Цель : познакомить с традициями и жизненным укладом индейцев.
Задачи:
- прививать любовь к спортивным занятиям;
- воспитывать чувство дружбы и коллективизма;
- развивать спортивные и двигательные навыки у детей.
Оборудование:
повязки и перья для всех участников, головные уборы для вождей племени, маркеры для нанесения грима, деревянные «лошадки», палки для постройки вигвама и покрывала, 2 копья, мягкие игрушки- животные, веревка, 2 больших стула, кегли или кубики, палки в виде граблей, бананы (перья, клыки) – призы, чаша для сбора призов, барабаны, чаша мира с фиточаем и коктейльные трубочки
Муз. сопровождение: индейские музыки для танцев, выхода детей в зал, игр, для выхода вождя ; мелодии песен «Спокойной ночи, малыши! », «Настоящий друг».
Ход праздника:
В зал входит ведущая-воспитатель в форме индейца и приветствует собравшихся.
Вед.: Приветствую всех вас, наши уважаемые родители! Как вы все поняли, сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие - в самое сердце Южной Африки, туда, где живут настоящие индейцы. Они научат нас многому. Индейцы - народ сильный и закаленный трудностями, поэтому кто попало, не может быть индейцами. И чтобы они нас приняли, конечно, мы с детьми выучили некоторые ихние движения, ритуальные танцы, а также манеру разговаривать. Даже попытались найти одежду на подобие индейской. Итак, встречайте наших маленьких индейцев!
(Дети по индейскую музыку входят в зал, выполняют различные танцевальные движения и становятся полукругом).
Вед.: Гьале нилъ щвана Африкаялда бугеб индейцазул ракьалде. Лъимал, жеги нилъеда лъаларо гьаз нилъ къабул гьарилищали. Гьединлъидал нилъеца х1аракат бахъила гьазул г1адатал ц1унизе.
(Выходят 2 индейца)
Индейцы (друг другу): Хъах1ал г1адамал рач1ун руго. Гьазий щиб къвариг1араб.
1-й индеец: Нуж щиб гьабизе нижер ракьалде рач1арал?
2-й индеец: Нижеца чияр г1адамал нижер ракьалде риччаларо.
Вед.: Рорч1ами, х1урматиял индейцал!
Индейцы (шёпотом друг другу): Гьай щибин. Лъаларо, бич1ч1унаро…
Вед.: Гьеб буго цоцада данде ч1вараб мехалъ абулеб…, нужер мац1алда гьеб бук1ана… (делает вид, что вспоминает), гьа Хао!
1-й индеец: Гьа-а-а… Нилъер мац1ги лъалеб буго гьазда. Хао! Хао!
2-й индеец: Ч1ая цо, нилъерго вождасде хабар гьабич1ого бегьиларо. Хехлъи гьабун гьев ах1е.
(Выходит вождь под музыку . Делает обход , смотрит на всех и становится около ведущей).
Вождь: Гьумерхъах1азул къокъа, нуж щиб мурадгун рач1арал нижер ракьалде? Нуж лъик1аб мурадгун рач1ун ратани дун ургъила жкги къабул гьариладан нуж, квешаб мурадгун рач1ун ратани дица х1укму бахъила нуж гвендиниреги рехун, бакъукьги рух1ун, ракъизарун, къечезарун, инжит гьаризе.
(Оба индейца направляют свои стрелы на детей).
Вед. (испуганно): Квешлъи гьабизе рач1арал гуро ниж. Лъималазе ц1акъ бокьун бук1ана бихьизе нужеца г1умру гьабулеб куц, нужер ракь, нужер г1адатал. Бокьун бук1ана жалго цодагьаб мехалъ индейцалъун рук1ине.
Вождь: Гьедин батани, дица нужеда г1емераб жо малъила дир халкъалдаги лъалеб. Индейцал руго ц1акъ къуватал, г1акъоба къварилъиялъ къвак1изарурал г1адамал. Гьединлъидал цеве карав чи индеецлъцн вук1унаро. Жакъа дун балагьила нужеца г1акъоба-къварилъи х1ехьоладан.
- Бихьула, нуж г1емер руго. Нуж рикье 2 племяялде.Ургъе нужерго племяялъе ц1арги, вище вождьги. Вождьлъун вище бищунго мустах1икъав.
(Дети собираются в круг, совещаются между собой и становятся в две команды).
Вождь: Бихьула, нужер племяби х1адур руго.
(Обе команды по очереди представляют своё племя).
1 племя «Зуб Дракона»
2 племя «Орлиный глаз»
Вождь: Вождь вищаниги, племяялъе ц1ар ургъаниги, нижер г1адаб рет1ел рет1аниги нуж унго-унгоял индейцал рук1унаро. Нуж руго кидаго г1адал гьумер хъах1азул къокъа. Гьедин гьеб бегьиларо. Индейцабаз жалго къач1ала х1улабаз ва гьурмада накъищал рахъун.
Конкурс «Превращение в индейцев»
Задание: надеть повязки с перьями и раскрасить лицо, чтобы стать настоящими индейцами.
(Независимо от результатов, оба племени получают банан, т.к. задание творческое).
Вождь: Гьеле гьанже релъана нуж унго-унгоял индейцада. Дун вохана. Лъик1аб рек1ел х1ал бугони нижеца гьадинаб гьаракь гьабула (издают звук индейцев прикрывая ладонью рот - улюлюкает). Нужеда лъалищха гьедин?
Вед.: Нижер лъималаздаги гьеб лъала. (Дети тоже издают звук индейцев).
Вождь: Нилъер къецал ращлагьидалги, лъуг1индалги нилъеца гьеб гьаракь гьабизе ккола. Гьанже дун балагьила нужехъ бажаруладан вигвам бан. Гьеб ккола унго-унгояб нидейцазул рукъ.
Конкурс «Построй вигвам»- командная игра.
Задание: Из палок и покрывал (звериных шкур) построить вигвам.
(После улюлюканья племена начинают строить жилища. Команда, закончившая первой строительство получает банан).
Вождь: Щивав индейцасда гьавураб къоялдаса нахъе лъазе ккола чуял квегъизе. Гьабсаг1ат дун балагьила нужеда гьеб бажаруладан.
Эстафета «Обуздай мустанга»
Задание: начало эстафеты оповещается улюлюканьем. Начиная с вождя, дети должны проскакать верхом на «коне» «змейкой», обходя кубики (кегли). Дойдя до поворотной отметки, повернуться вокруг себя, проскакать обратно и передать мустанга следующему. Победившая команда получает банан. В конце - победное улюлюканье.
Вождь: Бихьана, бихьана. Бажарана нужеда т1урузал ва эркенлъи бокьулел чуял квегъун. Гьанже заман щвана чанаре къват1ире рахъине. Нилъейго чанги бит1изе, рек1ел х1алги бач1ине кьурдич1ого къват1ире рахъине бегьуларо. Х1ал бихьеха нижер бакънида гъоркь кьурдун бажаруладаян.
Конкурс «Ритуальный танец»
Задание: исполнить танец (подготовленный заранее).
(Каждая команда получает банан. А начать танец и закончить его, команда должна улюлюканьем).
Вождь: Г1ажаибго вихун хут1ана дун ниж г1адин кьурдизе нужер бугеб гьунаралдаса. Чанги жакъа нилъее гьелда релъон бит1ила. Чаналъе бищунго къвариг1унеб жо буго г1ужилаб бер. Босун копьёгун ине бегьула нуж чанаре.
Эстафета «Меткий глаз»
Задание: дети должны копьём попасть в «животное» (мягкую игрушку) в состоянии лёжа. У кого больше попаданий та команда побеждает и получает банан. Начинают и заканчивают эстафету улюлюканьем.
Вождь: Индейцада бажаризе ккола гама х1алт1изабизе. Гьале гама бачунел т1илал, х1ал бихье нужецаги.
Эстафета «Управление лодкой»
Задание: нужно держать палку обоими руками впереди и в полуприсяди двигаться вперёд, управляя палкой то вверх то вниз. (Побеждает та команда, которая первым выполнит задание и получает банан. Завершаем эстафету улюлюканьем).
Вождь: Хадусеб нужее т1адкъай буго кваралъул кьоялда т1асан кьуркьудич1ого ине.
Эстафета «Висячий мост»
Задание: на расстоянии ставятся два стула. От спинки до спинки тянется одна веревка, а по полу прокладывается вторая. Индейцам нужно двигаться не спеша, не оступаться и держаться за верхнюю веревку. (Также улюлюканье и банан победителям).
Вождь: Гьале къо лъуг1ана. Племябиги свакана.Заман щвана х1ухь бахъизе, кьижизе. Амма х1ухь бахъулеб мехалъцин племя, хъаравул гьеч1ого, жибго тезе бегьуларо.Гьединлъидал вищизе ккола цо-цо хъаравул, макьуги щоларел, гьединго гьел кьижун ккезе кеч1 ах1изе бажари бугел.
Песня « Колыбельная индейцев»
Задание : От каждого племени выбирается по одному охраннику. Им выдается текст песни на мотив «Спокойной ночи, малыши! ». Каждый поет по одному куплету, а 3-ий куплет поют вместе.
1. Спят усталые индейцы, кони спят. 2. Ночью можно покататься на коне.
Но не дремлют два индейца – сторожат. На охоте настреляться при луне.
От беды, зверей нежданных, Только мы дежурим ночью
От других гостей незваных. И должны быть зорки очень.
Песню продолжай, баю-бай! Песню подпевай, баю-бай!
3. Завтра новый день настанет. Ожидай!
Но чужого в наше племя не пускай!
Слышишь, Вождь наш спать ложится,
Значит, хватит веселиться,
Песню допевай, баю-бай!
Вождь: Дир гьалмагъзаби, жакъа нужеда индейцазул х1акъалъулъ г1емераб жо лъана. Щвана заман кинаб племя бергьарабали балагьизе. Росе корзинаби, гьабсаг1ат рик1к1ина.
Жакъа киналго рук1ана къвак1аралги, лебалалги, тириялги, цоцалъ гьудуллъи бугелги. Гьединлъидал рач1а нилъ г1одор ч1езе гор свери гьабун ва гьекъела даруяб лъим индейцазул гьудуллъиялъул сурк1ида жаниса.
Игра «Чаша Мира»
Задание: Дети усаживаются в круг. Вождь наполняет чашу фиточаем. У каждого участника - трубочка, он отпивает глоток и передает другому.
Вед.: Лъимал, рач1а нилъеца ц1иял гьалмагъзабазе сайгъат гьабун гьудуллъиялъул кеч1 ах1изе.
Песня «Настоящий друг» Слова: Пляцковский М.
1.Дружба крепкая не
сломается, 2.Мы поссоримся и
помиримся,
Не расклеится от дождей и вьюг.
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, В полдень или в полночь
друг придет на помощь,2р
Вот что значит настоящий верный друг. 2р. Вот что значит
настоящий верный
друг.
3.Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту - 2р
Вот что значит настоящий верный друг.
Вед.: Гьанже нижее
бокьун буго нужеда бихьизабизе нижерго халкъияб кьурди. Нужецаги х1ал бихье
нижгун кьурдизе. (Все танцуют лезгинку).
Вед.: Баркала нужее ниж къабул гьаруралъухъ. Къо-мех лъик1!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.