Особенности и технологии обучения детей с признаками одаренности.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Как известно, существует множество определений понятия «одаренность», «одаренный ребенок». По мнению Виктора Ивановича, суть этих терминов наиболее точно отражена в рабочей концепции одаренности Богоявленской Д. Б. и Шадрикова В. Д. Ученый убежден, что данные исследования по теме одаренности не потеряли своей актуальности, так как сборник является результатом консенсуса ведущих специалистов по одаренности. По мнению ученого правильнее использовать термин ребенок с признаками одаренности, так как выражение «одаренные дети» не совсем точно выражает содержание этого термина.
Профессор привел несколько примеров определений, по его мнению, выражающих суть данного понятия:
«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»;
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Ученый Виктор Панов выделил несколько особенностей, которые присущи детям с яркими проявлениями интеллектуальной одаренности:
Ребенок с признаками одаренности обладает сильнейшей внутренней мотивацией на интеллектуальную работу и ненасыщаемой потребностью в интересующей его интеллектуальной деятельности.
Также одной из особенностей такого ребенка является сверхпогружение в интересующую его работу. Ему сложно переключиться на другое задание, так как он не может оторваться от выполнения предыдущей задачи.
Деятельность детей с признаками одаренности часто является сверхнормативной. Даже если ребенок идеально выполнил задачу, он продолжает работать над сверхзадачей, которую сам же себе и придумал. Когда они чувствуют, что не справляются, сильно расстраиваются. В итоге ребенок может закрыться или отказаться что-либо делать.
Одаренные дети подвержены диссинхронии в развитии разных сфер психики. Так, ребенок по интеллектуальному развитию может опережать сверстников на 2-4 года, а по произвольной регуляции своего поведения может даже отставать от своего возраста.
Также одаренные дети являются эмоционально лабильными, тревожными, им сложно социализироваться, так как при взаимодействии с людьми они часто испытывают напряжение и дискомфорт.
Л.И. Ларионова (2007) включает в понятие одаренности
три компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность
она отождествляет со способностью творить добро, красоту,
счастье для других, служить обществу. При этом она опирается на взгляды Д.Б. Богоявленской, считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативности и духовности
личности, а также на положение В.Д. Шадрикова, что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью.
Одаренность понимается учеными как многоаспектное
и многоуровневое явление, что нашло отражение во многих
современных концепциях (Gagne, 1993; Heller, 1986; Monsk,
1992; Torrance, 1980).
Есть стереотип: задатки превращаются в способности
только в деятельности. НО – никакая деятельность сама по
себе не развивает способности.
Надо соблюдать определенные условия. Нужна деятельность плюс что-то еще – самое важное (отдав в престижную школу ребенка, родители должны понимать – знания
появятся, а вот развитие способностей – под вопросом). Развивает способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Следовательно, необходимо применять формулу моделирования положительных эмоций: «удивление – интерес – радость».
Ученые рассказали и о возрастной одаренности. Считается, что она может проявляться как в младших классах и угасать к окончанию школы, так и наоборот. Есть такие виды одаренности, которые раскрываются в детстве. К этим талантам можно отнести юношеское сопрано, гимнастические способности школьников и другие. Научно доказано, что эти виды одаренности достигают своего пика в детстве или юношестве, а в дальнейшем либо пропадают, либо останавливаются в развитии. Также талант может раскрыться и в более поздний период. Например, считается, что академические способности в области психологии часто раскрываются в зрелом возрасте, так как человек набирается жизненного опыта, становится более мудрым и внимательным, начинает многое осознавать.
Поэтому в развитии способностей у детей с признаками одаренности особенно важен развивающий характер образовательной среды и индивидуальных подход.
Целевые ориентиры и направления технологии обучения детей с признаками одаренности
Основными целями технологии обучения детей, имеющих признаки одаренности, заключаются в следующем:
1. Выявление детей, имеющих различные виды одаренностей, как основного интеллектуального ресурса страны.
2. Развитие способностей детей с признаками одаренности. 3.Осуществление работы по достижению у каждого ребенка максимального уровня развития его способностей.
4. Проведение работы по социальной защите детей, имеющих нестандартные виды одаренности.
5. Создание эффективных условий для того, чтобы ребенок смог раскрыться и показать все свои способности.
6. Оказание каждому ребенку помощи в формировании умений самостоятельно развивать свои способности.
7. Предоставлять каждому одаренному ребенку возможность реализовать себя именно в той области, которая ему ближе. 8.Создание условий, при которых каждый ребенок может почувствовать уверенность в собственных силах и понять всю уникальность своей одаренности.(20)
Ученый выделил основные критерии образовательной среды:
1.Образовательная среда должна быть насыщена разнообразными видами технических, гуманитарных, физических и духовно-нравственных видов деятельности;
2.Многопрофильность образовательного пространства, в котором представлены разные виды учебной и внеурочной деятельности позволит детям «найти себя» и проявить свой творческий потенциал развития.
3.Широкая профилизация на ранних этапах обучения с целью общего личностного и познавательного развития одаренного.
"Перепрыгивание" через класс.
Наиглавнейшая проблема в работе с наиболее восприимчивыми к учению детьми – это обучение знаниям и навыкам на том уровне и с такой скоростью, которые мотивировали бы учащихся.
Одна из возможных педагогических тактик – перевод учащихся через класс.
Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников.
Профильные классы.
Имеются в виду классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. В этих классах один или несколько предметов проходят в более быстром темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью к какой-нибудь области знаний – математика, химия, биология, иностранный язык.
Радикальное ускорение.
Имеется в виду особое ускорение, доказавшее свою эффективность при обучении математически одаренных детей.
В ней предлагается много ускоренных курсов но выбору для школьников начиная с седьмого-восьмого классов. Для учащихся, показавших наиболее высокие способности по математике, предусмотрена, в частности, возможность заниматься по университетской программе.
Частные школы.
Они высоко эффективны в обучении далеко продвинутых и умственном отношении детей. В таких школах более склонны использовать ускорение для того, чтобы обучение соответствовало уровню способностей учащихся. Есть и специальные частные школы для одаренных.
Раннее поступление в высшее учебное заведение.
В целом раннее поступление оценивается благоприятно в плане академических успехов, но требует от преподавателей вуза дополнительных усилий для помощи «малолеткам». Необходимо предусмотреть психологическую поддержку для предотвращения сложностей адаптации.
Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.
Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий – ускорения и обогащения.
Стратегия обогащения обучения.
Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению.
Вертикальное обогащение предполагает, более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся.
Решение задач.
Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:
– выявить проблему;
– проанализировать различные варианты ее решения;
– оценить достоинства каждого варианта;
– обобщить все найденное и т.д.
Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.
Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.
Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов); упомянутый выше проблемный подход к обучению (А.М. Матюшкин и др.); использование опорных схем и сигналов (В.Ф. Шаталов); использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев). Все эти подходы могут быть использованы применительно к ситуации обучения одаренных детей.
Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.
Мини-курсы, кружки, факультативы. Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на расширение кругозора, увеличение знаний в конкретной области, на развитие мышления, на самопознание. Они могут быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений как ролевой тюнинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на: направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализация.
В России хорошо известны такие формы обучения одаренных детей, как специальные классы, специализированные школы и школы-интернаты, факультативы, внешкольные кружки и объединения, заочные школы, станции юных техников, биологов и т.д. В них применяются дополнительные интенсивные стратегии.
Практика обучения одаренных детей в классах и школах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей области знаний, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.
Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Дело в том. что далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Кроме того, углубленное изучение отдельных дисциплин . особенно на ранних этапах обучения, может способствовать слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.
Стратегия" обогащение" ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами. проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через исследовательские проекты. использование специальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д. Отечественные варианты инновационных программ могут рассматриваться как примеры обогащенных программ.
Стратегия «индивидуализации». В последнее время на уровне философии образования все активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца нового на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.
Один из основных вариантов качественного образования одаренных – индивидуализация обучения.
Стратегия «исследовательское обучение». Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своего развития.
Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.
Стратегия «проблематизации». Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. В зарубежной педагогике он обычно не выделяется из стратегии «исследовательского обучения», а рассматривается как его составная часть.
Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых – найти способы решения и ,наконец ,решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы»
Стратегия «вырывания» предполагают, что определенное время незаурядный ребенок занимается не в своем обычном классе по традиционней программе, а в группе таких же детей по особо разработанной программе под руководством специально подготовленного учителя.
Большой опыт организации подобного рода работы – «творческой комнаты» – накоплен у нас учителем-новатором И.П. Волковым, который уловил потребность учащихся испытать себя в разных областях науки, искусства, в ремеслах.
Технология критического мышления
Ценность данной технологии состоит в том, что она учит слушать и слышать,
развивает познавательный интерес, стимулирует познавательную активность, побуждает
учеников к деятельности, позволяет задействовать всех школьников в активной работе. В связи с тем, что в ходе реализации этой технологии приоритет отдается совместной творческой деятельности по созданию коллективного результата, уходят страх обучающегося перед другими учениками, боязнь неправильного ответа, повышается ответственность за свою деятельность, аргументацию своего мнения. Педагог и обучающиеся вместе участвуют в добывании знаний, их критическом осмыслении и
оценивании, при этом учитель направляет самостоятельную работу школьников.
Базовый цикл технологии включает три стадии, каждая из которых направлена на развитие интереса каждого обучающегося вне зависимости от уровня его развития и достижений в обучении:
· Первая стадия – вызов. У школьников активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
· Вторая стадия – осмысление. Содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа осмысленная – процесс чтения сопровождается действием ученика (маркировка, составление таблиц и т.д.). Здесь «текст» трактуется широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
· Третья стадия – рефлексия, размышление. На данном этапе ученик формирует личностное отношение к тексту. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Технология критического мышления включает в себя множество приемов, которые позволяют учителю помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить.
Это инсерт, мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, взаимоопрос, метод шести шляп Э. де Боне и др.
Инсерт – прием, осуществляющийся в несколько этапов:
1. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней
информацию следующим образом: галочкой помечается то, что уже известно
обучающимся; знаком «минус» - то, что противоречит их представлению; знаком «плюс»
- то, что является для них интересным и неожиданным; «вопросительный знак» ставится,
если что-то не ясно, возникло желание узнать больше.
2. Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные
абзацы и предложения. Все работают в индивидуальном режиме.
3. Обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в
соответствии со своими пометками в следующей таблице:
V - «галочка»
(то, что уже
известно)
Знак «минус»
(то, что
противоречитпредставлению)
Знак «плюс»
(то, что является
интересным и
неожиданным)
? – «вопросительный
знак»
(если что-то неясно,
возникло желание
узнать больше.
4. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Учебные программы для детей с высоким умственным потенциалом должны отвечать потребностям этих детей. В них должны быть предусмотрены:
– широкие вопросы, темы или проблемы;
– применение междисциплинарного подхода;
– углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
– развитие умения самостоятельно работать;
– развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов;
– насыщенность заданиями открытого типа и творческими;
– развитие исследовательских умений;
– творческие работы;
– поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
– поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
– поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
– оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
– организация мониторинговых наблюдений за психическим развитием и здоровьем;
– большое значение имеет создание нормальных условий для социального вызревания ребенка (коллектив, общественная работа и
реализация этих условий в решающей степени зависит от профессиональной подготовленности, богатства личности педагогов и тех, кто организует обучение.
Для обучения и воспитания способных и одаренных детей в РФ имеются специальные учреждения как в системе школьного образования (гимназии, лицеи, колледжи), так и УДО (спецшколы, интернаты).
«Аничков лицей» (г. Санкт-Петербург) – интеграция основного и дополнительного образования: современная общеобразовательная школа в составе УДО. Удовлетворяются потребности способных детей, имеющих навыки самообразования и проявляющих интерес к научной деятельности. Продуктивное освоение сферы будущей профессиональной деятельности: выполнение научно-исследовательской работы, участие в городских научно-практических конференциях, издание научного журнала.
Модель обогащения Дж. Рензулли. Модель представляет решение проблемы обучения одаренных в условиях обычной школы как своеобразное сочетание разноуровневых и одноуровневых групп и дает альтернативу этим двум полярным вариантам.
Она включает три типа обогащения, причем первые два предназначены для всех учащихся.
Обогащение первого типа иначе может быть названо как «Общая ориентировочная деятельность» и включает ряд занятий, основная цель которых – помочь всем учащимся соприкоснуться с новыми темами, идеями, областями знаний, которые обычно не затрагиваются в традиционном школьном обучении.
Второй тип обогащения направлен на формирование умений и навыков, без которых невозможна реализация способностей.
Третий тип обогащения предназначен именно для специфических познавательных потребностей выдающихся по интеллекту детей, стремящихся к самостоятельной работе, к более глубокому изучению, исследованию вызывающей интерес проблемы.
Педагогика Предоставления Возможностей (Б.П. Никитин). Основывается на пяти правилах развития способностей: «1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности...; 4) обеспечение большей свободы в выборе деятельности; 5) помощь взрослых».
«Педагогика Жизни»Т. Акбашева. Ум – есть свойство, данное человеку Природой, поэтому развивать его не надо. Беспокойтесь о другом: помогите человеку обнаружить в себе образ Человека, а не ум. Ум – это только инструмент. Ум будет развиваться только в том направлении, куда будете развиваться вы как Человек. Ум берется за те задачи, за которые беретесь вы как Человек. А если вы не живете как Человек, стало быть, вы не ставите перед собой Человеческие задачи, и ум ваш развивается соответственным образом.
Природосообразная REAL-методика преподавания доктора психологических наук Н. Масловой. REAL расшифровывается как: Relaxation – релаксационное обучение, позволяющее накапливать информацию и использовать правое (творческое) полушарие; Action – активная тренировка левого полушария; Learning – учеба. Суть методики в том, чтобы объяснять новый материал не только в форме логических построений, а обращаться к личностному опыту каждого ученика, соединять новую информацию с запоминающимся образом, включающим в себя цвет, звук, запах, вкус, тактильные ощущения. Такой мыслеобраз легко переходит в долговременную память, естественно – природосообразно встраивается в уже существующую систему мыслеобразов и используется учеником как активное знание. Это естественный человеческий путь приобретения знаний: в обыденной жизни люди часто используют образы и ассоциации для того, чтобы лучше что-то понять и запомнить .критически, ответственно и творчески относиться к учебе.
В заключении необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема обучения актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т.д. существующие на данный момент варианты «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму. [7]
Итак ,технология обучения детей с признаками одаренности предусматривает организацию следующих видов и форм работ: 1.Кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.д., в которые детей вовлекают в соответствии с видом одаренности.
2. Реализация интеграционных программ, сочетание обязательной учебной программы и внеклассной работы.
3. Углубленное изучение и исследование научных проблем и задач, которые учащиеся выбирают сами.
4. Ускорение освоения обязательной учебной программы, обучение по индивидуально составленным программам.
5. Формирование и развитие навыков самообразования и самоконтроля.
6 Развитие продуктивного и абстрактного мышления, а также высших умственных процессов.
7.Обучение творческим методам работы. Поощрение на использование разнообразных методов работы, в том числе и нестандартных.
8. Поощрение достигнутых результатов, стимулирование на новые достижения и цели.
9. Формирование самопонимания, признание собственной одаренности, своих уникальных способностей и стимулирование на их дальнейшее развитие.
10.Оценка результатов деятельности ребенка с признаками одаренности должна осуществляться на основании тех критериев, которые напрямую связаны с областью его способностей и интересов.(20)
Рекомендуемая литература
1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои индивидуальные способности. – Рига, 1992.
2. Акбашев Т.Ф. Первые шаги в «Педагогику Жизни». – Челябинск: Версия, 1995.
3Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы /З.Н. Бекетова //Завуч. - 2004. - №7. - 123с.
3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
4Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.den-za-dnem.ru.]/
5.Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003
6.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.- 211с
Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.- 67с.
7.Копытов А.Д. Размышления о педагогике одарённости /А.Д. Копытов //Одаренный ребёнок. - 2008. - №1. - 215с.
8.. Кэрол Тэкэкс. Одаренные дети. – М., 1991.
9. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
10Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html]
11.Одаренный ребенок: психолого-педагогические основы выявления и развития: учебно-методическое пособие(Текст)/И.А.Галацкова, Е.Ю.Журбенко, М.И.Лукьянова, Л.И.Пентехина, Т.Б. Табарданова.- Ульяновск:УлГТУ, 2011.-146с.
12 Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997.
13Петракевич Е.А. Школа, ориентированная на развитие одарённости /Е.А. Петракевич //Одаренный ребёнок. - 2008. - №1. - С.148-151.
14. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., Академия,1996.
15. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.В. Лебедевой, В.И. Попова. – М., 1997.
16. Фетискин Н.П. Психодиагностика детской одаренности. – Москва – Кострома, 2001.
17.Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.-144с.
18Чинская Л.Н. Одарённые дети в общеобразовательной школе /Л.Н. Чинская //Одарённый ребёнок. - 2008. - №1. -
19. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М., 1990.
20.https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_obucheniya_detey_s_priznakami_odarennosti/ .)
. Кэрол Тэкэкс. Одаренные дети. – М., 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.