Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость) адаптивной физической культуры. Часть 1.
Оценка 4.9

Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость) адаптивной физической культуры. Часть 1.

Оценка 4.9
Документация +1
docx
физическая культура
9 кл
21.05.2020
Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость)  адаптивной физической культуры.   Часть 1.
АФК 9 класс коррекционная школа часть 1.docx

Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость)

адаптивной физической культуры. 

Часть 1.

 Адаптивная физическая культура  в школе, является физкультурой для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. В нашей школе для детей с нарушенным интеллектом, имеющих различные дефекты и проблемы со здоровьем, необходим этот предмет, потому что такие дети особо нуждается в поднятии уровня своего физического состояния здоровья. Именно специалист по адаптивной физической культуре, чаще всего это учитель физической культуры прошедший специальную подготовку и имеющий обязательно специальное дефектологическое образование, базируясь на врачебных заключениях, рекомендациях психологов имеет возможность, применив специальные методики, индивидуально подойти к каждому, кто занимается такой физкультурой.

Данная работа должна быть правильно спланирована опираясь на ряд законов, проектов, правил. Вот полный перечень документов для школы такого типа, с учетом географического положения, в данном случае это Свердловская область: 

·                    Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7),

·                    Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1643),

·                    Проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования,  обучающихся с задержкой психического развития, под редакцией С. П. Евсеевой, 2003г. город Санкт-Петербург;

·                    Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта под редакцией П..П. Болотовой,2003г, и программы по физической культуре с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе под редакцией Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской.

·    Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденных постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;

·    Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

·    Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

· Приказа от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказа от мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного  образовательного стандарта общего образования»; Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».

   Я предлагаю свою программу по АФК для 9 класса коррекционной школы для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость)и как образец календарное планирование на несколько занятий.

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптированная физическая культура» для 9 класса

              Рабочая программа по учебному предмету «Адаптированная физическая культура» для 9 класса разработана на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7),Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1643), проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования,  обучающихся с задержкой психического развития, под редакцией С. П. Евсеевой, 2003г. город Санкт-Петербург и базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта под редакцией П..П. Болотовой,2003г, и программы по физической культуре со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе под редакцией Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской.

 Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденных постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности    при введении федерального государственного  ообразовательного стандарта общего образования»; Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».

     Категория обучающихся с задержкой психического развития — наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями. Отмечаются нарушения внимания, памяти, в том числе, двигательной сферы развития, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности, а так же замедленным темпом, либо неравномерным становлением познавательной деятельности, трудностями произвольной само регуляции и самоконтроля, нарушениями в организации и целенаправленности деятельности или поведения, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.). Достаточно часто у обучающихся,  отмечаются нарушения речевой и общей моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Обучаемость, данного контингента детей  удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной - привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

  Данная рабочая программа по адаптивной физической культуре,  для обучающихся с задержкой психического развития,  направлена на:

·         укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у них общей культуры,

·         обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми нравственными и социально культурными ценностями,

·         овладение учебной деятельностью усвоение определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков,

·          формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.

Физическое воспитание неотъемлемая часть комплексной системы учено - воспитательной работы в коррекционной школе для детей с нарушенным интеллектом. Оно направленно на решения образовательных, и лечебно - оздоровительных задач. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического характера. У 70% учащихся при очередной диспансеризации  выявляется нарушения опорно - двигательного аппарата и нарушения со стороны щитовидной железы,  отмечаются нарушения зрения, сердечно - сосудистой, мочеполовой систем. Дыхательная система  нарушена по чистоте, глубине, ритму а также  нарушена согласованность дыхательного акта с дыхательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показаний возрастных  норм. Поэтому главной  целью  обучения в нашей школе по данному предмету является  формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья, включая хронические болезни и детей инвалидов.

Отметим, что основными задачами адаптивного физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является:


- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию  организма;

- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

- формирование правильной осанки;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально - волевых качеств;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;

- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

  - коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба  с различным положением рук;

  - укрепление мышечного корсета через выполнение ОРУ и корригирующих упражнений на снарядах;

  -  коррекция здоровья через знакомство с нетрадиционными видами оздоровления;

  - коррекция и развитие координационных способностей в процессе проведения спортивных игр, эстафет, соревнований и подготовки к ним.

Воспитательные задачи:

  - воспитывать любознательность, чувство товарищества, взаимопомощи;

  - развитие интереса к играм разных народов;

  - пропаганда здорового образа жизни с преподаванием теоретических знаний о  заболеваниях, мерах их предупреждения, способах их преодоления и профилактики.

     Система физического воспитания, объединяющая все формы знаний физическими упражнениями, должна способствовать, социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим просматриваются следующие принципы: индивидуализация процесса; оптимистическая перспектива; комплексность обучения. Структурно и содержательно программа построена с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей каждого ребенка. Особенностью данной программы является то, что основой проведения всех занятий во всех классах является цикличность проведения упражнений с изменением дозировки.

При составлении базовой части программы использован материал из программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией В.В. Воронковой -2004г.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическими упражнениями должны просматриваться следующие принципы:

  • индивидуализация процесса обучения;
  • коррекционная направленность обучения;
  • просмотр наперед ребенком перспективы его занятий;

·         комплексность обучения; последовательность сдачи зачетов в зависимости от  состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ученика.

 Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

            В соответствии с образовательной программой школы-интерната данная программа предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья следующих компетенций (смотрим таблицу ниже).

Компетенция

Основные

характеристики

Содержание учебного материала

Методологическая-

самостоятельное решение задач прикладного

характера

 

 

-прочные навыки самостоятельной учебной деятельности (измерения, выполнения графических работ, работа с источниками информации)

Измерение длины, высоты при выполнении прыжков

-навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении с запланированным образцом)

Самостоятельная подготовка к уроку

Умение работать в малых группах

 

-навыки самостоятельного приобретения знаний

*

 

навыки применения знаний на уроке из других образовательных областей и предметов.

устный счет, измерения времени и расстояний,  основные виды движений, понятийный аппарат, чтение инструкций,  строение тела, режим дня, гигиена,  безопасность жизнедеятельности

 

До профессиональная — достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО

-активность обучающегося в образовательном процессе

 

 

Бережное отношение к инвентарю, участие во внеклассных мероприятиях

 

-сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии

самостоятельное выполнение задач, самоконтроль, умение работать в группе

- адекватная самоо­ценка, в т.ч. самооценка своих профессиональных возможностей

*

- умение ориентироваться на рынке труда

*

 

- мотивация к профессиональной деятельности

*

 

-умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству, ответственность и способность принимать решения при выполнении практических задач.

Умение работать в команде

Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учрежде­ниях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей.

- научные представления об окружающем мире (культурно значимые факты, проблемы)

*

- владеет способами деятельности

*

 

навыки ЗОЖ

 

Знания основ гигиены и теории физкультуры, безопасность жизнедеятельности

 

- знания культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций

*

демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье

Умение работать в команде

 

Таким образом, данная рабочая программа  предполагает формирование у обучающихся, воспитанников методологической, до профессиональной и общекультурной компетенций средствами физической культуры.                   

(продолжение во второй части).


 

Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость) адаптивной физической культуры

Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость) адаптивной физической культуры

Приказа Министерства образования

Приказа Министерства образования

Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской

Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской

Данная рабочая программа по адаптивной физической культуре, для обучающихся с задержкой психического развития, направлена на: · укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у…

Данная рабочая программа по адаптивной физической культуре, для обучающихся с задержкой психического развития, направлена на: · укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у…

Коррекционно – развивающие задачи: - коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба с различным положением рук; - укрепление…

Коррекционно – развивающие задачи: - коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба с различным положением рук; - укрепление…

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка

Измерение длины, высоты при выполнении прыжков - навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении…

Измерение длины, высоты при выполнении прыжков - навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении…

Измерение длины, высоты при выполнении прыжков - навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении…

Измерение длины, высоты при выполнении прыжков - навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020