Особенности организации свободной совместной игры в старшем дошкольном возрасте
Оценка 5

Особенности организации свободной совместной игры в старшем дошкольном возрасте

Оценка 5
docx
30.01.2021
Особенности организации свободной совместной игры в старшем дошкольном возрасте
Особенности организации свободной совместной игры в старшем дошкольном возрасте.docx

МАДОУ «Детский сад №281»  г. Пермь

Воспитатель Алексеева И.В..

 

Особенности организации свободной совместной игры в старшем дошкольном возрасте

 

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Кроме всего этого сюжетная игра имеет большое значение и для психического развития ребёнка, так сказать, долговременный эффект. В сюжетной игре, прежде всего, развивается способность к воображению, образному мышлению, так как в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими  людьми.

Цели педагогического воздействия по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен сменить позицию «учителя» на позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из него, ощущал бы себя вне оценок. Воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Начиная с раннего возраста и далее, на каждом этапе дошкольного детства, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игровых действий, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику. Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов – событиями, персонажами, их действиями, уметь с детьми каждого возраста развёртывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребёнком новых игровых способов и умений. У детей не должно возникнуть чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочется».

Одна из линий развития сюжетной игры старших дошкольников – игра– фантазирование. Смысл их – построение новых цепей событий, воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра–фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объём знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. Усложнение и разнообразие детских замыслов влечёт за собой трудности построения совместной игры, которые требуют больших усилий по их согласованию. Совместной игре не свойственно предварительное планирование и жёсткое следование плану. В начале игры дети, как правило, определяют лишь её тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры. Для того, чтобы детям реализовать свои творческие способности и действовать согласованно, необходимо овладеть новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребёнка  выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров – сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнёров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Эффективным средством формирования игры является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на других возрастных этапах. Совместное сюжетосложение можно реализовать в игре особого рода – совместно со взрослым «игре – придумывании», протекающий в чисто словесном плане (младшие дети – это игра – фантазирование). Придумывание, развёртывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями. В своей самостоятельной игре дети вновь возвращаются к действиям с игрушками, к ролям, но освоенные умения вместе придумывать новые сюжеты позволяют им более полно и согласованно реализовывать игровые замыслы. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового (сюжеты волшебных сказок).

Нельзя специально объяснять детям схему сюжета и требовать придумывание «по схеме». Это уже будет учебная задача и не получится сотворчество и импровизация. Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжения рассказа партнёра. Это можно сделать «вспоминая вместе известную сказку» (пересказ в непринуждённой форме без оценок качества детской речи и требования полноты рассказа). Важно, чтобы ребёнок передал общий смысл очередного события сказки. После его изложения «ход» передаётся следующему партнёру. Если дети забыли часть сказки, можно включиться  «вне очереди». Этим же детям через один, два дня пересказа воспитатель предлагает играть по новому: вместе придумывать одну новую сказку, похожую на сказку, которую дети уже знают, только немного не такую. Придумывать по кусочку, поочередно. Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи, волшебного средства. Воспитатель должен заготовить несколько вариантов начала новой сказки. В ходе игры дети будут вносить свои предложения, развёртывать сюжет по-своему. Придуманная сказка будет отличаться от замысла каждого из партнёра. Чем неожиданнее будут предложения воспитателя и детей, тем интереснее игра – придумывание.

В такой игре, кроме активизации воображения ребёнка, возникает очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы его партнёров сильно отличаются от его собственных; оказывается пред необходимостью объяснять свой замысел, изменять его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учится понимать других людей. Воспитатель может обратить внимание детей на смысловое несоответствие их «кусочков», помогает избежать ссоры и перейти к содержательному обсуждению событий. Игра – придумывание каждый раз должна занимать не более десяти – пятнадцати минут. Располагаются дети в спокойном месте кружочком, чтобы все участники видели друг друга. Большое число участников не целесообразно (два–три), т.к. дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает. Эмоциональное поведение взрослого, его увлечённость, способность к импровизации, гибкое реагирование на любые предложения детей – всё это привлекает к игре – придумыванию, появляется радость сотворчества. Если появляются «наблюдатели» - пассивные участники в игре, то это очень для них полезно – осваивают умение согласованно строить новые сюжеты. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли (Буратино–воспитатель, принцесса–милиционер, космонавт–учитель, Айболит–солдат, Баба – Яга–продавец). Можно осуществлять эту игру в форме телефонного разговора персонажей. Воспитатель распределяет роли таким образом, чтобы было взаимодействие персонажей по телефону. Затем взрослый сводит своё участие к минимуму или устраняется совсем, дав первоначальный заряд работе детского воображения. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющий разноконтекстные роли, помогает детям успешнее развёртывать самостоятельную совместную игру.

В дальнейшем, воспитатель предлагает придумывать не сказки, а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание таких историй, педагог, прежде всего, опирается на детские интересы, но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществляется уже в больших группах (четыре – пять) человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя; ситуация в которой он оказался; цель, которую он должен достичь) или, предложив его сам, занимает в дальнейшем позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

Характер игры – придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

- совместное «вспоминание» известной сказки (пересказ);

- частичное преобразование известной сказки;

- придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

- развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»;

- придумывание новых историй на основе реалистических событий.

На каждом этапе (кроме первого) следует учитывать желание ребёнка. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно будет одинаков. После игры–придумывания дети развёртывают игру с непосредственным принятием ролей, по мотивам придуманной истории. Это служит толчком для игры с распределением ролей, развёртыванием действий с игрушками. Педагог поощряет такие, возникающие у самих детей намерения, но не навязывает «разыгрывание» сюжета.

 

 


 

МАДОУ «Детский сад №281» г

МАДОУ «Детский сад №281» г

Начиная с раннего возраста и далее, на каждом этапе дошкольного детства, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игровых действий, так…

Начиная с раннего возраста и далее, на каждом этапе дошкольного детства, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игровых действий, так…

Придумывание, развёртывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями

Придумывание, развёртывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями

Эмоциональное поведение взрослого, его увлечённость, способность к импровизации, гибкое реагирование на любые предложения детей – всё это привлекает к игре – придумыванию, появляется радость сотворчества

Эмоциональное поведение взрослого, его увлечённость, способность к импровизации, гибкое реагирование на любые предложения детей – всё это привлекает к игре – придумыванию, появляется радость сотворчества

После игры–придумывания дети развёртывают игру с непосредственным принятием ролей, по мотивам придуманной истории

После игры–придумывания дети развёртывают игру с непосредственным принятием ролей, по мотивам придуманной истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2021