Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость)
адаптивной физической культуры.
Часть 1.
Адаптивная физическая культура в школе, является физкультурой для обучающихся с ограниченными физическими возможностями. В нашей школе для детей с нарушенным интеллектом, имеющих различные дефекты и проблемы со здоровьем, необходим этот предмет, потому что такие дети особо нуждается в поднятии уровня своего физического состояния здоровья. Именно специалист по адаптивной физической культуре, чаще всего это учитель физической культуры прошедший специальную подготовку и имеющий обязательно специальное дефектологическое образование, базируясь на врачебных заключениях, рекомендациях психологов имеет возможность, применив специальные методики, индивидуально подойти к каждому, кто занимается такой физкультурой.
Данная работа должна быть правильно спланирована опираясь на ряд законов, проектов, правил. Вот полный перечень документов для школы такого типа, с учетом географического положения, в данном случае это Свердловская область:
· Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7),
· Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1643),
· Проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, обучающихся с задержкой психического развития, под редакцией С. П. Евсеевой, 2003г. город Санкт-Петербург;
· Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта под редакцией П..П. Болотовой,2003г, и программы по физической культуре с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе под редакцией Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской.
· Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;
· Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· Приказа от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказа от мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
Я предлагаю свою программу по АФК для 9 класса коррекционной школы для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость)и как образец календарное планирование на несколько занятий.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптированная физическая культура» для 9 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптированная физическая культура» для 9 класса разработана на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7),Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1643), проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, обучающихся с задержкой психического развития, под редакцией С. П. Евсеевой, 2003г. город Санкт-Петербург и базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта под редакцией П..П. Болотовой,2003г, и программы по физической культуре со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе под редакцией Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской.
Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного ообразовательного стандарта общего образования»; Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
Категория обучающихся с задержкой психического развития — наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями. Отмечаются нарушения внимания, памяти, в том числе, двигательной сферы развития, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности, а так же замедленным темпом, либо неравномерным становлением познавательной деятельности, трудностями произвольной само регуляции и самоконтроля, нарушениями в организации и целенаправленности деятельности или поведения, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.). Достаточно часто у обучающихся, отмечаются нарушения речевой и общей моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Обучаемость, данного контингента детей удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной - привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Данная рабочая программа по адаптивной физической культуре, для обучающихся с задержкой психического развития, направлена на:
· укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у них общей культуры,
· обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми нравственными и социально культурными ценностями,
· овладение учебной деятельностью усвоение определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков,
· формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Физическое воспитание неотъемлемая часть комплексной системы учено - воспитательной работы в коррекционной школе для детей с нарушенным интеллектом. Оно направленно на решения образовательных, и лечебно - оздоровительных задач. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического характера. У 70% учащихся при очередной диспансеризации выявляется нарушения опорно - двигательного аппарата и нарушения со стороны щитовидной железы, отмечаются нарушения зрения, сердечно - сосудистой, мочеполовой систем. Дыхательная система нарушена по чистоте, глубине, ритму а также нарушена согласованность дыхательного акта с дыхательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показаний возрастных норм. Поэтому главной целью обучения в нашей школе по данному предмету является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья, включая хронические болезни и детей инвалидов.
Отметим, что основными задачами адаптивного физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
- формирование правильной осанки;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально - волевых качеств;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;
- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба с различным положением рук;
- укрепление мышечного корсета через выполнение ОРУ и корригирующих упражнений на снарядах;
- коррекция здоровья через знакомство с нетрадиционными видами оздоровления;
- коррекция и развитие координационных способностей в процессе проведения спортивных игр, эстафет, соревнований и подготовки к ним.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность, чувство товарищества, взаимопомощи;
- развитие интереса к играм разных народов;
- пропаганда здорового образа жизни с преподаванием теоретических знаний о заболеваниях, мерах их предупреждения, способах их преодоления и профилактики.
Система физического воспитания, объединяющая все формы знаний физическими упражнениями, должна способствовать, социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим просматриваются следующие принципы: индивидуализация процесса; оптимистическая перспектива; комплексность обучения. Структурно и содержательно программа построена с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей каждого ребенка. Особенностью данной программы является то, что основой проведения всех занятий во всех классах является цикличность проведения упражнений с изменением дозировки.
При составлении базовой части программы использован материал из программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией В.В. Воронковой -2004г.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическими упражнениями должны просматриваться следующие принципы:
· комплексность обучения; последовательность сдачи зачетов в зависимости от состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ученика.
Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В соответствии с образовательной программой школы-интерната данная программа предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья следующих компетенций (смотрим таблицу ниже).
Компетенция |
Основные характеристики |
Содержание учебного материала |
|
Методологическая- самостоятельное решение задач прикладного характера
|
-прочные навыки самостоятельной учебной деятельности (измерения, выполнения графических работ, работа с источниками информации) |
Измерение длины, высоты при выполнении прыжков |
|
-навыки самоорганизации (замысел- формулировка цели (желаемого результата)- подбор средств и планирование работы, реализация плана- оценка результатов в соотнесении с запланированным образцом) |
Самостоятельная подготовка к уроку Умение работать в малых группах |
|
|
-навыки самостоятельного приобретения знаний |
* |
|
|
навыки применения знаний на уроке из других образовательных областей и предметов. |
устный счет, измерения времени и расстояний, основные виды движений, понятийный аппарат, чтение инструкций, строение тела, режим дня, гигиена, безопасность жизнедеятельности |
|
|
До профессиональная — достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО |
-активность обучающегося в образовательном процессе
|
Бережное отношение к инвентарю, участие во внеклассных мероприятиях |
|
-сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии |
самостоятельное выполнение задач, самоконтроль, умение работать в группе |
||
- адекватная самооценка, в т.ч. самооценка своих профессиональных возможностей |
* |
||
- умение ориентироваться на рынке труда |
* |
|
|
- мотивация к профессиональной деятельности |
* |
|
|
-умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству, ответственность и способность принимать решения при выполнении практических задач. |
Умение работать в команде |
||
Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей. |
- научные представления об окружающем мире (культурно значимые факты, проблемы) |
* |
|
- владеет способами деятельности |
* |
|
|
навыки ЗОЖ
|
Знания основ гигиены и теории физкультуры, безопасность жизнедеятельности |
|
|
- знания культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций |
* |
||
демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье |
Умение работать в команде |
Таким образом, данная рабочая программа предполагает формирование у обучающихся, воспитанников методологической, до профессиональной и общекультурной компетенций средствами физической культуры.
(продолжение во второй части).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.