Проблемы конфликтности в педагогическом процессе.
Оценка 5

Проблемы конфликтности в педагогическом процессе.

Оценка 5
docx
08.11.2022
Проблемы конфликтности в педагогическом процессе.
Проблемы конфликтности в педагогическом процессе.docx

Проблемы конфликтности в педагогическом процессе.

В.П. Балух

МБУ «Школа №61» г.о. Тольятти

 

Часто конфликты считают отрицательным явлением в общении, а благополучное или успешное общение в таком случае понимается как бесконфликтное. Гуманистический подход к разрешению конфликтных ситуаций возможен при глубоком понимании сущности конфликтов, их причин, стадии протекания, типов и функций. Важным в  этом плане  является также изучение личных качеств учителя, которые в значительной степени определяют стиль профессионально-педагогического общения и преобладающий способ реагирования в конфликтной ситуации.

Для учителя важно, прежде всего,  уметь найти выход из конфликтной ситуации, который бы не вел к принижению ни одной стороны, а наоборот, направлял бы субъектов конфликта на собственную оценку своих действий и поступков. Дословный перевод с латинского слова "конфликт" означает столкновение. Но конфликты очень отличаются друг от друга. Не смотря  на большое количество исследований в философии, социологии, психологии, этике до сих пор нет принятого определения понятия "конфликта". Бихевиористы понимают конфликт как столкновение по поводу альтернативных возможностей реагирования. Представители психодинамических концепций, под конфликтом понимают одновременную актуализацию разных мотивов. Представители когнитивной психологии конфликт понимают как столкновение феноменов идей, целей, ценностей. И все же во всех подходах есть общая позиция. Это представление о структуре конфликта: причины, динамику (процессуальная сторона конфликта), классификацию, главные функции.

Основа большинства конфликтов закладывается еще в детстве. Бремя пережитых психологических травм с возрастом может либо обостряться, либо ослабляться, в зависимости от обстоятельств жизни.

Участники конфликта на основе созданного образа предпринимают определенные действия. При этом возникают представления о возможных вариантах разрешения конфликта. Уровень осознания этих вариантов определяет степень коррекции поведения в конфликте.

Процессуальная сторона конфликта, его динамика является изменением нескольких последовательных стадий: от стадии потенциального зарождения конфликта до его разрешения.

Стадия потенциального конфликта – это ситуация, когда возникает объективная предпосылка конфликта, но она до определенного времени не осознается участниками. Для них конфликт как таковой еще не существует. Достаточно важная стадия осознания участниками конфликтной ситуации, при этом возможны разные варианты соотношения между реальными обстоятельствами и воображаемым видением. Например, в действительности существует объективная ситуация, при этом участники достаточно адекватно оценивают ее причину, себя и партнера. Это адекватно оцененный конфликт. Выход из такого конфликта, как правило, находят быстро и без особых эмоциональных потерь.

Неадекватно оцененный конфликт, – это такой, при котором существует объективная конфликтная система. Чем сильнее извращение в восприятии ситуации, тем больше эмоциональных затрат требует развязывание такого конфликта. При этом конфликтное поведение имеет две стороны: во-первых, оно порождает тенденцию к расширению конфликта, к его дестабилизации, обострению эмоционального состояния. Вторая сторона – это коррекция образов конфликтной ситуации, которая достигается посредством обратной связи и способствует более адекватном поиске способов разрешения конфликта. Следующая стадия – это разрешение конфликта, то есть превращение конфликтной ситуации. Этого можно добиться через устранение причин конфликта или изменение образов конфликта.

В психологическом плане вторая позиция более значима, поскольку она приводит к переструктурированию ценностей, установок, стереотипов. При таком подходе раскрываются возможности для самосовершенствования. Поэтому послеконфликтный период – это часто процесс переосмысления приобретенного опыта, утверждение избранной позиции, переживание радости и удовлетворение от достигнутого результата.

Функции конфликта делятся на конструктивные и деструктивные. К конструктивным относят тот факт, что конфликт является мощным стимулом развития (личности, группы), поскольку при интегративном разрешении конфликта возникают моменты инноваций, т.е. ситуации, при которых обе стороны в результате конфликта узнают что-то такое, чего раньше и не осмысливали. "Путь к истине начинается с непонимания" – говорили древние. К деструктивным сторонам конфликта относят психологический дискомфорт, напряжение, эмоциональные расстройства, сопровождающие его. Кроме этого, деструктивными могут быть в частности, нарушение коммуникации, снижение сплоченности группы и прочее.

Мотивированная своими потребностями личность ведет себя определенным образом: или приближается к удовлетворяющий ее потребности, или удаляющийся от нее. Это две основные тенденции поведения, ставят человека в ситуацию выбора и влекут за собой конфликты.

При этом были выделены следующие типы конфликтов:

1. Действительный конфликт, он существует объективно и воспринимается участниками правильно.

2. Условный конфликт, или ситуативный. Наличие такого конфликта зависит от этих обстоятельств, легко меняющихся вин, а это участниками не осознается.

3. Перенесенный конфликт, то есть ситуация, когда существует осознанный конфликт, а на его основе лежит другой, неосознанный конфликт.

4. Латентный конфликт, который еще не осознается участниками, а потому еще нет конфликтных действий.

5. Обманный конфликт, при котором на самом деле нет реального конфликта, а помешано восприятие участниками друг друга.

Для социальной психологии особый интерес представляет группа так называемых ролевых конфликтов. В их основе заложена сущность таких понятий как статус, роль и принятие роли.

Статус личности – это место, занимаемое человеком в группе, организации, коллективе. Различают два основных типа статусов: статусы, которые приписываются и определяются особенностями личности (возраст, пол), и приобретенные статусы, на которые влияет вид деятельности, уровень знаний, опыт. Динамику смены статуса называют ролью. Основными структурными элементами социальных ролей являются ожидания, которые делятся на права и обязанности. Когда между ролевыми ожиданиями возникают противоречия, личность попадает в конфликтную ситуацию.

Часто среди педагогов различают три основных типа ролевых конфликтов:

1. Межролевые конфликты возникают тогда, когда от человека требуют одновременного исполнения двух несовместимых или недостаточно скоординированных ролей. Например, различные требования к сыну в семье и в школе.

2. Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда человек выполняет только одну роль, но нет согласия по поводу предъявления требований по этой роли со стороны эталонной группы, в рамках которой выполняется роль.

3. Конфликт типа "личность – роль" проявляется тогда, когда личность берет на себя роль, не отвечающая ее способностям, интересам, наклонностям. Это конфликт служебного и профессионального несоответствия. Это далеко не полный список подходов к классификации конфликтов. Отдельную группу составляют конфликты, возникающие в педагогической деятельности.

Они имеют следующие особенности:

- профессиональная ответственность учителя за решение ситуации значительно выше, чем в любом другом конфликте, поскольку учащиеся усваивают социальные нормы взаимоотношений между людьми;

- участники конфликта имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте;

- разница возраста и жизненного опыта приводит к большей ответственности за ошибочные действия;

- из-за присутствия других учащихся конфликт приобретает воспитательное значение;

- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять инициативу в разрешении ситуации и при этом суметь интересы учащегося поставить во главу угла;

- стереотипные представления учителя (склонность к оценке, уверенность в своей правоте и др.) часто блокируют принятие оптимальных решений;

- любая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации;

- конфликт в педагогической ситуации легче предупредить, чем успешно разрешить.

Основная задача учителя в преодолении конфликтов – восстановить или улучшить существующие взаимоотношения, а может быть, и перестроить их заново. Необходимо научиться положительно подходить к рассмотрению ситуации, то есть не стремиться немедленно устранить определенные недостатки воспитанников, а выявить и мобилизовать их положительные черты, способности и свои тоже. Проблемы конфликтности в педагогическом процессе тесно связаны с уровнем и степенью подготовленности педагогических работников к рациональному профессиональному и личностному общению, что будет определять степень гуманизации отношений в системе "учитель-ученик".

Ощущается потребность в соответствующей психолого-педагогической подготовке. А поиск эффективных форм работы доказывает, что только из книг и лекций приобрести знания, умения и опыт  эффективного общения невозможно. Только необходимые формы работы, предусматривают высокий уровень индивидуальной активности. С этой целью могут быть использованы приемы активного социально-психологического обучения.

Таким образом, понимание причин, процессуальных сторон конфликта, его типов, функций позволяет целенаправленно и последовательно вести работу с целью оптимизации общения, используя при этом рациональные приемы разрешения конфликтов.

 

1.     Зимняя И. А. "Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2020. — 384 с." 

2.     Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995. – 132 с.

3.     Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. Книга для учащихся. – М., 1994. – 191 с.

4.     Снегирева Т.В., Архипова Т.Т. Педагогическая психология: информационные материалы курса: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 290 с.


 

5.    

Проблемы конфликтности в педагогическом процессе

Проблемы конфликтности в педагогическом процессе

Выход из такого конфликта, как правило, находят быстро и без особых эмоциональных потерь

Выход из такого конфликта, как правило, находят быстро и без особых эмоциональных потерь

Обманный конфликт, при котором на самом деле нет реального конфликта, а помешано восприятие участниками друг друга

Обманный конфликт, при котором на самом деле нет реального конфликта, а помешано восприятие участниками друг друга

Основная задача учителя в преодолении конфликтов – восстановить или улучшить существующие взаимоотношения, а может быть, и перестроить их заново

Основная задача учителя в преодолении конфликтов – восстановить или улучшить существующие взаимоотношения, а может быть, и перестроить их заново
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022