МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИЖИНГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
671450, Республика Бурятия, Кижингинский район, село Кижинга, ул.Советская,163. тел./факс 8(30141)32-2-37 mail:cdtlenina7@yandex.ru
Диагностики на выявление творческих способностей младших школьников
Цыдыпова С.К.,
педагог дополнительного образования
Кижинга
1) Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла – если это было дополнено деталями;
4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов – если изложение её было развёрнутым.
2) Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.
Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основными показателями креативности выступают:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№ |
Особенности ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?» |
|||||
2 |
Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует |
|||||
3 |
Точно, правильно использует много слов в своей речи |
|||||
4 |
Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов |
|||||
5 |
Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми |
|||||
6 |
Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.) |
|||||
7 |
Легко справляется с загадками и может их придумывать |
|||||
8 |
Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление |
|||||
9 |
Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями |
|||||
10 |
Понимает значение чисел от 1 до 10 |
|||||
11 |
Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники |
|||||
12 |
Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции |
|||||
13 |
Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки |
|||||
14 |
Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники |
|||||
15 |
Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети |
|||||
16 |
Проявляет острую наблюдательность |
|||||
17 |
Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства |
Диагностика - 5.
I задание.
Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».
-Почему их так зовут?
-Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?
-Какой цвет подойдёт каждой фигурке?
-Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.
-Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.
II задание.
Разворот учебника Музыка «Три подружки»
-Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)
-Определить характеры по позе, жесту (схематично)
-Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.
По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.
-Дай имена, созвучные характеру персонажа.
III задание.
«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.
Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».
IV задание.
Методика Роршаха «Чернильные пятна».
Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.
Оценка в баллах:
1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;
2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;
3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.
Диагностика – 6
Анкета для родителей
1) Ф. И. ребёнка
2) Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).
3) Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?
4) Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
5) Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
6) Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?
7) Всегда ли доделывает свою работу до конца?
8) Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?
9) Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?
10) Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?
7. Творческое задание «Три краски»
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Лучше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.
Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.
8. Творческое задание «Озвучь роль».
Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.
9. Творческое задание «Соотнеси музыку».
Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.