Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Причины выражающие РАС
Хромосомные аномалии
Повреждения ЦНС, аномальное развитие отделов мозга (врожденная дисфункция мозга, недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей)
Гормональные нарушения, происходящие во время беременности
Поражение вирусом краснухи во время беременности, либо другими вирусными заболеваниями
Осложнения при родах, гипоксия плода и пр.
Признаки детского аутизма:
нарушение интеллектуального развития (всех познавательных процессов);
трудность коммуникации (нарушение взаимодействия с окружающими людьми);
нарушения в эмоциональной сфере (негативизм – отказ от деятельности с проявлением агрессии;
отклонения в поведении (вращение предметов или вращение на месте, плохо усваивают социальные правила, неуместный смех или хихиканье; ;
нарушение моторного развития;
избегание объятий; избегание контакта глазами, предпочтение одиночества;
трудности в выражении потребностей, может использовать жесты, неумение выразить свою мысль из-за значительной ограниченности активного словарного запаса;
испытывают тревожность и дискомфорт в новой, незнакомой обстановке;
гиперчувствительность к свету, звукам, запахам, прикосновениям;
Цель коррекционной работы
Создание комфортных условий для обучения и социализации ребенка, помощь при адаптации в учебном пространстве, обучение навыкам коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мир, других людях.
Задачи работы
Введение его в социальную жизнь, усвоение роли "ученика", стереотипа школьного поведения, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с другими людьми.
Индивидуализация обучающей программы – акцент на стереотипных интересах.
Освоение навыков бытовой адаптации и самообслуживания.
Освоение ребенком учебных навыков чтения, письма, счета.
Принципы обучения детей с РАС:
Принцип комплексного воздействия.
Принцип систематичности.
Принцип наглядности.
Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении с одновременным проговариванием.
Принцип дифференцированного подхода.
Принцип «право на ошибку».
Принцип «действия в зоне интересов ребёнка».
Принцип игровой подачи материала.
Принцип успешности.
Методы обучения
Пиктограммы
Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности.
Таким образом, на доске наглядно задается план урока. Это помогает учащимся лучше рассчитывать свои силы. Создает у детей с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей, ситуации, задает алгоритм деятельности на данный урок.
Метод стереотипии
Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока.
Четкие границы урока
Единый алгоритм во всех предметах
Визуальное расписание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.