Сравнение действующих и обновленных ФГОС |
||
Параметр сравнения |
ФГОС 2009/2010 |
ФГОС 2021 |
Требования к условиям реализации программ обучения |
19. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
|
Детализированы требования к условиям реализации ООП: Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
5.1. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам 35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. 35.4. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда). 35.5. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы. 35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: <…> формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий |
Требования к структуре основной образовательной программы |
Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает - собственную образовательную программу, - Учебный план, учитывая Общий объем аудиторной работы за 5 лет:rКоличество учебных занятий за 5 лет не менее 5267 часов и не более 6020 часов.
|
Структура программы осталась той же: программа основного (начального) общего образования включает три раздела: целевой; содержательный; организационный. Общий объем аудиторной работы за 5 лет ИЗМЕНЯЕТСЯ: не менее 5058 академических часов и не более 5549 академических часов при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе. Вариативные сроки.
|
Требования к результатам обучения |
8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; - метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; - предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами |
Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода Детализированы требования к результатам освоения ООП: Требования
к личностным результатам освоения программы основного • осознание российской гражданской идентичности; • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; • ценность самостоятельности и инициативы; • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты представлены в соответствии с направлениями программы воспитания: Гражданское Патриотическое Духовно-нравственное Эстетическое Физическое и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое Экологическое Ценности научного познания Требования к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические (8) Базовые исследовательские (7) Работа с информацией (6) Коммуникативные универсальные учебные действия Общение (8) Совместная деятельность (7) Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация (5) Самоконтроль (6) Эмоциональный интеллект (4) Принятие себя и других (5) Требования к
предметным результатам освоения программы основного • освоение обучающимися научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; • предпосылки научного типа мышления; • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях обеспечивают возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий … Включают способность: • знать определение понятия, • знать и уметь доказывать свойства и признаки, • характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, • использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности
Особенности требований к результатам освоения программы основного общего образования в ФГОС 2021 • Деятельностная форма представления результатов по предметам по каждому году обучения (исключение – история) • Формулировка результатов в соответствии с программными документами в области социально-экономического развития страны • Предъявление требований к результатам в соответствии с гарантируемым минимумом содержания • Учет отечественной и мировой практики оценки достижения планируемых результатов как показателя качества общего образования (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ) • Усиление акцентов на результаты изучения на современном уровне явлений и процессов в современной России и мире в целом
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.