Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Клетнянская средняя общеобразовательная школа №2
имени героя советского союза Н.В. Можаева
Особенности коррекционной работы в школе
Выполнила педагог-психолог
Песенко Т.В.
Клетня 2020
За время работы в МБОУ Клетнянской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.В. Можаева, педагог-психолог осуществляла профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса, который включает следующие направления:
· Психодиагностическая работа;
· Коррекционно-развивающая работа;
· Психопрофилактическая и просветительская работа;
· Консультативная работа;
· Организационно-методическая;
· Экспертная и аналитическая работа
Коррекционно-развивающая работа с учащимися образовательного учреждения, проводится на разных ступенях обучения. Большое внимание уделяется адаптационному периоду 1-х, 5-х, 10-х классов, детям с ОВЗ и детям с девиантным поведением.
На первом этапе с помощью диагностических методик ведется сбор и анализ данных об учащихся.
На втором этапе проводится индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с обучающими по различным показателям.
На третьем этапе с помощью тех же диагностических методик проводится сбор и сравнительный анализ данных об учащихся до и после коррекционно-развивающей работы.
В начальных классах проводится следующий диагностический минимум:
· Диагностика готовности детей к школьному обучению;
· Исследование школьной мотивации (с помощью рисуночной методики);
· Диагностика семейной ситуации («Рисунок моей семьи»);
· Наблюдение;
А также индивидуальное консультирование родителей, педагогов по проблемам детей и результатам диагностики, выступление с аналитической справкой по итогам адаптационного периода.
После завершения сбора и анализа полученной информации с учащимися 1-х классов была проведена групповая работа по коррекционно-развивающей программе «Сопровождение процесса адаптации к обучению в школе.
Уровень школьной мотивации до и после коррекционно-развивающей работы у учащихся 1-х классов (результаты за 3 года).
2017 – 2018 учебный год
2018 – 2019 учебный год
2019 – 2020 учебный год
По диаграммам прослеживается, что уровень школьной мотивации, после проведения коррекционной и другой работы, повышается. Часть детей с более низких уровней переходят на более высокую ступень мотивации, за счет чего количество учащихся с высоким и среднем уровнем школьной мотивации повышается.
Также, педагог-психолог Песенко Т.В., проводит индивидуальную работу с учащимися 1-4 классов по коррекционно-развивающей программе для работы с детьми с задержкой психического развития и испытывающими трудности в обучении, консультирование и просветительскую работы с родителями и педагогами по вопросам адаптации и индивидуальных возрастных особенностей учащихся (родительское собрание «Трудности переходного периода», «Как подготовиться к переходу в 5 класс»).
В 4-х классах проводится «Методика изучения мотивов учения», «Исследование уровня школьной тревожности (Филлипса)». Диагностики выявляют учащихся со сниженной мотивацией и высоким уровнем тревожности. После завершения сбора и анализа полученной информации с данными учащимися проводятся коррекционно-развивающие занятия «Преодоление тревожности в младшем подростковом возрасте» и коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации учащихся.
Уровень школьной тревожности до и после коррекционной работы (результаты за 3 года).
2017 – 2018 учебный год
2018 – 2019 учебный год
2019 – 2020 учебный год
По диаграммам прослеживается, что уровень школьной тревожности, после проведения коррекционной и другой работы, понижается.
Уровень школьной мотивации до и после коррекционно-развивающей работы у учащихся 4-х классов (результаты за 3 года).
2017 – 2018 учебный год
2018 – 2019 учебный год
2019 – 2020 учебный год
По диаграммам прослеживается, что уровень школьной мотивации, после проведенной коррекционной и другой работой, повышается. Часть детей с более низких уровней переходят на более высокую ступень мотивации, за счет чего количество учащихся с высоким и нормальным уровнем школьной мотивации повышается.
В 5-х классах проводится следующая работа: На первом этапе проводится диагностическая работа, в дальнейшем на основе ее результатов планируются дальнейшие направления и виды работ.
· Социометрия;
· Методика изучения мотивов учения;
· Исследование уровня школьной тревожности (Филлипса);
· Родительское собрание «Психологические трудности адаптационного периода»;
· Занятие с элементами тренинга «Толерантность»;
· Занятие тренинг «Конфликты в нашей жизни»;
· Коррекционно-развивающие занятия «Преодоление тревожности в младшем подростковом возрасте»;
· Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации учащихся;
· Проведение консультации и просветительской работы с родителями, педагогами и учащимися по вопросам адаптации и индивидуальных возрастных особенностей учащихся;
После завершения сбора и анализа полученной информации с учащимися 5-х классов была проведена групповая работа по коррекционно-развивающей программе «Новичок в средней школе. После чего сравнили результаты диагностик до и после коррекционно-развивающей работы.
Уровень школьной мотивации до и после коррекционно-развивающей работы (результаты за 3 года).
2017 – 2018 учебный год
2018 – 2019 учебный год
2019 – 2020 учебный год
По диаграммам прослеживается, что уровень школьной мотивации, после проведения коррекционной и другой работы, повышается. Часть детей с более низких уровней переходят на более высокую ступень мотивации, за счет чего количество учащихся с высоким и среднем уровнем школьной мотивации повышается.
Уровень школьной тревожности до и после коррекционной работы (результаты за 3 года).
2017 – 2018 учебный год
2018 – 2019 учебный год
2019 – 2020 учебный год
По диаграммам прослеживается, что уровень школьной тревожности, после проведения коррекционной и другой работы, понижается.
В 6-9 классах, работа проводится по следующим направлениям:
· Организация психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении и поведении;
· Проведение консультаций и просветительской работы с родителями, педагогами и учащимися по проблемам индивидуальных возрастных особенностей учащихся;
· Профилактическая работа по различным направлениям:
1. «Профилактика аддиктивного поведения. « Умений сказать нет»,
2. Профилактика суицидального поведения в подростковой среде (Беседа «Стресс. Что это такое». Беседа «Саморегуляция или как справиться со стрессом». Занятие «Конфликты в нашей жизни». Декадник «Сохраним жизнь».
3. Профилактика девиантного поведения «Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия»;
· Профориентационная работа
С учащимися 6-7 классов коррекционно-развивающая работа проводится по запросу классных руководителей. Большое внимание, Песенко Т.В. уделяет профориентационной работе с учащимися 8-9-х классов. Помимо, диагностической работы, с учащимися школы проводятся профориентационные игры, индивидуальные и групповые профконсультации, лекции, беседы (Беседа «Проектирование профессионального жизненного пути», Беседа «Основы жизненного и профессионального самоопределения», проводятся месячник по профориентации, т.е. встречи с работниками центра занятости, встречи с представителями учебных заведений, ярмарки учебных мест, экскурсии, видеоконференции, внеурочная деятельность «Познай себя и других».
Также, с учащимися 9-х классов проводится работа по преодолению предэкзаменационной тревожности. Проводятся тренинговые занятия, консультации, просветительская и другие виды работ. Была проведена диагностика по шкале «тревожности Кандаша». После завершения сбора и анализа полученной информации с учащимися 9-х классов была проведена групповая работа по коррекционно-развивающей программе «Профилактика предэкзаменационной тревожности» . После чего сравнили результаты диагностик до и после коррекционно-развивающей работы.
Уровень школьной тревожности до и после коррекционной работы (результаты за 3 года).
Уровень школьной тревожности до и после проведенной работы 2017-2018 год
Уровень школьной тревожности до и после проведенной работы 2018-2019 год
Уровень школьной тревожности до и после проведенной работы 2019-2020 год
По диаграммам прослеживается, что уровень школьной тревожности, после проведения коррекционной и другой работы, понижается.
Следующий этап в работе педагога-психолога – учащиеся 10-11 классов.
Основная работа в 10-11х классах направлена на сопровождение процесса адаптации и подготовку к сдаче экзаменов.
Работа в данной возрастной группе проводится в следующих направлениях:
· Диагностика межличностных отношений социометрия
· Диагностика психологического климата группы школьников
· Диагностика школьной мотивации десятиклассников
· Диагностика уровня тревожности (Шкала Ч.Д.Спилбергера, адаптирована Ю.Л.Ханиным)
· Диагностика профессиональной ориентации старшеклассников
· Организация психолого-педагогической поддержки школьников, испытывающих трудности адаптации
· Проведение консультаций и просветительской работы с родителями, педагогами и учащимися по вопросам адаптации и индивидуальных возрастных особенностей учащихся
· Индивидуальное консультирование педагогов, родителей и обучающихся по волнующим вопросам, проблемам самоопределения, самосознания.
· Проведение тематических классных часов, направленных на ознакомление учащихся с психотехническими навыками, повышающими эффективность подготовки к экзаменам
· Оформление информационных стендов, буклетов с рекомендациями по подготовке к экзаменам
· Занятия с учащимися, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, мотивационные профориентационные тренинги: профилактика суицидального поведения в подростковой среде, беседа «Стресс. Что это такое», беседа «Саморегуляция или как справиться со стрессом», декадник «Сохраним жизнь», тренинговое занятие «Профилактика экзаменационной тревожности».
· Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов работы в течение года
После завершения сбора и анализа полученной информации с учащимися 9-х классов была проведена групповая работа по коррекционно-развивающей программе «Профилактика предэкзаменационной тревожности» . После чего сравнили результаты диагностик до и после коррекционно-развивающей работы.
Уровень школьной тревожности до и после коррекционной работы (результаты за 3 года).
Уровень школьной тревожности до и после проведенной работы 2017-2018 год
Уровень школьной тревожности до и после проведенной работы 2018-2019 год
Уровень школьной тревожности до и после проведенной работы 2019-2020 год
По диаграммам прослеживается, что уровень школьной тревожности, после проведения коррекционной и другой работы, понижается.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.