Особенности мышления детей с ЗПР.
Особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети медлительные, пассивные, с замедленной речью, практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие дети, несколько расторможенные, многословные, задают вопросы, касающиеся внешних свойств окружающих предметов.
Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. (Власова Т. А., Певзнер М. С., Мастюкова Е.М. и др.).
При ЗПР церебрально-органического происхождения страдают все виды процесса мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Менее затронутым оказывается наглядно-действенное мышление, что связано с замедленным формированием локомоторных функций, зрительно-моторной координации, более низкой общей психической активностью в младенчестве и раннем возрасте.
Низкий уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что в наибольшей степени проявляется по показателям актуального уровня развития и оказывается в сотрудничестве со взрослым (зона ближайшего развития), приближенным к возрастной норме.
При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.
В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. (Низовцев М.А.).
Возможности наглядно-образного мышления при ЗПР ограничены нечеткими, неустойчивыми, фрагментарными представлениями. При ЗПР формирование образной стороны мышления (когда действия переходят из внешнего плана во внутренний, начинают совершаться в уме), появляется позже полутора - двух лет.
В дошкольном возрасте дети работают методом проб и ошибок - выполняют задание в действенном плане. (в норме способы примеривания и зрительного соотнесения - уровень наглядно-образного мышления).
Дошкольники и младшие школьники с ЗПР затрудняются в установлении закономерности по аналогии на невербальном материале, анализе и синтезе в конструктивной деятельности. При выполнении наглядных задач нуждаются в нескольких попытках и в помощи, нуждаются в помощи в виде выделения условий задачи или решения задания в наглядно-действенном плане. (Монкявичене О. П.).
В наибольшей степени отставание наблюдается на уровне операций словесно-логического мышления, детям сложно решать задачи без опоры на наглядность. Особые трудности школьники с ЗПР испытывают при установлении логических связей между понятиями по аналогии.
Особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности.
Младшие школьники с ЗПР затрудняются в установлении закономерности по аналогии на невербальном материале, анализе и синтезе в конструктивной деятельности. При выполнении наглядных задач нуждаются в нескольких попытках и в помощи, нуждаются в помощи в виде выделения условий задачи или решения задания в наглядно-действенном плане.
В условиях коррекционно-развивающего обучения происходит значительное продвижение в развитии наглядно-образного мышления. (Монкявичене О. П.).
В наибольшей степени отставание наблюдается на уровне операций словесно-логического мышления, детям сложно решать задачи без опоры на наглядность. Особые трудности школьники с ЗПР испытывают при установлении логических связей между понятиями по аналогии.
Учитывая, что на сегодняшний день пока нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с ЗПР по формированию у них наглядно-образного и словесно-логического мышления, необходимо обратить особое внимание на содержание тех аспектов воздействия, которые могли бы войти в систему деятельности спец.психологов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.