«Особенности коррекционной работы с ребёнком-инвалидом с тугоухостью в условиях инклюзии».
Оценка 4.6

«Особенности коррекционной работы с ребёнком-инвалидом с тугоухостью в условиях инклюзии».

Оценка 4.6
docx
11.03.2024
«Особенности коррекционной работы с ребёнком-инвалидом с тугоухостью в условиях инклюзии».
Доклад тугоухость.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 № 15 «Аленка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

Подготовила: учитель-дефектолог Дербенева П.Н.

 

 

«Особенности коррекционной работы с ребёнком-инвалидом с тугоухостью в условиях инклюзии».

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Среди всех детей с ОВЗ значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Детская тугоухость в последние десятилетия становится серьезной и важной проблемой в дефектологии, логопедии и педагогике, так как число детей с тугоухостью не снижается.

У детей с нарушением слуха, по данным психолого-педагогических исследований, проявляется отставание мыслительной деятельности в следующих аспектах: в резком отставании словесно-логического мышления;

в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием; несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; в нарушении вербальной стороны мыслительных процессов.

Поэтому, дети с нарушением слуха, как правило, имеют вторичные нарушения речи, задержку психического развития.

        Возраст от 3 до 7 лет является важнейшим в становлении личности ребенка, в данный период начинается его активная социализация. Он познает различные виды деятельности, учится общаться со сверстниками и взрослыми. Поэтому важно уделять особое внимание инклюзивному образованию именно в дошкольном возрасте.

Решению проблемы формирования устной речи как фактора полноценного развития детей подчинена система коррекционной работы в специализированном детском саду. Однако в Николаевском районе отсутствуют такие специализированные учреждения. Поэтому дети с тугоухостью попадают в наш детский сад.

Работая в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи, приобрела опыт работы с воспитанниками с  тугоухостью.

В первом случае нарушение слуха было врождённым. Однако, в связи с тем, что ребёнок имел статус ребёнка-инвалида, с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии и до трёх лет не ходил в детский сад, заболевание не было выявлено вовремя. И только в дошкольном учреждении педагоги обратили внимание на то, что ребенок не реагирует на звуки и обращенную речь и рекомендовали родителям обратиться к специалисту. В последствие ребенку была сделана операция кохлеарной имплантации.

Во втором случае ребенок получил тугоухость вследствие перенесенного инфекционного заболевания. Нарушение слуха также  было выявлено педагогами детского сада после наблюдений за ребенком.

Педагоги дошкольного учреждения столкнулись с трудностями в выборе образовательной программы и разработке индивидуального образовательного маршрута.

В связи с этим обратились за помощью к специалистам краевого государственного образовательного учреждения школы-интернат № 1 г. Хабаровска.

Специалисты школы-интернат провели для наших педагогов консультацию в формате скайп-совещания по организации индивидуальной коррекционной работы с ребенком и семьей.

Таким образом, при разработке индивидуального маршрута мы опирались на программу «Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду» под ред. Э. И. Леонгард.

Грамотное построение коррекционно-педагогической работы с детьми с тугоухостью – одно из главных условий для положительной динамики развития ребенка.

С целью планирования коррекционной работы с таким воспитанником провела диагностику развития психических функций, в  том числе слухового восприятия. Так, в ходе всего обследования необходимо постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятым, что приведет к ошибочной диагностике.

Общие правила работы педагога с детьми с нарушением слуха:

- Лицо и речь должна быть направлена к ребенку.

- Артикуляция чёткая.

- Использовать зрительный контроль (работа перед зеркалом).

- Органы артикуляции педагога должны быть всегда в зоне видимости ребенка с нарушением слуха.

        В работе с детьми с тугоухостью большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность, визуальная опора. Работа по развитию слухового восприятия, речевого слуха направлена на то, чтобы донести до ребенка тот или иной звуковой сигнал (музыкальный, бытовой, речевой).

 Затем научить его отличать этот сигнал от других, связывать музыкальное звучание с соответствующим инструментом, а звучание слова - с предметом или действием, которое оно обозначает. Большая работа проводилась и над дыхание ребёнка, использовала различные тренажёры.

Следующим этапом было пропевание гласных звуков, сначала на одном тоне, затем с изменением силы и высоты голоса. Все упражнения обязательно делала с визуальной опорой.

        Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы со слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка с тугоухостью, развитию его эмоциональной отзывчивости и чуткости, поэтому применяю прием пропевания песенок, согласовывая их с движением. Например, катая мячик между ладонями, пели песенку «Мячик я катаю». Фразы, которые не может произнести, ребёнок заменяет на пропевание гласных звуков.

На этапе пропевания звуков, фраз, песенок применяю поп-трубу, ещё ее называют труба-гофра. Она пользуется большой популярностью у детей.

Многие песни были приобретены мною у учителя- дефектолога Юлии Анатольевны Дерябкиной, педагога школы № 1359 г. Москва, которая разработала авторские музыкальные игры для запуска речи детей.

        В работе на автоматизацию звуков использую логопесенки Екатерины Сергеевны Железновой.

        Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них  грамматического строя речи. Педагоги группы постоянно контролируют усвоение правильных грамматических форм слова, исправляют неточность окончаний. Что способствовало овладевают простой фразовой речью. Конечно наблюдается неправильное согласование слов, но ребёнок исправляет свою речь, используя помощь взрослого. 

Нарушения грамматического строя речи:

·         неправильное согласование слов

·         неправильное употребление падежных окончаний

·         пропуск предлогов

 

Обязательным направлением коррекционной работы с детьми с тугоухостью является сенсомоторное развитие.

Систематически применяю звуковые кубики для развития звуковой памяти. Сначала ребенок ищет кубики с одинаковым звуком, опираясь на цвет (кубики с одинаковым звуком имеют по одной одинаково окрашенной грани) ребенок не слышит разницу между схожими звуками и воспринимает их как один и тот же. Затем усложняю задание, закрывая цветные грани, и ребенок выстраивает ряд из кубиков по звуку.

Особое внимание уделяю тактильному восприятию, так как оно  является одним из компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха. (Камешки, лото тактильное и т.д.)

Хочу остановиться на методике «Пальцеходы». За основу взяла логопедическое пособие на автоматизацию звуков. В дорожках использую сочетание цифр, определенное количество цветных «помпошек», различных по качеству. Ребенок, в зависимости от количества «помпошек», от изображенной цифры, ходит соответствующим количеством пальцев по полотну.

Это пособие кроме того помогает развивать мелкую моторику, мышление, математические представления.

Также на каждом занятии использую кинезиологические упражнения.

Для межполушарного развития применяю методику Бильгоу. При упражнении на балансире у детей задействуются одновременно несколькосистем: вестибулярная; моторная; сенсорная; глазодвигательная; кинестетическая; аудиальная.  Мозг при этом соединяет сигналы всех систем и постепенно формирует схему тела – информацию о том, какие части тела есть у организма и чем они заняты, что при регулярных занятиях дает ему возможность автоматически обрабатывать большое количество информации, идущее от разных систем организма. Ребенок при этом должен услышать и выполнить инструкцию и в то же время держать контроль за своим телом. Для детей с тугоухостью такие упражнения даются труднее, чем для обычных детей, даже для детей с ОНР. Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обусловливает различные трудности у детей. Применение этой методики помогло ребенку научиться концентрировать себя на занятии и регулировать свои действия.

       Большая работа проводится и с родителями ребёнка с тугоухостью. Родители консультируются у педагогов, которые контролируют развитие ребенка и результаты обучения, педагоги дают конкретные советы по продолжению работы с ребенком. Родители приобретают разные пособия для закрепления занятий дома. Стараются следовать всем советам педагогов.

       На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушенным слухом равные права и возможности в получении образовательных услуг и, вместе с тем, предусматривает специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями. Важно правильно направлять и обучать ребёнка, поэтапно, что бы он, преодолевал трудности постепенно, всегда идти на усложнение и не останавливаться. Вся совместная работа дала положительную динамику в развитии ребёнка. На данный момент ребёнок общается со своими сверстниками, участвует в совместных играх, выражает свои эмоции и с радостью приходит в детский сад.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Аленка» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Аленка» г

В последствие ребенку была сделана операция кохлеарной имплантации

В последствие ребенку была сделана операция кохлеарной имплантации

Затем научить его отличать этот сигнал от других, связывать музыкальное звучание с соответствующим инструментом, а звучание слова - с предметом или действием, которое оно обозначает

Затем научить его отличать этот сигнал от других, связывать музыкальное звучание с соответствующим инструментом, а звучание слова - с предметом или действием, которое оно обозначает

Систематически применяю звуковые кубики для развития звуковой памяти

Систематически применяю звуковые кубики для развития звуковой памяти

На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность

На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024