Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях музыкальному воспитанию 3 – 5 лет.
Оценка 5

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях музыкальному воспитанию 3 – 5 лет.

Оценка 5
docx
21.10.2021
Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях музыкальному воспитанию  3 – 5 лет.
Доклад Познавательно-исследовательская деятельность 3-5 лет.docx

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях музыкальному воспитанию

3 – 5 лет.

Музыкальный руководитель Альферович Анна Валерьевна

«Дошкольный возраст уникален,

именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка».

С. Гин

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». Любопытство – естественная реакция дошкольников на все новое и неожиданное. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность. «Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности». (А. И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ).

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим на занятиях по музыкальному воспитанию широко используются различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Значение музыкальных исследований, экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, научаются изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Наша с вами задача создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет самореализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Исследовательская деятельность, экспериментальная работа в музыкальном воспитании пронизывают все виды детской музыкальной деятельности и тесно связаны с детским музыкальным творчеством, ведь творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие. Например, занятие, посвященное музыкальному инструменту – колокольчику. На протяжении всего занятия используются разные виды детской музыкальной деятельности: слушание, исполнительская деятельность, игра. Дети знакомятся со строением колокольчика, с разнообразием звуков, издаваемых колокольчиками не только различной величины, но и сделанными из различных материалов, экспериментируют со звуками, анализируют высоту звучания и тембр, подбирают точную словесную характеристику голосов, издаваемых колокольчиками. На этом занятии можно познакомить детей с колокольным звоном разного настроения: набатный звон – взволнованный, тревожный; торжественный звон – радостный, праздничный; перезвон церковных колоколов во время христианских праздников – светлый, звонкий. Затем можно предложить детям изобразить звучание колокольчиков голосом (дон-дон-дон – большой колокольчик; дили-дили-дили – маленький колокольчик, а еще можно исследовать другие музыкальные инструменты и найти, на которых можно имитировать звучание колокольчика. В конце занятия можно поговорить о том, где в повседневной жизни можно услышать звучание колокольчика, как его можно использовать, поиграть в «Жмурки с колокольчиком».

Чаще всего исследования и эксперименты я включаю только в какую – либо часть занятия. Пример знакомства детей младшей группы с музыкальным инструментом БУБЕН и приемами игры на нем: я обращаю внимание детей на бубен, лежащий на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент бубен, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на столе и молчит. Как только я его возьму в руки, он начинает радоваться и весело звенит, вот так (показ). Ребята, у моего бубна есть много друзей, они тоже хотят веселиться! (дети берут в руки бубны, рассматривают их, пробуют тоже позвенеть). Я сыграю веселую музыку, и, бубны повеселятся вместе с нами (исполняем первую часть произведения «Бубны» муз. Фрида). Ребята, а если я ударю по бубну кулачком, он на меня обидится и рассердится, послушайте. Попробуйте тоже его ударить кулачком (дети пробуют, слушают, исполняется вторая часть «Бубны» муз. Фрида). Аналогично можно знакомить детей со звучанием и приемами игры на БАРАБАНЕ (разными палочками, пальцами, ладонями и т. д.).

Когда весной звенит капель, знакомлю детей с песней М. Картушиной «Капель», а затем вношу на занятие «СОСУЛЬКУ» (трубочку от трубчатого металлофона, повешенную на ленточке). Показываю детям трубочку, говорю, что в трубочке живет капелька и у нее есть свой голос, когда солнышко пригреет сосульку, капелька оживает и поет свою песенку, вот так: «Кап! Кап! Кап!» (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки). Позже, говорю детям, что на трубочке можно исполнить моросящий дождь или сильный летний ливень.

Если в младших группах дети исследуют инструменты и осваивают разные приемы игры на них с помощью взрослого, то в средней группе дети могут уже самостоятельно выбирать музыкальный или шумовой инструмент, на котором можно исполнить то или иное произведение. Вспомним упражнение М. Раухвергера «Лошадки в конюшне». С помощью этого упражнения дети совершенствуют движение прямого галопа, создают выразительный образ всадников. На музыкальное вступление конь бьёт копытом, а всадник сдерживает коня, натягивая повод, затем двигается прямым галопом. На последнем аккорде, натянув повод, всадник останавливает коня на всем скаку. Даже в простое упражнение можно включить элементы познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Выкладываю перед детьми набор музыкальных и шумовых инструментов, разных по звучанию, предлагаю выбрать те, на которых можно изобразить цокот копыт коня. Делю детей на две подгруппы: одна подгруппа – всадники, другая подгруппа сопровождает выполнение упражнения игрой на инструментах. Затем дети меняются ролями. Дети – всадники отмечают начало и окончание движения возгласами «Но!» и «Тпру!», а воспитателю (затем ребенку) можно дать тарелку и отмечать ударом в нее начало движения.

Когда дети знакомятся с осенним явлением природы «листопад», мы поем с ними песню Шаламоновой «Простая песенка». В ней поется про то, как осенние листочки весело шуршат, которое хорошо изображено во вступлении к песне. Я предлагаю детям выбрать из набора разных по звучанию шумовых инструментов тот, голос которого похож на шуршание осенних листочков. Затем мы поем песню, а вступление к песне исполняем на выбранных инструментах.

В группах с высоким уровнем музыкального развития, дети знакомятся с разными шумовыми музыкальными инструментами, и мы можем организовать целый оркестр. Пример оркестровки песни «Приметы осени». Если песню даю в разделе «слушание», то, на первом занятии мы с детьми слушаем эту песню, вспоминаем приметы осени, о которых поется в песне, рассматриваем иллюстрации. На втором занятии начинаем исследовать инструменты и выбирать, на каких можно изобразить: как дует ветерок в лесу (маракасы, баночки, гнутся ветки до низу (скрип стволов и веток старых деревьев изображаем с помощью инструмента «козу», птиц пугают холода, улетают кто куда (шум птичьих крыльев исполняем на султанчиках, осенний дождь изображаем с помощью трубочек, металлофонов, треугольника. На третьем занятии пытаемся исполнить всю песню с инструментами. Если песня взята в разделе «пение», ее можно исполнить на осеннем празднике в сопровождении детского оркестра.

Внутри каждого из нас живет самый главный наш инструмент – голос. С голосом тоже можно поэкспериментировать. Для этого существуют игры с голосом. Например: для детей первой младшей группы – катимся на санках с горки вниз «Ух!» (показать иллюстрацию с изображением горки); дети второй младшей группы могут покататься на санках по высоким и низким горкам (показать рисунок с изображением высоких и низких горок); со средней группы можно использовать графическое изображение голосовой партитуры; Наше тело – это тоже своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т. д.). Оно может изображать повадки и характерные движения животных и птиц, с помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать (качание веток деревьев на ветру, как вырастает и распускается подснежник, как тает снеговик и т. д.).

Следующий вид музыкальной деятельности, где мы используем исследовательскую деятельность – это музыкально – ритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен. Начнем с простого: игра – приветствие (под музыку дети двигаются врассыпную, на окончание музыки – находят себе пару и здороваются друг с другом с помощью заданного движения или жеста, предварительно согласованного с детьми, далее, кто-либо из детей кричит свое задание – приветствие и игра повторяется). Казалось бы, чего проще… но, как правило, дети ограничиваются лишь пожатием руки друг другу. Я предлагаю им поздороваться носами, объясняю, что так приветствуют друг друга жители одного африканского племени. Дети исполняют приветствие по моему предложенному сценарию. Далее, предлагаю детям самим придумать, как можно еще здороваться с помощью разных движений и разных частей тела. Происходит своего рода «мозговой штурм», дети наперебой начинают придумывать приветствия с помощью разных частей тела: и локоточками, и спинками, и ушками, и пальчиками и т. д.

Большую ценность в познавательно – исследовательской деятельсти с телом представляют элементарные танцы народов мира. Например – «Танец ткачей» (Франция). На первую часть музыки дети двигаются по кругу, «ткут ковер». На вторую часть – ведущий - художник, стоящий в центре круга, показывает с помощью любого движения «узор», которым разукрашивает ковер. Все дети помогают «художнику» в «разукрашивании» ковра, повторяя движение за ведущим. Танец повторяется несколько раз. Нацеливаю детей, что движение может быть не танцевальным, может выполняться любой частью их тела, но «узор» не должен повторяться.

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского познания и исследования. Для создания шумового оркестра можно использовать разные предметы: связки ключей, газеты, целлофановые пакеты, оберточная бумага и т. д.

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, познавательно - исследовательская деятельность, экспериментирование на занятиях – это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний. С принятием ФГОС в дошкольном образовании каждый из нас понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом. Задача нас - взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к познанию, экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

 


 

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях музыкальному воспитанию 3 – 5 лет

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях музыкальному воспитанию 3 – 5 лет

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

На этом занятии можно познакомить детей с колокольным звоном разного настроения: набатный звон – взволнованный, тревожный; торжественный звон – радостный, праздничный; перезвон церковных колоколов во…

На этом занятии можно познакомить детей с колокольным звоном разного настроения: набатный звон – взволнованный, тревожный; торжественный звон – радостный, праздничный; перезвон церковных колоколов во…

Кап!» (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки)

Кап!» (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки)

Пример оркестровки песни «Приметы осени»

Пример оркестровки песни «Приметы осени»

Казалось бы, чего проще… но, как правило, дети ограничиваются лишь пожатием руки друг другу

Казалось бы, чего проще… но, как правило, дети ограничиваются лишь пожатием руки друг другу

Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно

Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021