвести итоги занятия.

Подводя итог нашему разговору, главные выводы мы запишем в виде синквейна.

Вы знаете что это такое ?

Назовите главное понятие нашего урока. )

О какой душе мы вели разговор? 

 Что даёт человеку добрая душа? (красит, помогает, защищает)

Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока.

Как назвать душу человека по-другому? 

 - Прочитайте ещё раз то, что мы записали. 

 

Домашнее задание:

 - Поразмышляйте дома вместе с родителями и подготовьте ответ на вопрос: Что такое внутренняя красота человека?

.

 

 

 

 

Душа

Богатая, красивая

 

Красит, помогает, защищает.

Человек должен заботиться о своей душе. Душа-самое ценное, что есть у человека.

Внутренний мир

Форма:фронт.

Средство:речь.Методы: беседа

КУУД: сотрудничают в системе «ученик-учитель»;

РУУД: анализируют, сравнивают и обобщают полученную информацию

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Тема : «Православные учение о человеке »

Тема : «Православные учение о человеке »

Орг. момент: 1 мин. Актуализация знаний: 2 мин

Орг. момент: 1 мин. Актуализация знаний: 2 мин

Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

Но нельзя размышлять о человеке не сказав, о

Но нельзя размышлять о человеке не сказав, о

Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах!

Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах!

Своему; и стал человек бессмертною душою

Своему; и стал человек бессмертною душою

Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах? -Душа заболела, говорят люди

Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах? -Душа заболела, говорят люди

Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный

Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный

Скажите есть разница в словосочетаниях: «зрелая душа» и «большая душа»?

Скажите есть разница в словосочетаниях: «зрелая душа» и «большая душа»?

Учитель на это ответил: - Иные полагают, что самостоятельно ищут истину своей души

Учитель на это ответил: - Иные полагают, что самостоятельно ищут истину своей души

Как такое возможно? Фарид на это сорвал с дерева зеленый орех, затем протянул его ученику и произнес: -

Как такое возможно? Фарид на это сорвал с дерева зеленый орех, затем протянул его ученику и произнес: -

Эти два словосочетания одинаковые по значению или различны?

Эти два словосочетания одинаковые по значению или различны?

Итоговый этап. Подвести итоги занятия

Итоговый этап. Подвести итоги занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022