Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Охи имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Аэро-робототехника»
на 2019/2020 учебный год
10-11 классы
(1 час в неделю, всего 25 часов)
Составила: учитель информатики Зотова Надежда Анатольевна
г.
Оха, 2019
Содержание
Пояснительная записка. 3
Цели и задачи изучения программы.. 4
Особенности организации учебного процесса по программе. 6
Требования к уровню подготовки учащихся. 6
Содержание программы.. 7
Тематическое планирование. 8
Материально-технические условия реализации программы.. 8
Учебно-методическое обеспечение программы.. 8
Планируемые результаты.. 9
Календарно-тематическое планирование. 10
Список литературы.. 11
В настоящее время стремительно развивается сфера беспилотных летательных аппаратов (дронов), всевозможных коптеров. Повышается доступность дронов, как для частного использования, так и для использования коптеров в экономической деятельности различных коммерческих организаций. Уже в 2015 году министерство труда РФ внесла профессию «Оператор беспилотных летательных аппаратов» в список 50 новых наиболее востребованных в будущем профессий. Таким образом, есть потенциал применения дронов в различных сферах экономики и потребность в специалистах в сфере летающей робототехнике и БАС (беспилотных авиационных систем). Одно из самых очевидных применений дронов – картография и кинематография, уже сейчас квадро- и октокоптеры активно используются при составлении топографических карт и съемках, так как имеют преимущество по стоимости и размерам перед съемкой с вертолета. Так же квадрокоптеры могут применяться при доставке грузов в городских условиях, такой способ доставки может быть более эффективным по временным затратам. Компактные дроны могут применяться при поисковых и спасательных операциях, оснащенные инфракрасными датчиками, они могут помочь спасателям при обнаружении людей в завалах, поиске на территории со сложным рельефом. И это лишь несколько сфер применений дронов, так же они могут применятся в образовании, рекламе (аэро-стенды), охране (мониторинг протяженных объектов), строительстве (создание 3D моделей зданий).
Рабочая программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, всего 25 часов. Для реализации программы в кабинете имеются наборы образовательного робототехнического модуля «АЭРО», компьютеры, принтер, проектор, интерактивная доска, используется необходимое учебно-методическое обеспечение.
Данная программа предполагает обучение решению задач конструкторского характера, а также обучение программированию, моделированию при использовании образовательного робототехнического модуля «АЭРО», и программного обеспечения (конфигуратор и драйвера и др. ПО).
Программа применяется во внеурочное время для учащихся 10-11 классов.
Использование образовательного робототехнического модуля «АЭРО» позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с модулем «АЭРО» ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. Возможность проектирования технически сложных систем воздушной робототехники, обладающих функционалом для решения прикладных задач: контроль и наблюдение, сбор информации и т.п. Разнообразная спецификация комплектующих в объеме одного набора – многообразие конструктивных элементов, и сменных модульных блоков. Комплектация набора включает всё необходимое для участия в различных соревнованиях. При дальнейшем освоении образовательного робототехнического модуля «АЭРО» становиться возможным выполнение серьезных проектов, развитие самостоятельного технического творчества.
Целью программы является формирование у учеников устойчивых знаний и навыков по таким дисциплинам, как:
· аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов;
· основы радиоэлектроники и схемотехники;
· программирование микроконтроллеров;
· лётная эксплуатация БАС.
Личностные результаты:
1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
З. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
б. умение определять понятия, создавать обобщения, ... устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Основные задачи данной рабочей программы:
3. Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
Программа предусматривает использование следующих методик:
1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструктора «АЭРО»;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов, их назначение;
- компьютерную среду, включающую в себя конфигуратор и драйверы;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
Уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- создавать действующие модели аэро-роботов на основе конструктора «АЭРО».
Знакомство с образовательным робототехническим модулем «АЭРО», основными деталями и принципами крепления. Знакомство со специальным ПО, базовые команды управления аэро-роботом. В ходе реализации программы, обучающиеся изучают устройство дрона (квадрокоптера), электротехнику, пайку и программирование микроконтроллеров и микропроцессоров. В ходе работы получают опыт работы с инструментом. Получают опыт в пилотирование авиационной беспилотной модели.
Раздел 1. История мультикоптеров. Теория мультироторных систем. Основы управления.
Обучающиеся познакомятся с принципом действия квадрокоптеров. Узнают их история и какими они стали в наши дни. Познакомятся с конструктивными особенностями и основами управления.
Раздел 2. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты.
Обучающиеся познакомятся с составом конструктора. Сборка: прикручивание к нижней пластине моторов (рассмотрят регулятор скорости мотора), полетного контроллера (ПК) (установка резиновых демпферов, протяжка ленты-стяжки, прикручивание ПК нейлоновыми болтами и стойками к нижней пластине). Подготовка и припаивание провода моторов к площадкам. Припаивание силовых проводов к площадкам полетного контроллера. Крепление видео камеры болтами к боковым стойкам. Крепление видеопередатчика к задней стойке. Припаивание камеры и видеопередатчика к полётному контроллеру. Установка и подключение камеры и видеопередатчика. Установка стойки и верхней крышки.
Настройка квадрокоптера с помощью конфигуратора Betaflight и драйверов.
Предполетная подготовка и полет. Место для полета, безопасность оператора и наблюдающих.
Первые полеты, набор упражнений, тренировочные препятствия.
Раздел 3. Настройка, установка системы навигации (GPS). Установка ПО управления маршрутом на телефоне или планшете.
Обучающиеся расширят возможности квадрокоптера, установив и настроив систему навигации GPS (зависать в одной точке, двигаться по заданию, возвращаться в точку взлета, передавать координаты местоположения).
Установка и настройка Inav.
Установка и настройка Mission planner.
Разделы |
Темы |
Теория |
Практика |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
История мультикоптеров. Теория мультироторных систем. Основы управления. |
3 |
0 |
3 |
2. |
Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. |
2 |
13 |
15 |
З. |
Настройка, установка системы навигации (GPS). Установка и настройка Inav. Установка ПО управления маршрутом на телефоне или планшете |
2 |
5 |
7 |
|
Итого: |
7 |
18 |
25 |
Кабинет информатики для проведения лекционных и практических занятий. Компьютеры, наборы для сборки, паяльное оборудование.
Для более качественного образования обучающихся необходимо выполнить следующие условия обеспечения программы:
· обеспечить обучающихся необходимой учебной и методической литературой;
· создать условия для безопасных учебных полётов в помещении;
· создать условия для разработки проектов;
· обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы;
· обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами. Аппаратные средства:
· Компьютеры/ноутбуки;
· Устройства для презентации: проектор, экран.
· Выход в глобальную сеть Интернет. Программные средства:
·Конфигуратор Betaflight
·Драйвера
·Система навигации GPS
·Программа Inav.
·Программа Mission planner.
Образовательная программа дает каждому обучающемуся по результатам ее прохождения овладеть всеми заявленными компетенциями и выполнить проектную работу по созданию беспилотной авиационной системы.
Образовательные
Освоение принципов работы квадрокоптеров. Понимание принципа устройства аэро-робота как беспилотной авиационной системы. Использование радиоаппаратуры для управления квадрокоптером.
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Сборка и пайка деталей мультикоптера.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий аэро-робототехникой можно считать достигнутым, если обучающиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для школьников, открытых состязаниях аэро-роботов и просто свободное творчество во многом демонстрируют и закрепляют его.
|
Разде-лы |
Наименование темы |
Объем часов |
Дата |
|||
|
Всего |
В том числе |
|||||
|
Теория |
Практика |
|||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
1. |
История мультикоптеров. Теория мультироторных систем. Основы управления. |
3 |
3 |
0 |
|
|
|
1 |
Вводная лекция о содержании курса. История мультикоптеров. |
1 |
1 |
|
12.11. |
|
|
2 |
Принципы управления и строение мультикоптеров. |
1 |
1 |
|
19.11. |
|
|
3 |
Конструктивные особенности. |
1 |
1 |
|
26.11. |
|
|
2. |
Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. |
15 |
2 |
13 |
|
|
|
1 |
Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления |
1 |
1 |
|
3.12. |
|
|
2 |
Сборка и пайка квадрокоптера. |
5 |
|
5 |
10.12.-21.01 |
|
|
3 |
Настройка квадрокоптера с помощью конфигуратора Betaflight и драйверов.
|
2 |
|
2 |
28.01.04.02. |
|
|
4 |
Инструктаж по технике безопасности |
1 |
1 |
|
11.02. |
|
|
5 |
Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево-вправо». Разбор аварийных ситуаций |
3 |
|
3 |
18.02., 25.02., 03.03. |
|
|
6 |
Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу» |
3 |
|
3 |
10.03., 17.03., 07.04. |
|
|
3. |
Настройка, установка системы навигации (GPS). Установка и настройка Inav. Установка ПО управления маршрутом на телефоне или планшете |
7 |
2 |
5 |
|
|
1 |
Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка. |
2 |
2 |
|
14.04., 21.04. |
||
2 |
Пилотирование с использованием FPV - оборудования. |
5 |
|
5 |
28.04.-22.05. |
||
|
Итого: |
25 |
7 |
18 |
|
||
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
2. Учебно-методическое пособие «Образовательный робототехнический модуль «Аэро»/Изд.: Экзамен Технолаб, М. – 2018, 68 с. илл.
3. Sakhalin.info: Сахалинская транспортная прокуратура сообщает, как получить разрешение на использование квадрокоптера [электронный ресурс] URL: http://sakhalin.info/news/166323
4. Xaribda: правовые аспекты использования беспилотников в России [электронный ресурс] URL: http://xaribda.ru/?action=news&id=106
5. Приказ Минтруда России №831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» от 2 ноября 2015 г.
6. Перспективы развития прикладной дронокартографии / Стешин Илья Сергеевич // ACADEMY– Изд.: Олимп (Иваново) – 2016г. – №2(5). – С.36-40. – ISSN: 2412-8236. 5. Применение беспилотных летательных аппаратов в пожаротушении на объектах нефтехимической промышленности/ Минин И.В// Новые технологии - нефтегазовому региону – материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015– Изд.: Тюменский индустриальный университет (Тюмень) – 2015г. – С. 324-327.
7. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
8. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html
9. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траектории беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана.
10. Мартынов А.К. Экспериментальная аэродинамика. М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1950. 479 с. 13. Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. СПб: Питер, 2005. 337
11. Редакция Tom'sHardwareGuide. FPV- мультикоптеры: обзор технологии и железа. 25 июня 2014. Режим доступа: http://www.thg.ru/consumer/obzor_fpv_multicopterov/print.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.