«Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Особенность внедрения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения…………………………………………………………...6
Глава 2. Специфика обучения химии в свете перехода на новые образовательные стандарты………………………………………………………………………………11
2.1. Системно-деятельностный подход и система построения курса химии в свете ФГОС второго поколения……………………………….........................11
2.2. Методы и подходы к процессу обучения в преподавании химии в свете новых стандартов образования…………………………………………….......17
Глава 3. Современные требования к деятельности учителя химии в контексте образовательных стандартов второго поколения……………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...........27
Приложение……………………………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В системе естественнонаучного образования курс химии занимает важнейшее место, которое характеризуется ролью данной науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в разрешении глобальных проблем, а также формировании научной картины мира. Помимо этого, велика роль химии в формировании экологической культуры личности, так как экологические проблемы в своей основе обладают химической природой. Важно отметить, что недостаточность экологической грамотности, а также недооценка роли химии в научно-техническом развитии человечества будет угрожать безопасности человека и природы.
Сегодня отмечается тенденция стремительного изменения школьного образования, стремящееся «догнать» современные социально-экономические и общественные преобразования. Основное же изменение в современном обществе, которое существенно повлияло на ситуацию в области образования – ускорение темпов его развития и совершенствования. Сегодня заметно вырос объем потребляемой и перерабатываемой человеком информации. Все эти факторы вынуждают учителей отходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий и программ.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), которые разрабатываются в строгом соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», а также целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года, выступает одним из ключевых условий достижения требований к высокому качеству основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования [2, с.10].
Важно также отметить, что современная дидактическая образовательная модель, складывающаяся в рамках внедрения новых стандартов образования, базируется на компетентностной образовательной парадигме.
Отличительная особенность стандартов образования второго поколения – их нацеленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к формированию и развитию творческих потенций обучающихся, подготовке их к жизни на базе системно-деятельностного подхода. ФГОС, ориентированные на новые образовательные результаты, указывают на ценность системно-деятельностного подхода к процессу обучения, а также устанавливают требования к: структуре программ образования; результатам освоения образовательных программ; условиям и ресурсному обеспечению реализации программ образования.
Таким образом, актуальность данного исследования продиктована тем, что в настоящее время в связи с внедрением образовательных стандартов второго поколения в образовательном пространстве общеобразовательных учреждений, а также организациях среднего профессионального образования осуществляются перемены на концептуальном уровне, которые требуют от педагогов ряда следующих условий: освоения нового содержания образования; перемен в организации учебного процесса; значительного изменения ценностной позиции учителей, а также освоения соответствующей нормативно-правовой базы образования.
Объект исследования – целостный процесс преподавания курса химии.
Предмет исследования – специфика обучения химии в условиях внедрения в образовательное пространство ФГОС второго поколения.
Цель исследования – изучить особенности преподавания курса химии в контексте внедрения в процесс образования новых Федеральных государственных стандартов.
Постановка цели исследования потребовала решения следующих задач исследования:
1. Выявить специфику внедрения в образовательное пространство ФГОС нового поколения;
2. Определить особенности преподавания курса химии в свете ФГОС нового поколения;
3. Определить современные требования, предъявляемые к учителям химии в контексте образовательных стандартов второго поколения.
В ходе данного исследования мы применяли следующие методы: сбор, анализ и синтез научно-исследовательской и методической литературы; анализ ФГОС первого и второго поколения; анализ структурных моментов современных уроков химии в контексте реализации требований ФГОС нового поколения; системный анализ; метод обобщения.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды и выводы следующих авторов: П.А. Алмаев [1], С.И. Гильманшина и С.С. Космодемьянская [2], О.П. Золотарева [7], И.В. Маркина [3], Г.М. Чернобельская [5].
Структура реферата представлена в следующем виде: введение; три главы; выводы по главам; заключение; список используемой литературы и источников; приложение.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
На сегодняшний день актуальной является проблема стандартизации школьного химического образования. Это связано в большей степени с тем, что современные общеобразовательные учреждения сегодня стоят на этапе перехода на новые, более свободные формы организации учебного процесса.
Итак, Федеральный государственный стандарт общего образования – документ, определяющий нормы и требования обязательного минимума содержания базовых программ образования, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, уровень подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, а также ключевые требования к обеспечению процесса образования [2, с.5]. Таким образом, ФГОС является основой для: разработки учебных планов, примерных программ по учебным предметам; объективного оценивания уровня подготовки выпускников, а также деятельности самих учреждений образования; постановки федеральных требований к учреждениям образования в области оснащения учебного процесса.
Федеральным Законом «Об образовании» утверждается положение о том, что ФГОС общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет. 17 мая 2012 года был подписан приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированный Минюстом России 07.06.2012 года [7].
Образовательный стандарт второго поколения обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность базовых программ образования начального, основного и среднего общего образования. Помимо этого, ФГОС нового поколения содержит в себе требования к:
- результатам освоения образовательных программ;
- структуре основной программы образования (основные требования к соотношению ее частей, их объему, к соотношению ее обязательной части и части, которая формируется участниками процесса образования);
- условиям реализации программы (финансовым, кадровым, материально-техническим и другим условиям) [2, с.6].
Необходимо также отдельно отметить, что образовательный стандарт ориентирован на развитие личностных характеристик будущего выпускника («портрет выпускника школы») [6].
Процесс внедрения ФГОС в образовательное пространство – трудоемкий и достаточно сложный процесс, требующий обширной разъяснительной работы среди контингента педагогов и родителей о целях и задачах ФГОС, его целесообразности и актуальности для образовательной системы, для учащихся и их семей. Необходимо обеспечить гласность и прозрачность всех без исключения действий, процедур, результативный общественно-государственный контроль над процессом внедрения ФГОС в образовательное пространство.
В сравнении с ФГОС первого поколения, новый образовательный стандарт обладает рядом специфик, основные из них заключаются в том, что в последнем стандарте изменилась не только структура, но и сама методология стандарта; реализуется системно-деятельностный подход. Однако, большинство педагогов едины во мнении, что основная особенность ФГОС второго поколения заключается в том, что системообразующей составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основных программ образования (к конкретизированным и операционализированным целям образования; детализированным и конкретным, а для ступени среднего (полного) общего образования также с уровневой дифференциацией; изменилась методология оценки достижения требований стандарта к результатам образования – даны критерии не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений) [7].
Согласно новому ФГОС, особенность требований к структуре основной образовательной программы взаимосвязана с фиксацией наличия обязательной и формируемой участниками образовательного пространства частей процесса образования и их соотношения, с тем, что четко определены разделы основной программы образования и, наконец, с тем, что утверждается интеграция учебной и внеучебной деятельности [6].
В новом образовательном стандарте впервые четко были сформулированы требования к условиям реализации основной образовательной программы, а именно: должно строго обеспечиваться создание комфортной среды образования, которая будет гарантировать охрану и укрепление психофизиологического и социального здоровья обучающихся; высокий уровень качества образования, доступность, открытость, духовно-нравственное развитие учащихся [6].
В рамках данного исследования для нас представляют интерес цикл естественнонаучных предметов. Итак, естественнонаучные предметы по итогу освоения общего образования должны обеспечить выпускнику:
- формирование целостной научной картины мира;
- осознание увеличившейся роли естественных наук в современном мире, неустанного процесса эволюции научного знания;
- овладение научным подходом к разрешению разнообразных проблемных задач; овладение навыком постановки гипотез, конструирования, осуществления опытно-практической деятельности, оценивания полученных результатов;
- овладение умениями сопоставления экспериментальных и теоретических знаний с объективными жизненными реалиями;
- овладение экосистемной познавательной моделью, и ее реализация с целью прогнозирования экологических рисков для здоровья человечества, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание важности концепции устойчивого и непрерывного развития;
- формирование и развитие навыков безопасного и результативного применения лабораторного оборудования, осуществления точных измерений, представления научно аргументированных полученных результатов от собственной деятельности, которые будут основаны на межпредметном анализе учебных задач [6].
Предметные результаты изучения предметной области «Естественные науки» включают в себя предметные результаты изучения учебных предметов: физика, химия, биология на основном и углубленном уровнях [3, с.15].
Итак, целью изучения предмета химии является:
- формирование и развитие первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение учащимися понятийным аппаратом, а также символическим языком химии;
- осознание учащимися объективной важности базы химической науки как сферы современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как базисной основы большинства явлений живой и неживой природы;
- овладение обучающимися основами химической грамотности, то есть способность анализировать и объективно расценивать жизненные ситуации, которые так или иначе связаны с химией, навыком безопасного обращения с веществами, которые используются в повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков установления связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями, которые происходят в микромире, умений объяснять причины разнообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения;
- приобретение учащимися опыта применения разных методов изучения веществ: наблюдение за их приращениями при осуществлении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования;
- формирование представлений о важности химии в решении сложившихся современных экологических проблем, и в предотвращении техногенных и экологических катастроф в том числе [2, с.16].
В контексте нового ФГОС, требования к предметным результатам освоения базового курса химии заключаются в следующем:
- сформированное представление о месте химической науки в современной научной картине мира, понимание важности химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека с целью разрешения практических задач;
- владение основным химическим понятийным аппаратом, теориями, законами, а также закономерностями, уверенное и адекватное применение химической терминологии и символики;
- владение ключевыми методами научного познания, которые активно применяются в химии, такие как: наблюдение, эксперимент, описание, измерение;
- сформированное умение предоставлять количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами безопасности и техники при применении химических веществ;
- сформированная собственная позиция относительно химической информации, получаемой из разнообразных источников [2, с.17].
Итак, подводя итоги по данной главе хотелось бы отметить, что ФГОС ООО по общему количеству нововведений носит беспрецедентный характер. Впервые образовательный стандарт расценивают как некую «конституцию школьной жизни». Новый стандарт обладает своими специфическими особенности, ключевые их них: так называемая совокупность трех «Т» - требования к результатам освоения основной образовательной программы, требования к структуре освоения основной образовательной программы и требования к условиям освоения основной образовательной программы; системно-деятельностный подход является методологической базой нового стандарта; новый ФГОС утверждает новые требования к планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В СВЕТЕ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
2.1. Системно-деятельностный подход и система построения курса химии в свете ФГОС второго поколения
Как было уже отмечено, основой нового образовательного стандарта является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
- формирование и развитие готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в образовательной системе;
- активную и непосредственную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- построение процесса образования в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями учащихся [1, с.145].
Вышесказанное фактически означает, что процесс обучения на каждом своем этапе, начиная от планирования курса до этапа итогового контроля, должен быть ориентирован на развитие личности и личностных способностей учащихся. Очевидным становится то, что деятельностный подход в значительной степени меняет саму систему взаимоотношений «учитель-ученик».
Рассмотрим более подробно систему содержания и построения курса химии в контексте нового ФГОС.
К химическому содержанию предъявляется ряд дидактических требований (принципов), которые целесообразно выполнять для результативности процесса обучения учащихся: научности; системности и последовательности; доступности и наглядности; связь теории с практикой; историзма. [2, с.20]. Рассмотрим более подробно данные принципы.
Принцип научности – отражение истинных процессов и веществ, взаимосвязей с ними, отсутствие химических ошибок [7]. Известно, что научность может быть достигнута лишь в том случае, когда обучающиеся знакомятся не просто с готовыми выводами, но и с методами посредством которых эти выводы были сделаны. Доступность характеризуется числом внутри предметных связей исследуемого материала с уже изученным. Так, к примеру, не представляется возможным разъяснить учащимся гибридизацию орбиталей, без теории строения атома. Помимо этого, доступность ограничивается принципом учета возрастных особенностей обучающихся [4, с.152].
Принцип системности очень близок к принципу научности. «Система» определяется как целостное единство взаимосвязанных компонентов. Требование системности предполагает отражение в сознание обучающихся ключевых компонентов изучаемой науки [7]. Любая, без исключения, система обладает собственной структурой. Педагог должен четко представлять себе структуру каждого понятия, каждого закона и теории.
Систематичность характеризует последовательность изучения учебного материала, последовательное развитие понятий. При осуществлении данного принципа необходимо учитывать закономерности процесса незнания, движение от известного к неизвестному, от простого к сложному. Так, к примеру, изучение свойств веществ происходит с опорой на знания их состава и строения, а их применение на знания их свойств.
Известно, что при систематическом построении учебного материала возможны два логических подхода – индуктивный и дедуктивный. Индуктивный подход представляет собой случаи, когда отсутствует база фактов, которая необходима для теоретических обобщений, а дедуктивный подход - в случаях, когда теоретическая база достаточная и можно осуществлять прогнозирование [4, с.154]. Примером дедуктивного подхода может служить подход к темам, которые изучаются после усвоения учащимися периодического закона.
Принцип связи с теории с практикой носит прикладной характер и обеспечивает мотивацию к процессу обучения.
Особенным значением обладает принцип историзма, способствующий осуществлению научной логики в процессе обучения.
Автор книги о методики преподавании химии в школе Г.М. Чернобельская выделяет в своем пособии несколько групп, которые составляют дидактический материл курса химии [5, с.172]. Отметим эти группы.
I группа – известные теории (атомно-молекулярная теория, теории строения атома и вещества, учение о периодичности, теория электролитической диссоциации, современная теория строения органических веществ).
II группа – законы (закон сохранения и превращения энергии, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон сохранения массы вещества и т.д.).
III группа – химические понятия. Каждое из химических понятий представляет собой сложнейшую систему более мелких понятий. Подобных систем понятий в школьном курсе химии четыре – вещество, химический элемент, химическая реакция и основы химического производства.
IV группа – методы химии. Хотелось бы отметить, что здесь автор имеет в виду не методы обучения химической науки, а именно методы исследования, которые здесь применяются и способствующие новым научным открытиям, созданию химических теорий. В виду того, что химия – экспериментально-теоретическая наука, то она знакомит обучающихся с общенаучными и специфическими методами исследования в химии. Здесь учащиеся обучаются выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальным способом, делать выводы.
V группа – факты, которые обнаруживаются, как правило, посредством проведенных экспериментов либо других методов исследования, зачастую фактический материала получают при помощи специальных приборов. Факты возможно узнать от учителя, вычитать в учебнике либо других источниках информации.
VI группа – творческое наследие ученых. Здесь особую важность занимает демонстрация учащимся того, что наука совершается людьми, и все великие достижения науки являются результатом труда ученых [5, с.173].
Химические теории рождались не одновременно, а по мере возникновения фактов, которые не представлялось возможным объяснить на основе уже имеющихся теорий, таким образом возникали новые теории, которые расширяли и углубляли имеющиеся понятия. Многие курсы химии построены по такому принципу. Каждая из основных теорий школьного курса химии являет собой своеобразный рубеж, через который проходят химические понятия, которые по мере прохождения нового уровня претерпевают качественные изменения. Данные изменения принято называть развитием понятий. Структуру содержания школьного курса химии мы представили схематически и отразили в качестве приложения 1. Из этой схемы можно понять, что химические понятия как бы объединяют курс химии в единое целое.
Среди несистематических курсов химии необходимо выделить пропедевтические курсы, вводимые в процесс обучения в 7ых классах, и на которые отводится 1 час в неделю [2, с.13].
В литературе имеется несколько подходов к определению понятия пропедевтики химического образования. Большинство авторов полагают, что уже само изучение материала в систематическом курсе химии до темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» можно считать своеобразной пропедевтикой химии. Есть авторы, которые под данным этапом обучения курса химии подразумевают введение в науку значение химии для человека еще до систематического ее изучения [7].
Итак, пропедевтический курс дает возможность ввести обучающихся в область простейших химических знаний и умений, начиная с 7 класса. Таким образом, изучение первоначальных химических понятий на 1 год раньше даст возможность, что называется «разгрузить» довольно сложную по содержанию, с большим объемом учебной информации программу по химии в 8 классе. Обучающимся предоставляется время для освоения химического языка, символики, приобретения элементарных практических умений, что даст возможность более осмысленно подойти к использованию некоторых ключевых понятий уже в 8 классе. Помимо этого, пропедевтический курс в значительной степени освобождает часы в 8 классе на более углублённое рассмотрение материала таких разделов, как: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Периодическая система и периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома».
В 7 классе учащиеся приобретают навыки решения элементарных расчетных задач по химическим формулам, в связи с этим, уже в 8 классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать более сложные типы расчетных задач, таких как: вычисление объемов газов, расчеты по химическим уравнениям.
Изучение курса химии, начиная с 7 класса дает возможность на более раннем этапе обучения пробудить у обучающихся интерес и развить склонности к естественным наукам, а это, в свою очередь, даст возможность осознанно выбрать обучающимися химический профиль для дальнейшего образования.
Необходимо также отметить, что систематические курсы химии возможно выстроить по-разному, в зависимости от того, как системообразующий фактор лежит в основе формирования курса [3, с.128]. Возможно это будет система понятий о веществе, либо система понятий о химических реакциях. Наиболее часто встречаемые курсы химии – ориентированные на систему понятий о веществе. В своем большинстве, первой темой такого курса будет является тема «Первоначальные химические понятия» - вводная тема, которая ознакомит учащихся с простейшими терминами и понятиями, которые будут необходимы для осознания многих аспектов.
Химические реакции, как важные химические понятия, рассматриваются сквозь призму свойств веществ. Данная тема служит и для установления межпредметных связей с физикой [5, с.85].
Очевидно, что такие важнейшие понятия курса химии как «вещество», «химические реакции», «химический элемент» и «химическое производство» тесно взаимосвязаны друг с другом и их всестороннее изучение не представляется возможным в отрыве друг от друга.
После названной темы, как правило следует изучение периодического закона и системы химических элементов Д.И. Менделеева. Периодический закон занимает главенствующее положение в курсе химии. Именно он определяет дальнейшее изучение неорганической химии по группам периодической системы или по периодам. Посредством периодического закона, в своем большинстве, объясняется строение атома, степень окисления и химическая связь.
Все вышесказанное в дальнейшем будет служить базой для прогнозирования химических свойств веществ и основной для формирования представлений о химических реакциях. Собственно, реакции будут подробно рассмотрены в дальнейшем в «Электролитической диссоциации».
Хотелось бы также отметить, что в любом без исключения курсе химии все компоненты системы понятий о веществе находят свое дальнейшее развитие. В случае, если какой-либо компонент не раскрывается, это необходимо считать недостатком курса, и подобный компонент образно принято называть «тупиковым понятием». Его следует либо исключить, либо учитель самостоятельно будет дополнять содержание. Осталось лишь заметить, что школьный курс органической химии, в своем большинстве, выстраивается с ориентацией на развитие системы понятий о веществе.
Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в свете введения ФГОС нового поколения в процесс образования, методологической основой образовательного процесса является системно-деятельностный подход, подразумевающий всестороннее развитие личности учащихся. Изменения произошли и в системе содержания и построения курса химии в контексте нового ФГОС. До недавнего времени все программы и учебники курса химии в школе соответствовали линейному построению курса, котрая начиналась с изучения неорганической химии в 8 классе. В основе новой структуры обучения химии положен концентрический принцип построения курса, предполагающий изучение основ органической и неорганической химии в 8-9 классах, и углубленное изучение теоретических и практических аспектов химии в старших классах (10-11 классы). Современное содержание курса химии в школе осуществляется в три этапа: 1 этап (пропедевтический); 2 этап (основной) и 3 этап (профильный).
2.2. Методы и подходы к процессу обучения в преподавании химии в свете новых стандартов образования
В условиях перехода на химического образования на ФГОС переосмысливается роль учителя химии в процессе образования. Теперь роль учителя заключается в большей степени в организации учебной деятельности обучающихся на всех этапах урока. Как отмечает в своей статье О.П. Золотарева, организация информационно-образовательной среды посредством применения современных средств и технологий обучения, которая будет помножена на неустанный контроль за качеством полученных компетенций, даст возможность учителям обучать учащихся учиться [7]. В условиях перехода на новые ФГОС именно указанные направления в методике преподавания химии являются наиболее значимыми.
ФГОС второго поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам учащихся, включая метапредметные требования освоения межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способностей в организации построения собственной индивидуальной образовательной траектории, овладения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности [6].
В процессе анализа ключевых характеристик инновационных технологий образования удалось выделить специфические методы и подходы к преподаванию на разных ступенях образования:
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Использование ИКТ;
- Личностно-деятельностный подход;
- Портфолио достижений;
- Здоровьесберегающие технологии.
Химия по своей природе является экспериментальной наукой, в связи с чем, в основе преподавания данного предмета положен химический эксперимент как источник знаний; выдвижение и проверка гипотез, как средство закрепления полученных знаний [3, с.68]. При этом важно, чтобы учитель смог сделать так, чтобы сложный учебный труд приносил учащимся удовлетворение и возникало стремление вновь и вновь постигать неизведанное. С целью эффективного усвоения колоссального объема теоретического материала необходимо увеличить самостоятельную работу обучающихся, ведь известно, что самостоятельно добытые знания оказываются гораздо прочнее нежели полученные пассивно.
В рамках данного исследования остановимся более подробно на первых двух технологиях, потому как именно они являются на сегодняшний день наиболее эффективными и популярными в образовательном пространстве.
Итак, на разных уровнях образования исследовательская деятельность обучающихся (см. приложение 2) обладает своими специфическими функциями. В основной школе – формирование и развитие у обучающихся способностей занимать исследовательскую позицию и самостоятельно ставить, и достигать целей учебной деятельности на базе осуществления элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана. В старшей школе – формирование и развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных умений и навыков как базы профильного обучения. Во внеурочной деятельности – создание необходимых условий для формирования и развития способностей учащихся в соответствии с их потребностями в условиях гибких программ образования и индивидуального сопровождения [3, с.72].
Исследовательская деятельность на уроках химии осуществляется в процессе непосредственно урока и во внеурочное время. Во время урока учащиеся разрабатывают проект по новой теме и на уроке освещают тему с различных позиций. Во внеурочное время учащиеся работают над индивидуальным проектом, на тему, которая интересует их лично, и представляют продукт своей проектно-исследовательской деятельности на конференциях, выставках и т.п. [7].
Необходимо также отметить, что в системе работы по организации проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на формирование и развитие интереса к химии, а также развитие ключевых компетенций обучающихся имеется несколько этапов:
1. Этап формирования умений и навыков работы над проектами по химии (8-9 классы);
2. Практико-ориентированный этап характеризуется применением учащимися знаний, умений и навыков в разных ситуациях, и нестандартных в том числе (9-10 классы);
3. Творческий этап характеризуется максимально свободным и нетрадиционным подходом к оформлению творческого продукта (10-11 классы) [3, с.73].
Таким образом, исследовательская деятельность, которая закрепляется новыми ФГОС, обеспечивает доступ к самым разным источникам информации, ресурсам, и дает возможность обогатить содержание образования, придает ему логико-поисковый характер, а также решает проблему поиска путей и средств активизации познавательной активности обучающихся, формирования и развития их творческих потенций, стимуляции умственной деятельности.
Помимо проектно-исследовательской деятельности, формированию и развитию познавательного интереса способствуют ИКТ технологии с применением мультимедийных средств. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок на уроках, компьютерных микролабораторий, мультимедийных пособий дает возможность раскрыть новые пути в развитии мышления, открывая новые горизонты для активного обучения и развития.
В процессе преподавания химии применение ИКТ технологий эффективно на разных этапах урока, так к примеру, объяснение новой темы возможно посредством электронных учебников, изданий, презентаций; закрепление пройденной темы возможно проводить в форме обучающего тестирования; во время осуществления химического практикума и при контроле знаний целесообразна виртуальная лаборатория.
Использовать ИКТ технологии в педагогической деятельности возможно по нескольким направлениям, таким как: программная поддержка курса, контроль знаний, презентация к урокам, проектная деятельность, интернет-уроки.
Отдельно хотелось бы отметить интернет-уроки, посредством которых возможно применение ИКТ в процессе обучения. Непосредственно на уроках учитель совместно у учащимися совершает своеобразные виртуальные «путешествия» на производства разных химических веществ, виртуальные музеи, открывают электронные учебники, могут узнать о жизни выдающихся деятелей в области химии, ответить на вопросы online-тестирования.
Таким образом, подводя итоги по данной главе исследования, хотелось бы отметить, что с введением ФГОС в образовательный процесс значительно изменилась система содержания и схема построения курса химии в школе. Помимо этого, произошли перемены в непосредственно преподавательской деятельности. Теперь учитель – участник процесса обучения, соратник и помощник в поиске нового знания, организатор ученого процесса.
На первый план стал выходит самостоятельный поиск учащимися нового знания, продиктованный системно-деятельностным подходом. В связи с этим, возникли и приобрели большую популярность в образовательном пространстве инновационные педагогические технологии, такие как ИКТ технологии и проектно-исследовательская деятельность. Такие технологии обучения позволяют учащимся шире использовать огромный информационный потенциал для решения поставленной проблемной задачи, тем самым развивая познавательный интерес к предмету и творческий потенциал.
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Педагогическая деятельность современного учителя химии берет свое начало в верно определенных задач учебного процесса, являющиеся определяющим компонентом всего процесса, которые способствуют отбору содержания, структуры, осуществления методов и средств обучения [2, с.19]. В этой связи, на каждом уроке учителю необходимо точно и четко проговорить ключевые цели и задачи конкретного урока. Продолжением подобной системности будет являться определение учителем подцели каждого из этапов урока [3, с.49]. Только лишь определив единую цель и логически вытекающие подцели учебного процесса, учителю химии удастся совершить весь процесс обучения, развития и воспитания.
Помимо этого, современному учителю необходимо не только владеть предметными знаниями, специфическими методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и уметь применять их на практике, при этом моделируя и анализируя разнообразные педагогические ситуации.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования определяет основные задачи отечественного образования как повышение уровня его доступности, качества и результативности [6]. Данное определение подразумевает не только масштабные структурные, организационно-экономические перемены, но, и в первую очередь – существенное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и концепцией развития нашей страны.
Для того, чтобы добиться больших успехов в обучении химии, учителю важно точно понимать сам процесс обучения на всех этапах, начиная уже с пропедевтических курсов и завершая профильными курсами в 10-11 классах.
Известно, что к ключевым компонентам процесса обучения химии относятся следующие: цели и задачи обучения, содержание предмета химии, методы и средства обучения, деятельность учителя, учение (деятельность обучающегося).
В рамках данного исследования хотелось бы отдельно выделить функциональные компоненты модели учителя химии в современной школе (см. таблицу 1) [2, с.20]. Указанные основные функции современного учителя химии отражают требования современных ФГОС о деятельности учителя.
Таблица 1 – Функциональные компоненты модели современного учителя химии
Функция |
Компоненты |
1. Познавательная функция |
- умение с легкостью ориентироваться в содержании предмета химии; - умения учитывать психофизиологические и индивидуальные особенности усвоения учебного материала обучающимися; - умения диагностировать процессы развития обучающихся, как в когнитивном, так и в общепсихологических планах. |
2. Конструктивная функция |
- умения формулировать цели и задачи педагогического процесса; - умения планирования системы педагогической деятельности по химии как на уроках, так и во внеурочное время; - умения осуществлять отбор содержания, форм и методов достижения плана. |
3. Коммуникативная функция |
- умения применять психологические законы передачи, восприятия и усвоения учебного материала по химии; - умения оптимально и эффективно представлять информацию с целью ее восприятия обучающимися в соответствии с ее содержанием и характером; - умения организовать пространство для взаимодействия и общения; - умения регулирования форм подачи информации; - умения формирования эмоционально-ценностного отношения к информации; - умения взаимодействовать в режиме диалога; - умения стимулирования процессов общения; - умения использования выразительных средств общения. |
4. Организационная функция |
- умения организовать деятельность обучающихся на уроке химии; - умения делегирования частей функций обучающихся; - умения верно распределять функции и обязанности в классе; - умения ощущать и адекватно воспринимать учебную ситуацию; - умения объективно оценивать ход и итоги работы; - умения организовать рабочую дисциплину, а не формальную; |
5. Функция самореализации |
- умения отслеживания, анализирования и обобщения личного профессионального педагогического опыта; - умения адаптировать успешные методические приемы других педагогов в свою педагогическую систему; - умения комплексного рефлексирования динамики собственной «Я-концепции». |
Обобщив выводы авторов С.И. Гильманшиной и С.С. Космодемьянской [2], а также О.П. Золотаревой [7], и проанализировав основные компоненты образовательного стандарта нам удалось выявить основые функциональные обязанности учителя химии, в соответствии с ключевыми требованиями к выпускникам современной школы. Данные представили также в табличном виде (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Основные функциональные обязанности и требования, предъявляемые к учителю химии в современной школе
1. Учитель химии должен… |
- осознавать роль учебного заведения в современном обществе, основные проблемы дисциплин, которые определяют конкретную область его педагогической деятельности; - хорошо знать ключевую нормативно-правовую документацию, регламентирующую процесс обучения, а также права и обязанности всех субъектов процесса обучения; - осознавать концептуальные основы химии, ее место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане; - учитывать в своей педагогической деятельности индивидуальные различия обучающихся, в том числе: возрастные, социальные, психофизиологические и культурные; - обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, отбора и реализации программы образования, которая будет соответствовать уровню подготовки обучающихся, их потребностям и требованиям общества в целом. |
2. Учитель химии должен знать… |
- сущность учебно-воспитательного процесса, его психологические основы; единые аспекты организации педагогического исследования, методы исследования и их возможности. Способы обобщения и оформления полученных данных и результатов в ходе исследовательской деятельности; - пути и способы совершенствования педагогического мастерства и самосовершенствования; - методику преподавания химии; - содержание и структуру учебных планов, программ и учебных пособий; - требования к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по химии, которые устанавливаются ФГОС; - аспекты частных методик школьного курса по химии; - разные подходы к изучению ключевых тем курса химии, современные обучающие технологии; - методы развития навыков самостоятельной работы обучающихся, развития их творческих потенций и логического мышления; - методы компьютерной обработки данных. |
Продолжение таблицы 2
3. Учитель химии должен уметь… |
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать собственную педагогическую деятельность; - планировать уроки в соответствии с планами и на базе его стратегии; - обеспечивать последовательность и систематичность изложения материала по химии и междисциплинарные связи химии с другими предметами; - разрабатывать и осуществлять разнообразные по форме обучения уроки, которые будут наиболее эффективными при изучении соответствующих тем и разделов программы, посредством адаптации их к различным уровням подготовки обучающихся; - отбирать и применять соответствующие учебные средства с целью построения обучающей технологии; - организовывать учебную деятельность обучающихся, уметь управлять ею и адекватно оценивать ее результаты; - использовать ключевые методы объективной диагностики знаний и умений, обучающихся по химии, вносить коррективы в учебный процесс с учетом данной диагностики; - применять сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства с целью подготовки учебно-методических материалов, владеть технологиями проведения уроков при помощи компьютеров и интернета. - создавать благоприятное учебное пространство, которое будет эффективно способствовать достижению целей обучения; |
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, важно отметить, что современные требования к педагогической деятельности учителя химии определяются компонентами федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также введением профильного образования с обязательным введением элективных курсов и вариативностью школьных программ обучения.
Отличительной особенностью ФГОС нового поколения – его нацеленность на реализацию идеи перехода от предметно-знаниевого подхода к личностно-ориентированному обучению. В соответствии с этим, основной целью профессиональной деятельности учителя химии, в общем виде, является создание необходимых условий для формирования и развития нравственной, компетентностной личности каждого учащегося посредством образовательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данного исследования хотелось бы отметить, что все раннее поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Итак, в соответствии с внедрением в образовательное пространство ФГОС нового поколения, современный урок теперь – урок, на котором обучающиеся из пассивных слушателей превращаются в активных участников непосредственной образовательной деятельности. Современный урок носит личностно-ориентированный характер, в связи с чем личностный, а не как прежде, предметный результат становится целью образовательной деятельности. Ключевыми аспектами урока химии в рамках ФГОС являются: субъективизация процесса образования, то есть учащийся становится равноправным участником процесса образования; метапредметность, то есть развитие универсальных способностей обучающихся; деятельностный подход означает самостоятельный поиск знания учащимися в процессе поисковой и исследовательской деятельности; коммуникативность процесса образования, то есть активное взаимодействие участников образовательного процесса; рефлексивность, то есть постановка учащегося в такую ситуацию, при которой ему необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока.
Методологической основой стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход. На базе освоения универсальных способов деятельности формируются и развиваются личностные качества обучающегося. Именно деятельность, а не комплекс знаний определена новым Стандартом как основная ценность процесса обучения.
В центре современного урока стоит компетентность учащегося. Способность применять на практике приобретённые знания – вот чему необходимо обучать на уроках сегодня. Выпускник образовательного учреждения должен быть конкурентоспособным в современной динамично меняющейся ситуации в мире. Очевидно, что для этого не достаточно владеть суммой знаний, умений и навыков. Необходимо владение ключевыми способностями взаимодействия с миром и с самим собой, такими как: исследование, проектирование, организация, рефлексия и коммуникация, что в комплексе со знаниями, умениями и навыками составит компетентность выпускника.
Обучение химии в большинстве российских школ начинается в 8 классе и по шкале трудности является практически первой. В этой связи основной задачей построения уроков является снижение порога трудности. Особенным компонентом в методической системе обучения химии является наличие развивающего диалога между участниками процесса обучения, наличие практической составляющей по проведению химических экспериментов и решению расчетных и практических задач. Содержание отдельных уроков химии не должно быть автономным, каждый урок вытраивается на раннее изученном материале и создает базу для адекватного восприятия последующих уроков. Это еще одна специфика логики изложения предметного материала по химии.
Еще одна специфика современных уроков химии – необходимость построения уровневой дифференциации учебного материла по сложности, то есть сначала создаются базовые знания, затем упражнения на их применение в стандартной и новых ситуациях.
Развитию познавательной активности и творческих потенций у учащихся на уроках химии способствуют разнообразные современные педагогические технологии, такие как: компьютерные технологии, проектно-исследовательская деятельность, технология проблемного обучения, использование тестов и т.д. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности дает возможность учителю химии не столько обучать, сколько помогать учащимся учиться, направлять его познавательную деятельность.
Новые образовательные стандарты ставят перед учителями и новые задачи в повышении уровня их профессиональной компетентности, а есть быть точнее, то освоение ими активных и интерактивных технологий, психологических знаний и умений, которые связаны с использованием цифровых и компьютерных технологий, информационной компетентности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмаев, П. А. Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / П. А. Алмаев // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2017 г.). – Пермь : Меркурий, 2017. – С. 145 – 147.
2. Гильманшина, С. И. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО : учебное пособие [Текст] / С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянская. – Казань : Отечество, 2012. – 104 с.
3. Маркина, И. В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий [Текст] / И. В. Маркина. – Ярославль. : Академия Развития, 2012. – 250 с.
4. Леднев, В. С. Содержание образования : сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. – Спб. : Питер, 2011. – 230 с.
5. Чернобельская, Г. М. Теория и методика обучения химии [Текст] / Г. М. Чернобельская. – М. : Дрофа, 2016. – 350 с.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация развития образования и науки. – М., 2018. – Режим обращения : https://fgos.ru/ (дата обращения : 27.04.2020).
7. Золотарева, О. П. Особенность преподавания химии в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Дубна, 2018. – Режим обращения : https://docs.google.com/document/d/1IJrXTIjnarSdsRMhNAWOA5OTXYyucd8jcNRk-P5mRdY/preview# (дата обращения : 28.04.2020).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема структуры содержания школьного курса химии
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема основных этапов исследовательской деятельности
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.