Особенности формирования представлений о форме у старших дошкольников
В постижении окружающей действительности наиболее важна ориентировка в разнообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.
Форма занимает особенную точку среди многообразия свойств, постигаемых старшими дошкольниками. Устанавливая понятие форма, воспитанник абсорбирует предмет из остальных, познает и обозначает его, классифицирует (рассортировывает) и сопоставляет его с остальными предметами.
В последствие изучений в области психологии определено, что процесс постижения старшими дошкольниками формы как свойства – продолжительный и трудный.
В дошкольной психологии и педагогике созданы всевозможные методики формирования у старших дошкольников представлений о форме.
Понятие формы предметов в дошкольном возрасте проходит в активной деятельности, осязательно – двигательным путем и только к 6 годам восприятие формы становится зрительным и сопровождается названием основных особенностей той или иной формы. Геометрические фигуры делаются стандартом нахождения формы предметов окружающей действительности и их структур.
Опыт понятия формы объектов и геометрических форм скапливается старшими дошкольниками в игровой деятельности с предметами и макетами, по ходу действий с различными геометрическими фигурами, при собирании «изображений» на плоскости, в процессе конструирования сооружений из строительного материала, сотворения устройств из модульных деталей и т.д. В игровой деятельности с влажным песком дошкольники благополучно изучают формообразующие действия [29, с. 32].
Методически рационально начиная уже с младшего дошкольного возраста вместе с воспитанниками устанавливать (обозначать, демонстрировать) геометрические формы (шаблоны) как подобные и отыскивать им аналогичные предметы в окружающей действительности: «Вот квадрат, а это - квадратный стол, квадратное окно, кубик». Как популярно из теории познавательного развития, это в наибольшей степени результативный способ постижения качеств предметов. Нужно организовать для дошкольников такую обстановку, в которой геометрические формы и силуэты, из них отраженные, притягивали бы воспитанника реализовать их на практике, а время от времени и просто рассматривать, обводить рукой. К примеру, можно на стене (на уровне глаз дошкольников) разместить в пределах нормы яркое, но статичное панно с отображением уголка лесного массива и его жителей. Воспитатель концентрирует внимание старших дошкольников на месторасположении, формах, габаритах предметов. Обозначает собственные действия, качества предметов, подталкивает к тому же и воспитанников [19, с. 20].
Наиболее легкой дошкольному пониманию формой выступает круг (шар), следовательно, с самого раннего возраста в дошкольном учреждении представлены разнообразные игры с шаром и кругом.
Применение логических блоков Дьенеша и различных игровых приемов с ними, многокрасочных частей поддерживает маленького ребенка проявлять находчивость в разнообразии качеств предметов. Обладая необходимым опытом, дошкольники с помощью сопоставления предметов по форме, форме и цветовой гамме, величине и форме строят элементарные устройства абстрактного предназначения.
Старшие дошкольники принимают участие в экспериментально – опытной деятельности: прокатывают шары и цилиндрические формы; видоизменяют формы, изготовленные из влажного песка; предсказывают воздействие «упадет – не упадет» (в играх с конструкторами); осуществляют чередование формы; по наблюдающимся сгибам слагают кубики из разверток; подкидывают игральные кубики.
Чаще всего распространенны и полезны игры:
- «Дай такой же шар»;
- «Отыщи пару» (подбери второй предмет, подобный первому);
- «Игровые упражнения с рамками – вставками» М.Монтессори;
- «Сложи картинку» (машинки, домика и др.);
- «Найди фигуры» (по показанному свойству);
- «Сложи квадрат», «Собери узор», «Уникуб», «Уголки» и др.
Уже в средней группе дошкольники предприимчиво применяют геометрические формы в независимых игровых упражнениях, зрительно сопоставляют и соотносят их. С помощью метода наложения одной фигуры на другую, дошкольники узнают их различия или подобия.
Навык умения устанавливать различия, сопоставлять формы улучшается в данном дошкольном периоде с помощью овладения исследованием их очертания. В особых приемах дошкольники изучают соответствующие движения кончиков пальцев рук по очертанию плоской формы, объемной поверхности. Понемногу принимаются устанавливать существенные структурные компоненты, вначале – стороны, потом – углы [28, с. 84].
Для формирования навыков понимать фигуры подходят приемы на соединение фигур с очертанием, выставление их в выемки (контур).
Оптимизируя процесс прохождения и использования в различных видах занятия сведений об образцах, применяется такой способ, как очертание с помощью карандаша шаблонов фигур, окружностей, обручей. Дошкольники создают окружности и круги; с помощью замкнутых ломаных линий – треугольники и квадраты. С таким же намереньем применяются и шаблоны. Старшие дошкольники вылепляют геометрические формы из пластилина и глины, вычерчивают при помощи пальца на песке, выкладывают из палочек, применяют шнурки, камешки и т.п. [17, с.34]
Еще дошкольники собирают единое (изображения, силуэты) из долей, устанавливают сколько этих долей, их величины и формы.
С помощью игровых приемов с комплектами геометрических фигур различной величины, цветовой гаммы и формы старшие дошкольники обучаются находить одно из качеств, 2 или 3 качества сразу.
Таким образом, изучаются элементарные подчиненности среди фигур по строению, применению, употреблению в играх. Дошкольники старшего возраста принимаются разгадывать задачи логического содержания на продолжительность порядка, определение отсутствующей фигуры в целом порядке и др.
В итоге игровых приемов и упражнений, элементарных изучений к концу дошкольного возраста дети изучают предметно – познавательные действия сопоставления, собирания пар, соотнесения, классификации, трансформации, отображения.
Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении исследований, сконцентрированных на исследовании качеств геометрических форм.
Наиболее эффективны в этом возрасте игры с нерасцвеченными витражами, «Уникуб», «Рамки – вкладыши», «Сложи квадрат», «Собери фигуры»; игровые упражнения на моделирование в объеме: «Кубы», «Углы», «Игры на логическое мышление», серия игр В.Воскобовича «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат» и др.
Детей старшего дошкольного возраста завлекает разнообразие форм в физическом пространстве. Они сопоставляют их, устанавливают взаимоотношения тождественности и сходства, неравносильности, хаотичности. Пособия дидактического плана, которые предлагаются дошкольникам, осуществляют их влечение к предприимчивому занятию с формами, реализации синхронно 2-3- мя качествами. Такими пособиями обладают, комплекты геометрических фигур и тел, блоки логического плана Дьенеша, особые наборы геометрических фигур по логике, модели, игры «Форма и цвет», «Величина и форма» и др [25, с.13].
В большое количество исследуемых фигур подключаются овалы, четырехугольники, призмы; уточняются представления о гранях фигур и их плоскостях, чертах и ребрах некоторых геометрических фигур. Чтобы это установить, дошкольники закрашивают фигуры, слепляют их, изготовляют при помощи проволоки, не толстого картона и др.
Дошкольники старшего возраста завладевают приемом установления взаимосвязи, подчиненности, зависимости. Отыскивают совместное и отличительное внутри комплекта фигур. Чтобы это установить, применяются задачки логического мышления, приемы на переустройства, отыскивание фигуры, которой не достает в цепочке, четвертый лишний и т.д.
Старшие дошкольники без затруднений употребляют разнообразные предметно – познавательные и логические действия: соотнесение, реставрация, разделение на части, систематизация и классифицирование, разделение на серии, реорганизация и модификация, видоизменение.
Изучая вместе со старшими всевозможные актуальные условия и явления, дошкольники:
- самостоятельно собирают эскизы геометрических фигур и именуют их;
- обучаются отвечать на проблему «Что это?» (объект, изображение, световое отражение, тень);
- изведают геометрическую форму по ее световому отражению;
- осуществляют геометрический витраж по личному эскизу;
- постигают, как видоизменяется геометрическая фигура в последствии резания, укладывания, разделения на части; восстанавливают её снова, приобретают другие фигуры из таких же частей и др [6, с.17].
В старших и подготовительных группах воспитатели устанавливают зачастую следующие развивающие цели:
- содействовать изучению дошкольниками понятия обобщения;
- придерживаться логики при сопоставлении: абсорбировать подобия, после этого – отличия по одинаковым знакам, реализовывать сопоставление с помощью наглядной основы, по изображению (описанию словесно), соотносить с конкретным намерением, по обстоятельству, по итоговому последствию;
- определять взаимосвязи и подчиненности групп форм; взаимосвязи реорганизации, трансформации; взаимоотношения паритетности (одинаковости) и неравноправия, хаотичности;
- благополучно проводить операции со знаковыми системами и схематичными рисунками, применять шаблоны как оружие наиболее полного усвоения геометрических форм и как метод воспроизведения собственных соображений;
- содействовать классификации дошкольных суждений в ходе осуществления приемов на группировку, разделение, при произведении геометрических форм на практике, соотнесении и антитезе;
- формировать навык создания творческих экспозиций, отображая по-своему согласие мира в цветовой гамме, разнообразности форм, пространство размещения, совмещении в пропорциях. Здесь рационально применять упражнения на изготовление определенных узоров. Сочинение загадок вместе с дошкольниками содействует конкретизации качеств предметов [15, с.23].
Реализация воздействий с предметами придуманного (несуществующего) мира формирует созидательные потенциалы воспитанников, обновляет надобность сопоставлять, измерять, объяснять.
В экспериментальной работе старшие дошкольники употребляют простейшие приборы для черчения, реорганизации фигур, образования композиций. Исследования, созданные воспитателем, переключаются в независимые, которые ведут старших дошкольников к установлению обоснований.
Для воспитания у старших дошкольников соображений понятия форм немаловажно хвалить их склонность к синтетическому осознанию окружающей действительности: предметной, растительной, животной. Создать игровые ситуации на соотнесение, сопоставление, сочинение загадок, выдумыванием сказочных текстов и историй приключенческого содержания, «персонажами» которых выступают всевозможные формы. Данные суждения увеличивают мнения дошкольников, формируют проницательность, чуткость, т.е. главные познавательные способности [32, с.16].
Усиление соображений о формах и умение соотносить формы объектов и фигур содействует улучшению практичных видов работоспособности дошкольников (рисования, произведения аппликаций и прочей ручной деятельности) и помогает в формировании обстоятельств для нахождения логических взаимосвязей и подчиненностей классификаций фигур.
Дети старшего дошкольного возраста изучают способ и классификации и группирования (на основе геометрических фигур). Их привлекают приемы реорганизации, изменения фигур; реставрация витражей, шаблонов, паркетов; асимметрия; решение упражнений логического содержания. Все это оказывает содействие воспитанию последовательного и логического мышления, находчивости и сообразительности, навыка додумываться [41, с.39].
Таким образом, ознакомление с формой объектов, геометрическими фигурами, ориентирами в пространстве возникает у ребенка в очень раннем возрасте, уже с младенчества. Форма, так же как и другие математические определения, выступает главным качеством окружающей действительности; она приобрела распространенное воспроизведение в геометрических фигурах. Иными словами, геометрические фигуры – это примеры, с помощью которых возможно определение формы предметов или их долей.
Первоочередные суждения о форме, величинах и взаимном расположении предметов в пространственной сфере, дошкольники приобретают в ходе осуществления игровых действий и на практике: они проделывают действия с предметами, подвергают рассмотрению, анализируют их на ощупь, изображают, вылепляют, собирают и поэтапно устанавливают среди остальных качеств их форму.
Соображению формы предметов и ее анализу содействует запас знаний дошкольников об эталонах – геометрических фигур. Вследствие этого целью воспитателя становится вырабатывание у детей навыков узнавания в соотношении с шаблоном (какой - либо геометрической фигурой) формы различных объектов, умения абстрагировать форму от предмета, знать ее и в иных объектах, осуществлять умственную операцию, установление в объекте в наибольшей степени значительных симптомов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баженова Т. А. Путешествие к звездам непосредственно образовательная деятельность с элементами игровой технологии интеллектуально-творческого развития (игры Воскобовича) в подготовительной группе / Т. А. Баженова // Детский сад. Все для воспитателя! - 2015. - № 3. - С. 20-22.
2. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ: конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Лакоценина Н. А., 2012. - 190 с.
3. Бондаренко, Т. М. Интересная игра - маленькое счастье ребенка / Т. М. Бондаренко, Т. В. Кутищева, Л. А. Паршина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - С. 30-36.
4. Венгер Л.А., Тимошина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
5. Венгер Л.А. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.- 213 с.
6. Водопьянов Е. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1984. –№8. – с. 17.
7. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 17-20
8. Воскобович, В. В. У нас в гостях Вячеслав Вадимович Воскобович / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 6-11
9. Гулевская Е. А. Конспект игры-занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующего вида для детей с ТНР / Е. А. Гулевская // Дошкольная педагогика. – 2015. - № 3. - С. 57-58.
10. Друппова И. Ю. Дидактические игры В. В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников : [сцен. занятия по развитию познават. процессов дошкольников путем интеграции дидакт. игр с их стат. моделями (компьютер. интерактив. играми)] / И. Ю. Друппова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64
11. Закирова И. М. Студия развивающих игр "Фиолетовый лес" : [об игровой технологии В. Воскобовича] / Закирова И. М. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 7. - С. 68-74.
12. Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 183 с.
13.Игровые комплекты Воскобовича: [игра "Геоконт"] // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2003. – № 1. - С. 19-20
14. Исследовательское обучение: проблемы и перспективы : материалы II регион. науч.-практ. конф. (5 мая 2010 г., г. Южно-Сахалинск) / [редкол.: М. А. Романова и др.]. - Москва : Экон-Информ, 2010. - 255 с. : ил., табл. - Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Использование игровой технологии В. В. Воскобовича для развития дивергентного мышления старших дошкольников / Ж. Б. Квятковская. - С. 74-79.
15. Карелина С. Н. Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича / С. Н. Карелина // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 6. - С. 23-27.
16. Квадрат - трансформер : мини-занятия для малышей // Дошкольное образование. – 2005. – 1-15 февр. (№ 3). – С. 20 ; 16-28 февр. (№ 4). – С. 20.
17. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет.: Сценарии учебно-практических занятий по развитию математических представлений. – М.: Том-Пресс, 1999. – 128 с.
18. Коноплина, Н. В. Сказочный мир математики: занятие в ст. группе: [занятие "Путешествие по сказоч. лесу" с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича, дидакт. игр с блоками Дьенеша] / Коноплина Н. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 6. - С. 52-56.
19. Кондратьева, Л. А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" / Л. А. Кондратьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 12-16
20.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
21. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. - Л., 1984.
22. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2000 132 c.
23. Матушкина, О. Сюрпризы лабиринта: [развивающие игры В. Воскобовича] / О. Матушкина // Мой ребенок. - 2008. - № 10. - С. 176-178
24. Мамаева Е.Н. Математические игры // Педагогическое творчество. – 2000. – №4. – с. 16.
25. Михайлова З. Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики // Дошкольное воспитание. –1988. –№5. – с. 31.
26. Михайлова З. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. –1984. –№8. – с. 12-15.
27. Монтессори М.. Дети - другие. Уникальная методика раннего развития. Монтессори М., И.: «АСТ» 2015.- 320 с.
28. Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года : сб. материалов XIII междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 16 мая 2014 г. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2014. - 197 с
29. Петерсон Л.Г., Хомина И.П. Математика для дошкольников. М.: Издательство Всероссийской школы математики и физики «Авангврд», 1993.- 208 с.
30. Петерсон О.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. – М.: ИНПРО-РЕС, 1995.
31. Пышкало А.М. Методика обучения элементарной геометрии в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1973.- 216 с.
32. Радеева, М. Н. Совместная деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича в младшей группе : по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка" / М. Н. Радеева, Т. Б. Фролова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 16-17
33.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.:"Просвещение",1991.- 286 с.
34. Саутина Е. В. Развитие умственных способностей старших дошкольников с помощью игр Воскобовича / Е. В. Саутина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 86-95
35. Серова З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 1992. – №5, 6. – с. 31-40
36. Сказка об удивительных приключениях — превращениях квадрата // Дошкольное образование. – 2005. – 1-15 янв. (№ 1). – С. 22-23 ; 16-31 янв. (№ 2). – С. 20-21
37. Столяр Л.А. Давайте поиграем.: Математические игры для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 1991
38. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. – Ярославль: Академия развития, 1997.
39. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
40. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса" : сред. дошк. возраст / Т. Г. Харько. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 191 с.
41. Хиноверова, М. В. Игры Воскобовича в математическом развитии детей / М. В. Хиноверова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 11. - С. 39-41
42. Цапкова, Ю. А. Как Алеша гулял в лесу : занятие в интеллектуал. кружке с детьми сред. группы : [сцен. занятия по развитию познават. способностей с помощью развивающих игр Воскобовича] / Ю. А. Цапкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 42-47
43. Шаповалова, С. В. Совместная деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича в средней группе / С. В. Шаповалова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 17.
44. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова.- М.: И.: Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
45. Щербакова, Т. С. Познаем математику играя : из опыта реализации игровой технологии интеллектуал.-твор. развития детей 3-7 лет В. В. Воскобовича / Т. С. Щербакова, А. В. Мельничук // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 5. - С. 45-51
46. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под. ред. О. Дьяченко, Е. Агаевой. М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
47. Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю. Математика – это интересно. – СПб.: Издательство Акцидент, 1995.
48. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.