Особенности отношения к учению школьников с интеллектуальной недостаточностью
Оценка 4.8

Особенности отношения к учению школьников с интеллектуальной недостаточностью

Оценка 4.8
Лекции
docx
дефектология
1 кл
11.07.2024
Особенности отношения к учению школьников с интеллектуальной недостаточностью
Еще Э. Сеген говорил о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью могли бы овладеть определенными знаниями и умениями, если бы они этого захотели. В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом формирования у ребенка осознания себя как ученика, формирования определенных мотивов учения, которые во многом предопределят его успех в учении. В связи с этим вопрос об особенностях мотивов учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью звучит в современной коррекционной педагогике наиболее остро и актуально.
Доклад Особенности отношения к учению школьников с интеллектуальной недостаточностью.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

«МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»

(ГКОУ «МОЦО №1»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме: «Особенности отношения к учению школьников с интеллектуальной недостаточностью».

 

 

 

 

 

 Подготовила: Бабицкая Л.Н.,

Учитель индивидуального обучения

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Магадан

2023 г.

 

Еще Э. Сеген говорил о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью могли бы овладеть определенными знаниями и умениями, если бы они этого захотели. В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. Младший школьный возраст является периодом формирования у ребенка осознания себя как ученика, формирования определенных мотивов учения, которые во многом предопределят его успех в учении. В связи с этим вопрос об особенностях мотивов учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью звучит в современной коррекционной педагогике наиболее остро и актуально.

Учебная мотивация связанна с внутренним отношением ученика к учебной деятельности, на ее формирование оказывает влияние – успешность взаимодействия со сверстниками и учителем, что в итоге определяет результативность обучения.

Известно, что при создании условий для формирования интереса к учению, подчеркивается целесообразность систематического психолого-педагогического внимания как к самой учебной деятельности, так и к отдельным сторонам мотивационной сферы ребенка (смысл учения, мотивы, цели, эмоции).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у умственно отсталых младших школьников наблюдается нестойкая мотивация деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения её условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определённой цели. При встрече с трудностями в процессе решения задач учащиеся не стремятся преодолеть их.

В большинстве случаев умственно отсталые младшие школьники слабо осознают объективную роль оценки, не всегда могут адекватно оценить свою работу или работу одноклассника. При этом высокая оценка мало стимулирует старательность детей и их стремление к улучшению качества знаний.  Значимыми мотивами у учащихся 2 класса являются: желание получать хорошие оценки (мотивация благополучия), а также интерес к процессу учения, второе место занимают позиционные мотивы, последнее - мотив самоопределения. У учащихся же 3-4-х классов мотив самоопределения выступает на первое место. На втором месте находятся узколичные мотивы. Обращает на себя внимание тот факт, что динамика отношения умственно отсталых младших школьников   к учителю и одноклассникам к 3-4-му классу становится отрицательной.

         Умственно отсталые младшие школьники положительно относятся к таким учебным предметам как: труд, физкультура, рисование, музыка. Дети реже интересуются предметами, наиболее трудными в школьной программе (математика, русский язык и др.).

Анализ   письменных ответов по теме: «Что мне нравится в школе» позволил выявить особенности школьных интересов учащихся. У более чем половины школьников в ответах преобладали признаки неучебных и игровых ситуаций, что свидетельствует о направленности учащихся на внешние школьные атрибуты и преобладании игровых интересов над познавательными.  

При возникающих трудностях в процессе решения интеллектуальны (умственных) задач у большинства учащихся отмечается слабость мотивов – дети бросают работу, отказываются от деятельности. При этом школьники равнодушно относятся к полученному результату, не стремятся оценить его, не могут обойтись без помощи со стороны взрослого.   

Большинство учащихся с умственной отсталостью при выполнении задания предпочитают рассчитывать на помощь взрослого, чем работать самостоятельно, они ориентированы на получение оценки, чем на выполнение нового задания, прослеживается тенденция выбора нетрудного задания.    

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью отражает в основном положительное, но скорее ситуативное, эмоциональное поверхностное отношение к ситуации учения. Преобладают оценочные мотивы. Возможно присутствие игровых и позиционных мотивов. Школьников слабо интересует содержательная сторона учения, интеллектуальные задания не привлекают учащихся. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься, получать положительные оценки за четверть и соблюдать дисциплину, что свидетельствует о доминировании подчинительной мотивации в учебной деятельности школьников. Школа привлекает игровыми и внеучебными интересами. В условиях доступной и привлекательной деятельности способны преодолеть возникающие трудности под руководством взрослого. Ученики не видят существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознают требований учителя, его особой роли, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Часто безразличны к своим успехам или неудачам в учении, слабо реагируют на поощрение.

         И, как, следствие в дальнейшем у школьников отражается негативное отношение к обучению в школе или слабо осознанное отношение к учебной деятельности. В мотивационной структуре преобладают игровые мотивы или мотивы избегания неудачи. Возможно присутствие оценочного мотива. Школьники испытывают значительные трудности в процессе обучения, избегают интеллектуальных задач, при выполнении практических заданий нуждаются в постоянной помощи и руководстве взрослого. Дети не видят существенных различий между игрой и школьными занятиями, у них затруднены контакты с одноклассниками. Ученики равнодушны к оцениванию со стороны взрослых.  

Основные направления работы как условия формирования

учебной мотивации умственно отсталых младших школьников:

1. Стимулирование познавательной активности школьников на основе

игровой мотивации деятельности.

2. Организация помощи школьникам в преодолении трудностей в обучении

на основе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.

3. Формирование положительных межличностных отношений участников

образовательного процесса (педагогов, родителей и одноклассников).

Основные направления:

Работа с учащимися по формированию познавательной мотивации учебной деятельности;

оказание своевременной адресной помощи детям и моделирование ситуации успеха;

привлечение родителей к реализации психокоррекционной программы;

адаптация содержания обучения в соответствии с познавательными возможностями учащихся;

применение разнообразных форм организации учебного процесса;      совершенствование мастерства педагогов и координация их работы в ходе формирования учебной мотивации;

определение содержания коррекционно-развивающей работы в процессе семейного обучения и воспитания.

Формирование учебной мотивации умственно отсталых учащихся

осуществлялось в различных образовательных ситуациях:

На занятиях психолога, на уроках, экскурсиях, в подвижных, дидактических,

театрализованных играх, в коллективной практической деятельности, во внеклассной работе, в процессе выполнения домашних заданий.

Важным компонентом модели ФУМ являлась взаимосвязь участников учебного процесса: психолога, педагогов, родителей и самих учащихся.

Примечание: «ФУМ» - формирование учебной мотивации

 

Модель ФУМ

 

Содержание ФУМ:  

Направления работы по ФУМ

Психологические условия ФУМ

 

Образовательные ситуации:

Психолог, Учитель, Учащиеся, Родители

 

Методы и приемы психокоррекционной работы:

Повышение психологической компетентности педагогов

Оптимизация взаимодействия учителя с детьми

 

Психокоррекционные занятия:

Индивидуальная программа развития ребенка

Эмоционально-личностное, социальное и познавательное развитие

Психологическое просвещение родителей

Консультирование родителей

Обучение родителей.

 

Общая цель программы обучения состоит в том, чтобы особым образом, организованная работа, позволила специалистам: психологу, учителю специального (коррекционного) учреждения, при участии родителей, перевести учащихся с уровня слабо осознанного и незрелого отношения к процессу обучения в школе на качественно иной уровень, сформировать отношение к учению более действенное и осознанное.

При проведении коррекционно-развивающей работы с детьми особое внимание учителями уделялось включению различных видов предметно-практической деятельности в учебный процесс, использованию игровой формы работы, как продуктивной во взаимодействии с младшими умственно отсталыми школьниками, созданию ситуации успеха, включению учащихся в коллективные формы деятельности, анализу жизненных ситуаций, подбору дидактических и коммуникативных игр.

Одной из основных задач взаимодействия с родителями являлось создание у них положительной установки на сотрудничество с специалистами специального (коррекционного) учреждения, а также достижение ими понимания значимости своей роли в повышении эффективности коррекционно-педагогического процесса.  

В заключении   сформулированы основные выводы: наибольший интерес для значительной части школьников по-прежнему представляет игровая деятельность. Основным побудителем к учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью остается внешнее воздействие со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей).

Более привлекательным для детей оказывается процесс выполнения отдельных учебных действий. В процессе решения интеллектуальных задач у большинства умственно отсталых младших школьников отмечается слабость мотивов, часто приводящая к отказу и уходу от деятельности.

Было установлено, что в формировании осознанного положительного отношения к учению у младших школьников с нарушением интеллекта значительную роль играет личность учителя и учет школьных интересов детей.

   Класс ТМНР 2 класс большой, разнообразный, разновозрастной. И, конечно же, отношение к учению у всех разное. Но большинство ребят, с желанием и интересом относятся к учению.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

Еще Э. Сеген говорил о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью могли бы овладеть определенными знаниями и умениями, если бы они этого захотели

Еще Э. Сеген говорил о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью могли бы овладеть определенными знаниями и умениями, если бы они этого захотели

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью отражает в основном положительное, но скорее ситуативное, эмоциональное поверхностное отношение к ситуации учения

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью отражает в основном положительное, но скорее ситуативное, эмоциональное поверхностное отношение к ситуации учения

Модель ФУМ Содержание ФУМ:

Модель ФУМ Содержание ФУМ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024