"Особенности преподавания ОРКСЭ в 4 классе"
Оценка 4.9

"Особенности преподавания ОРКСЭ в 4 классе"

Оценка 4.9
docx
20.05.2021
"Особенности преподавания ОРКСЭ в 4 классе"
доклад ОРКСЭ.docx

Тема: Особенности преподавания ОРКСЭ в 4 классе.

 

Одной из особенностей курса ОРКСЭ является обязательное педагогическое партнёрство учителя и родителей.

Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.

Необходимо уже в конце 3 класса провести родительское собрание, на котором родители выбирают один из модулей. Учитель должен раскрыть цели и задачи курса, детально познакомить родителей с содержанием учебника, формами и методами педагогической работы с детьми. Можно пригласить на собрание учителей, которые  вели этот курс.   Результаты должны быть зафиксированы протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.  

В ходе изучения курса необходимо сотрудничество с родителями.

Формы работы с родителями :

- проведение родительских собраний;

- система домашних заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие в подготовке и проведение школьных семейных праздников;

- участие в подготовке проектов и творческих работ;

- участие в выставке детских художественных работ;

- изготовление и дегустация блюд национальной кухни.

Одна из особенностей курса то, что курс безотметочный, но  зачётный.

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как  оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.?

Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля,  позволяющие предусмотреть проверку,

 во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету,

 во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:

- подведение итогов работы;

- сравнение (с самим собой).

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности.

Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

 

Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты:

- знание и принятие ценностей;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни.

   - тесты,

   - составление словарей терминов и понятий,

   - контрольно - измерительные материалы,

   - защита проектов.

Метапредметные результаты

   - творческие работы,

   - участие в конференциях,

   - диспуты,

   - ролевые игры,

   - тесты,

   - тренинги.

Личностные качества

  - карта наблюдений,

  - диагностика качеств личности,

  - портфолио.

 

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды мониторинга:

- стартовые и итоговые проверочные работы;        

- тестовые диагностические работы;

- текущие проверочные работы;

- портфолио ученика.

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.

Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.

Для диагностики теоретических знаний разрабатываются  поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты,  результат в которых оценивается словами «молодец», «очень хорошо», «хорошо».

Тестовые задания предлагаются всех видов тестов:

- множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);

- заполни пропуски;

- верно/неверно;

- соотнеси;

- краткий ответ;

- электронные тесты;

- контрольные тесты.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

Динамика результативности усвоения курса  учащимися фиксируется учителем.

Привычную  форму  письменной  контрольной  работы  можно дополнить  такими   формами  контроля  результатов, как:

целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

- бальная шкала;

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

- результаты учебных проектов.

Динамика результативности усвоения курса  учащимися фиксируется учителем.

 

1.        Педагогическое наблюдение.

•        Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.

•        Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

•        Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

•        Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

•        Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Данные наблюдений  могут быть  зафиксированы в портфолио   ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

2.        Ведение бальной сетки.

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы. Например:

•        активная работа на уроке — 1 балл,

•        выполнение домашнего задания — 2 балла,

•        активное участие в групповой работе — 2 балла,

•        выполнение творческого задания — 3 балла,

•        выполнение дополнительного задания — 3 балла,

•        составление проекта — 4 балла и т. д.

3.        Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

Самооценка должна присутствовать и в повседневной жизни.

Возможный вариант самооценки:

Перед выполнением с.р. учитель обсуждает с учащимися критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы в соответствии с критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами ставит свои.

 Используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.  

Базовые критерии достаточно просты:

•        Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

•        Я мог выполнить работу значительно лучше;

•        Я плохо работал на уроке.

Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполнять их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое  или символическое оформление.

Дата

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

06.09.18

13.09.18

20.09.18

 

4.         Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Тему проекта ребята выбирают самостоятельно.  Например «Ценности и традиции моей семьи и моего рода», «Без друзей меня чуть-чуть». Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.

Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашение зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся  сформированы все  группы  универсальных учебных действий.

На заключительном занятии можно предложить детям анкету. Также на последнем родительском собрании можно предложить анкету для родителей, насколько изменилось их отношение к данному курсу.

 

Ведение документации

По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя  и  заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.

Я желаю всем успехов в изучении курса ОРКСЭ.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Особенности преподавания

Тема: Особенности преподавания

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения

Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия)

Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021