Педагогическую технологию
понимают как комплекс средств, методов
и форм организации образовательного процесса,
используемых для достижения
запланированного результата
«В шахматы научить играть нельзя, можно только научиться!» Савелий Тартаковер
Образовательная технология – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса
с безусловным обеспечением
комфортных условий
для учащихся и педагога
«Шахматная игра представляет собой борьбу двух лагерей, и поэтому на нее могут быть перенесены все те законы, которые вообще характерны для борьбы двух противников» Александр Алехин
Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, опираясь на заданный результат. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования.
Классификация образовательных технологий:
Формирующее
обучение
- Объяснительно-иллюстративная технология;
-Технология программированного обучения;
-Поэтапное формирование
понятий и умственных действий;
-Технология алгоритмического обучения;
-Технология дифференцированного обучения;
-Технология полного освоения;
-Технология модульного обучения.
Развивающее
обучение
- Проблемное изложение;
Проблемно-поисковая технология;
-Проблемно-исследовательская технология;
-Технология критического мышления, мозговой штурм;
- Диалоговое обучение;
- Дебаты, дискуссия;
- Дидактические, ролевые, имитационные, деловые игры;
- Дифференцированное обучение (с учетом зоны ближайшего развития)
Личностно ориентированное обучение
- Ситуативное обучение;
- Разно уровневое обучение («лестница достижений», «портфолио») с учетом собственного выбора;
- Сотрудничество в команде; проектная деятельность;
- Использование информационно-коммуникационных
технологий
Технология программированного обучения:
Программы позволяют устанавливать различные уровни игры для учащихся с различной подготовкой, выбрать вариант игры (блиц, турнир и др.);
А также подключившись к сети Интернет сыграть с игроками по всему миру.
Учитывая, что современные дети очень любят компьютерные игры Интернет может предоставить партнеров любого уровня,
Все это делает процесс обучения более интересным и продуктивным.
Поэтапное формирования понятий и умственных действий:
Шахматная и шашечная игры позволяют сделать выбор одного из множества возможных исполнений которое является решающим.
На это и направлено основное содержание ориентировочной части действий шахматиста и шашиста.
Что касается реализации выбранного исполнения, то для этого достаточно помнить лишь правила перестановки шахматных фигур и шашек с одного поля на другое.
Технология алгоритмического обучения:
В шахматах и шашках, алгоритм – это дисциплинированное подключение всех своих знаний и приемов игры для поиска сильнейшего хода в любой возникшей позиции на шахматной доске.
Такими приемами являются:
- расчет шахматных вариантов,
- оценка позиции, позиционная игра ( перегруппировка фигур (шашек),
размен, пешечное (шашечное) продвижение),
- комбинационное зрение.
Основные требования к алгоритму
заключаются в следующем:
1. Алгоритм должен быть логическим непротиворечивым, то есть любая ситуация, возникшая на шахматной доске, должна заканчиваться выбором хода.
2. Алгоритм должен адекватно отражать наиболее существенные стороны процесса выбора хода.
3. Алгоритм должен обеспечивать выбор объективно сильного продолжения, по крайней мере с высокой вероятностью.
4. Алгоритм должен быть эффективен по времени реализации.
Технология «полного усвоения»:
Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату.
При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты.
Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися.
Это есть эталон (критерий) полного усвоения.
Технология модульного обучения:
Модульное обучение – это обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
Роль преподавателя
Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки.
Главная цель – организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.
Преимущества для учащихся:
- Самостоятельное освоение учебного материала;
- Психологическая комфортность на занятиях;
- Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе;
- Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.
Преимущество для учителя
- На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.
Технология развивающего обучения:
Учащемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Подгруппы технологий развивающего обучения, опираются на:
- познавательный интерес;
- индивидуальный опыт личности;
- творческие потребности;
- потребности самосовершенствования ;
- коллективном способе обучения.
Технологии на основе личностной ориентации учебного процесса:
- педагогика сотрудничества,
- технология индивидуализации обучения;
- игровые технологии, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
- проблемное обучение,
- программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала и др.
Использование ИКТ :
Информационно-коммуникационные
технологии
являются одним из приоритетов системы
дополнительного образования,
предъявляя новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности,
которым уделяет большое внимание ФГОС
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.