Средняя школа № 16 отдела образования акимата г.Костаная
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
Учитель – логопед: Лоза И.С.
Проблема неуспеваемости определённой части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков, социологов. Ими была выделена определённая группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаружили достаточную способность к обобщению, широкую зону «ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории - детей с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР)– нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции(память, внимание, мышление, эмоционально – волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Причины ЗПР
1.Биологические.
- патология беременности ( тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы),
- недоношенность,
- асфиксия и травмы при родах,
- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка,
- генетическая обусловленность.
2.Социальные.
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка,
- неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
Характерные признаки ЗПР.
1.Ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем.
2.Низкий уровень познавательной активности.
3.Недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения. Низкая способность к приёму и переработке информации.
У детей с ЗПР недостаточно сформированы функции произвольного внимания (неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация), памяти (преобладание наглядной памяти над словесной), низкий уровень восприятия.
У некоторых детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других – эмоционально – волевые нарушения. При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико – грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно – следственные, временные и другие отношения. Словарный запас отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточночтью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Общение со сверстниками носит эпизодический характер, большинство детей с ЗПР предпочитает играть и заниматься в одиночестве. В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создаётся отрицательное представление о самом себе, они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. У детей данной категории обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.Они редко по своей инициативе обращаются за одобрением, но очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.
Классификация детей с ЗПР.
На современном этапе развития специальной педагогики общепризнанной является классификация, разработанная К.С. Лебединской на основе этиопатогенетического подхода ЗПР.
1.Задержка психического развития конституционного происхождения.( гармонический инфантилизм).
Эмоционально – волевая сфера находится на ранней ступени развития, напоминая структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, яркость эмоций, лёгкая внушаемость.
2.Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врождёнными пороками развития соматической сферы ( сердца)
3.Задержка психического развития психогенного происхождения.
Связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка( гиперопёка, гипоопёка)
4.Задержка психического развития церебрально – органического происхождения.
Встречается чаще других типов, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально – волевой, так и в познавательной деятельности
Причины: негрубые органические поражения нервной системы вследствие патологии беременности, недоношенности, травм при родах, постнатальных нейроинфекций. У детей данной категории происходит запаздывание функций ходьбы, речи, навыков опрятности,этапов игровой деятельности.
Среди детей логопатов в группах обучаемых есть дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых наряду с особенностями речевых дефектов снижена потребность в общении с другими людьми, в познании окружающего мира [2;141]. У них отсутствует интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний, низка речевая активность. Эта категория детей отличается необходимостью углубленного психологического подхода с учётом её специфики, индивидуальной работой логопеда по обогащению коммуникативного эмоционально-насыщенного опыта (удивление, радость, огорчение, эмпатия и др.). Такие дети характеризуются различными нарушениями психического развития («особый ребёнок») |3|. Это обусловлено, прежде всего, внутренними и некоторыми внешними факторами, что требует ориентации учителя-логопеда как на выпрямление дефектов устной и письменной речи, так и на осуществление средств индивидуального подхода, направленных на общее развитие и профилактику негативных проявлений отдельных качеств детей, их манер, поведения, реакций.
В целях осуществления успешной деятельности с вверенным логопеду контингентом учащихся помогает хорошее знание детской психологии этих детей, их индивидуально-психологических особенностей. Мотивации (ориентации на успех, избегание неудач, публичной или групповой боязни произношения слов, оборотов, речевых конструкций, неуверенности в себе, замкнутости, боязни отрицательных словесных оценок, реакции на них родителей), знания потребностей (желания утвердиться в глазах сверстников, заслужить похвалу логопеда и других окружающих лиц), знания позитивных личностных качеств, на которые логопед может умело опереться (честность, правдивость, открытость, прилежание, старательность, стремление помочь другому).
Таблица 1
Деятельность учителя-логопеда
на разных этапах коррекционной работы
№ |
Этапы |
Деятельность логопеда |
I |
Диагностический |
Выявление состояния психических процессов (мышления, памяти, внимания, волевых усилий). Анализ письменных работ. Анализ процесса чтения. Обследование состояния различных сторон речевой деятельности (звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи). Систематический учет и анализ наиболее характерных для ученика ошибок, затруднений, выявляемых в ходе письменных и устных работ. |
II |
Коррекционный |
Развитие внимания, памяти, мышления. Развитие общей и мелкой моторики рук. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений. Развитие связной речи. Проведение комплекса коррекционных занятий на устранение нарушений чтения и письма. |
III |
Оценочный |
Проведение контрольных работ (диктантов, изложений, тестовых заданий) для оценки состояния письменной речи учащихся. Устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов. |
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у школьников с ЗПР. Причины дислексии и дисграфии бывают органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования и т.п.
Нарушения чтения и письма связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами.
Дисграфия как частичное нарушение процесса письма проявляется в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма – дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.
Письменная речь в работе логопеда рассматривается как вторичная форма существования языка, куда входят чтение и письмо.
Группы ошибок при дисграфии:
1. Искаженное написание букв (э-е, с-з, з-е).
2. Замены рукописных букв:
а) графически сходных (б-д, ц-щ, л-м);
б) обозначающих фонетически сходные звуки (д-т, б-п, к-г, в-ф).
3. Искажения звуко-буквенной структуры слова: замены (зуки) жуки, перестановки, пропуски, добавления, недописывания: онко(окно), трва (трава), клюкиква (клюква), лопат (лопата).
4. Искажения структуры предложения
а) слитное написание слов: Мойотецшофёр.
б) раздельное написание слов: При летели грачи. На ступила осень.
в) неумение определять границы предложения в тексте:
Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину.
5. Аграмматизмы на письме:
Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.
Выше говорилось о сложностях логопедической работы с учащимися с задержками психического развития, которая определяется не только характером речевого дефекта, но должна и учитывать свойственные детям психологические особенности. Она должна быть связана с развитием познавательных процессов, коррекцией недостатков психофизического развития.
Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
1.Взаимосвязь осуществления коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
2.Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом(фонетико – фонематической, лексической, грамматической).
3.Максимальное использование при коррекции дефектов речи различных анализаторов ( слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического)
4.Учёт индивидуальных особенностей детей с ЗПР.
5.Осуществление индивидуального подхода на коррекционных занятиях.
Для таких детей следует создавать ситуации, которые побуждали бы ребят к высказываниям. Необходимо формировать умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других учащихся группы, слушать ответы сверстников. Большое влияние на качество ответов детей с ЗПР оказывает похвала.
Создание ситуаций успеха для всех обучаемых учащихся с дефектами речи – это сочетание условий, обеспечивающих успех. Основная задача заключается в создании возможности пережить радость достижения успеха, осознать свои возможности, поверить в себя, в свои речевые способности.
Задачи коррекционно – логопедического обучения младших школьников с ЗПР.
1.Развитие и совершенствование общей моторики.
2.Развитие и совершенствование ручной моторики.
3.Развитие и совершенствование артикуляционной моторики.
4.Развитие слухового восприятия, памяти.
5.Развитие зрительного восприятия, памяти.
6.Формирование произносительных умений и навыков.
7.Совершенствование лексических и грамматических средств языка.
8.Развитие навыков связной речи.
9.Обогащение коммуникативного опыта.
Оценка на логопедическом занятии ставится за внимательность, активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок. Для логопеда значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ЗПР благоприятного психологического климата на занятиях.
Литература:
1. Психологические особенности мальчиков и девочек: Светский салон. – Народное образование, 2001, №3.
2. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 («Коррекционная педагогика»).
3. Семаго Н., Семаго М. Психологические особенности проблемных детей. Курс лекций. – Школьный психолог, №17, 2008.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
5. Выготский Л.С. Собрание соч. Т.5. MORAL INSANITY. – М.: Педагогика, 1983.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.