Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся в условиях компетентностного подхода
Оценка 5

Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся в условиях компетентностного подхода

Оценка 5
doc
25.10.2021
Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся  в условиях компетентностного подхода
Особенности организации самостоятельной деятельности.doc

Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся

в условиях компетентностного подхода

Учитель: КОПОВА О.В.

Работа была представлена на международной научно-практической конференции по теме «Особенности обучения математике в условиях компетентностного подхода»

 Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Компeтeнтность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Основными составляющими компетентности являются: знания, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности; умение использовать эти знания в конкретной ситуации и понимание, каким способом можно получить эти знания; адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Выделяют ряд основных компетентностей, приобретение которых, дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Одним из самых важных видов деятельности учащегося в образовательном процессе независимо от используемого подхода, является самостоятельная работа. Все мы прекрасно знаем, как организуется эта работа при традиционном подходе, но возникает вопрос: какие особенности имеет организация самостоятельной работы в свете компетентностного подхода. Учитывая сущность этого подхода, рассмотрим ряд особенностей. Так как речь идет о преподавании математики, то мы можем говорить о выполнении задач, которые должны быть составлены особым образом: чтобы условие вызывало необходимость в получении такого результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или новом способе действий, типового решения либо не должно существовать, либо быть неизвестным. Необходимо наличие у учащегося возможностей или информационных ресурсов для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного. В процессе решения, учащийся должен проявить себя как личность, его действия должны зависеть, в первую очередь, от его мотивов и способностей. В качестве примера можно привести задачу: «Заготовлена изгородь длиной 480м. Этой изгородью надо огородить с трех сторон, примыкающий к реке, участок. Какова должна быть ширина и длина участка, чтобы его площадь была наибольшей при заданной длине изгороди?», а параллельно с ее решением необходимо составить и записать алгоритм решения задач на нахождение max/min функции. В ходе выполнения данного задания формируются познавательная, самообразовательная и социальная компетентности. Таким образом, мы стремимся исключить механическое запоминание, характерное для традиционного подхода, и помогаем учащемуся приобрести личный опыт.

Кроме всего прочего при выполнении самостоятельной работы должны выполняться следующие условия:

  • работы должны быть многоуровневые;
  • Учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы, критерии оценки должны быть ясны учащемуся до начала работы;
  • Ученик должен иметь возможность выбрать уровень, на котором он выполняет работу, использовать дополнительные источники информации, апеллировать выставленную учителем оценку.

Стоит так же обратить внимание на формирование заданий, входящих в домашнюю работу, для решения которых, может потребоваться консультация старшеклассника или взрослого человека. Говоря о самостоятельной деятельности, нельзя не сказать об исследовательской деятельности учащихся на уроке, так как это наиболее прогрессивный способ изучения математики, и одна из эффективнейших форм внеклассной работы по предмету. В концепции модернизации структуры и содержания российского образования одним из основных направлений является — создание условий для раскрытия способностей учащихся, подготовки их к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. Социализация личности и реализация практико-ориентированного образования – цели развития исследовательской компетентности.

Главной задачей при организации данного вида самостоятельной деятельности является создание информационной среды, обеспечивающей решение следующих задач:

  • обеспечение самостоятельной работы необходимыми учебно-методическими материалами и программным обеспечением;
  • организация двухсторонней связи между учащимся и педагогом в различных диалоговых режимах;
  • контроль качества самообучения (самотестирование, контрольное тестирование, предоставление отчетов о проделанной работе и т.д.

Еще одним важным моментом организации самостоятельной деятельности в условиях компетентностного подхода, является рефлексия, (анализ результатов деятельности), т. е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. В заключении, хочется обобщить все изложенное выше указав на то, что, самостоятельная деятельность учащегося, должна быть, направлена на развитие:

  • мыслительных процессов и исследовательской активности;
  • умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;
  • умения ставить перед собой задачу;
  • умения строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;
  • умения выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  • умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.



Литература:

  1. http://liceum4.ru/
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://elena-zelenskaj.ucoz.ru/
  4. http://www.fsu-expert.ru/

Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся в условиях компетентностного подхода

Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся в условиях компетентностного подхода

Учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы, критерии оценки должны быть ясны учащемуся до начала работы;

Учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы, критерии оценки должны быть ясны учащемуся до начала работы;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021