Методическое пособие
(Особенности методики преподавания гимнастики в школе)
Работу выполнила: Захарова Ю.А.
учитель физической культуры
2020
Основная форма организации занятий
гимнастикой в школе.
1. Средства физического воспитания.
2. Гигиенические факторы.
3. Физические упражнения.
4. Оздоровительные силы природы.
5. Методы физического воспитания.
6. Методы строго регламентированного упражнения.
7. Игровой метод.
8. Соревновательный метод.
9. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
10. Литература.
Общие требования к уроку гимнастики
и методические аспекты.
Урок (занятие) физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ.
Включение в содержание учебной деятельности по физической
культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся.
В общеобразовательной школе основной формой занятий физической
культурой является урок физической культуры. Это объясняется тем, что именно урочная форма организации двигательной активности, позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся основной фонд жизненно важных двигательных умений и навыков, способствует достижению необходимого для активной жизнедеятельности уровня развития физических способностей и овладению специальными физкультурными знаниями
Средства физического воспитания: для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Таким образом, физическое упражнение
рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с
другой — как процесс многократного повторения. Эффект физических упражнений
определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это
совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов,
происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения
(физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и
т.п.)Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное
значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение.
Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и
функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей
здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений
особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно - сосудистых
заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно
существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику
выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп
увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно
целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что,
естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую
подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья.
Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность
длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно
совершенствуются сердечно - сосудистая и дыхательная системы.
Оздоровительные силы природы
оздоровительные силы природы оказывают
существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. изменения
метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха
и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и
ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме,
которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. В
процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум
направлениям:
1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее
благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания.
они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм
занимающихся. занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации
биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, , повышают общую
работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как относительно самостоятельные средства
оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные
процедуры).
При оптимальном воздействии они становятся
формой активного отдыха и повышают эффект восстановления, одним из главных
требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и
комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам, содействующим
укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на
организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма,
относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий,
воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности,
режима питания и сна .Несоблюдение гигиенических требований снижает
положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит
в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов
физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями,
повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на
основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий
физической культурой и спортом.
Предметом гигиены физического воспитания и
спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с
различными факторами физической культуры и спорта.
Основная задача гигиены физического воспитания и
спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения
возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры
и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и
спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и
спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым
для этого, относятся:
- оптимизация условий, режимов и
содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
- рациональное питание;
- оптимизация физических нагрузок в
процессе занятий физическими упражнениями;
- закаливание
Физические упражнения
Физические упражнения — это такие двигательные
действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач
физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.
Слово физическое отражает характер совершаемой
работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений тела
человека и его частей в пространстве и во времени .Слово упражнение обозначает
направленную повторность действия с целью воздействия на физические и
психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого
действия.
Методы физического воспитания.
Под методами физического воспитания понимаются
способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания
относятся:
1) методы строго
регламентированного упражнения; 2) игровой
метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод
(использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе
физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность
методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое
упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной
нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения
обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять
двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по
подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2)
строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять
ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых
задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4)
избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические
упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать
технику физических упражнений и т.д.
Соревновательный метод
Соревновательный метод — это способ выполнения
упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании
соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности
занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является
подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны
соревноваться.
В практике физического воспитания
соревновательный метод
1) в виде официальных
соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным
видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и
т.п., как элемент организации урока, любого физкультурно –
спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать
максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их
развития;
- выявлять
и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать
максимальную физическую нагрузку;
- содействовать
воспитанию волевых качеств.
Основные задачи урока.
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные,
образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, привлечение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладение гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Условием качественного проведения урока является
целесообразность его построения. Структура и методические особенности проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами, контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь, содержание урока должно основываться на закономерностях функционирования основных систем организма, положенных в основу общих и специфических принципов физического воспитания. При построении урока, эти принципы конкретизируются следующими методическими положениями, главными из которых, являются комплексность решения
- образовательных,
- воспитательных ,
-оздоровительных задач.
Стимулирование сознательной активности занимающихся, конкретность постановки задач и их преемственность с задачами предыдущих занятий, системность прогрессирования учебных заданий и периодичность его обновления, сопряжение изучаемого материала с другими общеобразовательными уроками, оптимизацию физических нагрузок с учётом индивидуальных способностей учеников.
*В общеобразовательной школе в связи с небольшим количеством
занятий и многогранностью программ физического воспитания чаще всего проводятся уроки с выделением в основной части разделов, направленных на последовательное решение различных задач. Для таких уроков характерна неоднородная структура с большим количеством различных упражнений и достаточно чётко выраженными разделами - обучающим и развивающим. В первом преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во втором - с совершенствованием двигательных способностей. При этом рекомендуется опираться на следующие методические положения: основную часть урока следует начинать с разучивания координационно-сложных действий, требующих концентрации внимания и высокой работоспособности, при этом задачи по воспитанию физических качеств и закреплению ранее сформированных навыков могут решаться в дальнейшем на фоне утомления; при совершенствовании функциональных свойств организма в основной части урока скоростные и силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на выносливость, что обусловлено эффектом последствия, благодаря которому силовые упражнения, следующие за скоростными и, наоборот. Скоростные, следующие за силовыми выполняются более эффективно, а утомление, вызываемое ими, повышает эффективность упражнений «на выносливость»;
Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;
б) на уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных зада, образовательных и воспитательных задач (триединство урока);
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.
Виды уроков.
Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.
С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов можно определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс.
На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий и т.п.
Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.
Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.
Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей.
Части урока.
Как и любой другой урок в школе, урок гимнастики имеет три взаимосвязанные части:
Подготовительная;
Основная;
Заключительная.
Деление урока на части в большей степени связано с фазовым
характером динамики работоспособности. В динамике работоспособности выделяют зоны, каждая из которых характеризуется перестройками в функционировании организма, обеспечивающими наилучшие условия использования энергии в процессе работы:
1 - зона предрабочих сдвигов («предстартовая»);
2 - зона врабатывания;
3 - устойчивого состояния;
4 - снижения работоспособности (утомления);
5 - восстановления.
Нередко утомление в одном виде двигательной деятельности не исключает высокой работоспособности в другом..
Подготовительная часть.
Содержание подготовительной части обеспечивает организацию
учащихся, активизацию их внимания, подготовку организма к физическим нагрузкам. Форма этой части может иметь варианты, но, как правило, урок начинается вводным ритуалом - построением, рапортом, сообщением о задачах урока и последовательности прохождения учебного материала, что способствует мотивации учащихся на решение задач урока. После этого проводится комплекс упражнений последовательно готовящий системы организма к решению главных задач урока. Эти упражнения могут быть как обще - так и специально - подготовительного характера.
Обще — подготовительная часть включает упражнения,
не специфические по отношению к главным задачам урока. Её цель - активизировать системы организма, вызвать сдвиги, способствующие эффективному проявлению двигательных возможностей. В качестве средств используются хорошо освоенные и легко дозируемые упражнения, не требующие длительного времени на подготовку и выполнение, позволяющие воздействовать на отдельные группы мышц, суставы и связки. Последовательность упражнений обусловлена как физиологическими закономерностями, так и логическими связями между упражнениями.
Специально - подготовительная часть направлена на активизацию
систем организма, ответственных за решение главных задач урока. Она включает в себя упражнения, сопряжённые по координации, динамике и энергетике упражнениям основной части урока. Поэтому выбор средств для этой части занятия ограничен и зависит от содержания основной части урока.
Для организации деятельности занимающихся в подготовительной
части урока, как правило, используется фронтальный способ, позволяющий минимизировать непродуктивные потери времени и максимально усилить эффект педагогического воздействия на занимающихся.
Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной
части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.
В группу физиологических задач входят:
-подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к интенсивной работе;
-разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений;
-подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости.
Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка не допустимы в этой части урока, оптимальным увеличение нагрузки к концу подготовительной части- 160-180 уд/мин.
К образовательным задачам относятся:
-обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях;
-формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки, красивой манеры движений, походки;
-обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в соответствии с требованиям строевого устава Российской Армии;
-развитие психомоторных способностей.
Воспитательные задачи:
-привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой;
-приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений;
-воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней;
-развитие целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности и смелости;
-приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;
-воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении заданий;
-приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения.
Основными средствами решения педагогических задач служат строевые (обычно они выполняются в самом начале занятия) и общеразвивающие (ими обычно заканчивается подготовительная часть урока) упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры в сочетании со словом педагога, а также упражнения нетрадиционных видов гимнастики.
Проведение общеразвивающих упражнений осуществляется следующими способами: раздельным (обычным), расчлененным, поточным, проходным, «по показу», «по рассказу», игровым способом.
Основная часть.
Основная часть занятия занимает преобладающую долю, в общем,
времени занятия. В ней решаются главные задачи урока, требующие для своего решения продолжительного отрезка времени. Чем меньше задач решается в основной части урока, тем более эффективно может быть решена каждая из них.
В зависимости от содержания, структура этой части может быть
однородной либо неоднородной. Однородная структура характеризуется построением основной части без деления на разделы. Она типична для занятий, в которых главная задача решается преимущественно с помощью одного двигательного задания, например, кроссового бега.
В основной части урока решаются следующие задачи:
1. Повышение функциональных возможностей организма, физической подготовленности и работоспособности занимающихся.
2. Обучение занимающихся новым упражнениям с целью доведения уровня их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений.
3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятия гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства и др.
Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его плотности, которая определяется отношением полезно затраченного времени ко всему времени урока:
t
Р= —100%
T
Р-плотность урока; t-полезно затраченное время; Т-общее время урока.
Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:
а) выполнение некоторых упражнений по два человека одновременно на одном снаряде;
б) увеличение количества снарядов;
в) организация дополнительных мест для выполнения подводящих и подготовительных упражнений и др.;
г) проведение основной части урока методом круговой тренировки с индивидуализацией двигательных заданий и др.
Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны упражнения. Нагрузка, испытываемая занимающимися в основной части урока, и их работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования работы и отдыха во время выполнения упражнений. Особенно важно знать, какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения является оптимальной и как ее определить для данной категории занимающихся.
Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:
1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором- может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем- повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.
2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре.
3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующим упражнениям или не оказало бы отрицательного влияния.
4. Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования режима работы и отдыха.
Заключительная часть.
В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие задачи:
-постепенное снижение физической и психологической нагрузки;
-подведение итогов урока;
-задание для самостоятельной работы.
Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:
1. Успокаивающие: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж.
2. Отвлекающие: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.
3. Повышающие эмоциональное состояние: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней.
Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяются содержанием его основной части.
4.Организация учебного труда на уроке, критерии качества урока.
Учебный труд занимающихся на уроке может быть организован
фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами.
Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной, заключительной и редко в основной частях урока. При этом способе применяются несложные по техник е исполнения или ранее хорошо изученные упражнения, не требующие помощи и страховки. Его вариантами являются:
-одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися;
-попеременное выполнение упражнений, при котором одни выполняют упражнение, а другие смотрят, оценивают, устраняют ошибки, оказывают помощь, соревнуются на лучшее исполнение.
Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по команде педагога меняются местами.
При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем месте.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.
Примерные критерии качества урока.
1. Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед уроком задач.
2. Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых упражнениях.
3. Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной тренировки.
4. Хорошая организация урока, полноценное решение задач урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.