Среднее профессиональное образование (СПО) является важной составной частью образования, которая обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышает социальный, образовательный и культурный уровни личности [5]. С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе СПО возникает необходимость пересмотра содержания дисциплин и рабочих программ. Кроме того, требуется внедрение новых методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций, связанных с переходом отраслей народного хозяйства на инновационный путь развития. В последнее десятилетие в практике трудоустройства наблюдается тенденция – при подборе специалистов, работодатели заинтересованы в кадрах, которые имеют специальное образование и опыт работы, тем самым способствуя ситуации, при которой часть выпускников, получивших образование, не могут устроиться на работу по специальности. Это связано с тем, что современные работодатели рассматривают знания, умения и практический опыт выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков. На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части обучения. Повышение качества практического обучения студентов, предполагает учет современных требований к оказанию услуг, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста, воспитание профессионально и личностно значимых качеств, усиление творческих начал в профессиональном обучении. Одним из путей решения данной проблемы является применение практико-ориентированного подхода в образовании.
Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки. Одним из направлений развития и модернизации данного подхода является применение практико-ориентированных технологий, направленных на формирование компетенций специалиста. При этом, основной задачей становится обновление профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Основная цель практико-ориентированного подхода в образовании – построить оптимальную модель (технологию), сочетающую применение теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций специалиста. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения приводит к формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности [2].
Практико-ориентированный подход в обучении должен применяться с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности обучающегося. Во-первых, обучающийся адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов обучающегося при изучении специальных дисциплин, где он не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи. В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной и производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией. Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников. Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях. Задача преподавателей, которые работают в системе СПО, заключается в том, чтобы сформировать практический опыт профессиональной деятельности у студентов и проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретного производства [6]. Также будущие специалисты должны освоить профессиональные и общие компетенции по виду профессиональной деятельности
Реализация практико-ориентированного подхода в процессе обучения должно предусматривает использование активных и интерактивных методов. Активные методы обучения – совокупность приемов, способов, которые отражают форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения. Интерактивные методы обучения – совокупность приемов, способов, которые отражают формы взаимодействия в процессе обучения:
· обучающийся-преподаватель,
· обучающийся-обучающийся.
Применение таких методов обучения позволяет формировать интерес к дисциплинам, научить слаженно работать в коллективе, развить навыки руководителя, искать совместные способы решения проблем и т. д. Приобретение перечисленных навыков даст возможность специалисту менее без болезненно адаптироваться к профессиональной деятельности. Использование активных и интерактивных методов практико-ориентированной направленности как нельзя лучше подходят для формирования профессиональных компетенций [1].
Для студентов направления подготовки «Технология продукции общественного питания», которые будут техниками-технологами, заведующими производствами, шеф-поварами и др. необходимо наличие критичного мышления, оценочного видения процесса, так как ответственность за качество производимой продукции, за здоровье потребителя лежит на них. Использование методов активного и интерактивного обучения практико-ориентированной направленности дает возможность осмыслить студентам производственные ситуации, погрузиться в профессиональную среду, побудить желание не останавливаться на достигнутом и продолжать повышать свой профессиональный уровень.
В процессе обучения студентов на специальности «Технология продукции общественного питания» широко применяются элементы практико-ориентированных технологий, различные приемы и методы обучения, которые способствуют формированию практических навыков, умений профессиональной деятельности:
· творческие задания;
· работа в малых группах;
· обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
· дискуссия и эвристическая беседа;
· «мозговой штурм» и тренинги;
· кейс-метод и метод проектов;
· групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов;
· использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, организация экскурсий на предприятия);
· другие внеаудиторные методы обучения (конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, выставки) и т.д.
Например, дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Деловая игра — это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием различных моделей и групповой работы. Деловая игра способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки [3].
В ходе игры участники получат возможность самостоятельно произвести необходимые расчеты и заполнить необходимые документы, проследить этапы проведения контроля качества блюд, принципы составления меню, провести рефлексию свои профессиональных знаний, решить возникшие в процессе игры разногласия и сделать определенные вывода о причине их возникновения.
В игре три основные роли: технологи, повара, заведующие производством, а также 1-2 учащихся занимают должность заведующие складом. Зав. производством заинтересован в бесперебойной работе столовой при учебном заведении, технолог заинтересован в производстве качественной продукции, повара солидарны с технологом и должны учесть все те причины возникновения дефектов, которые выявит технолог. Для этого каждый участник игры должен четко и качественно выполнить свою работу.
Заведующим производством, в его обязанности которого входит отслеживание работы столовой при учебном заведении, составление комплексного меню на день с учетом требований к его составлению, заполнение бракеражного журнала и требование на выдачу продуктов питания, калькуляционных карт.
Для предотвращения возможности возникновения дефектов технолог должен их выявить на начальном этапе и ознакомить с ними поваров. Также в обязанности технолога входит расчет энергетической ценности блюд.
В обязанности повара входит составление технологических карт на блюда меню и составление технологических схем блюд. Повара обязаны произвести приемку продуктов со склада (количественная и качественная приемка). Также повар ответственен за правильность технологии приготовления блюд.
Заведующие складом отслеживает условия и сроки хранения продуктов, производят количественную и качественную приемку и отпуск продуктов согласно требования.
Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе.
Метод мозгового штурма служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности обучающихся, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. В мозговом штурме участвуют все обучающиеся, цель преподавателя выступать в роли ведущего, организатора самого процесса, направлять на решение поставленной задачи, фиксировать результаты [4].
Например, перед студентами ставится вопрос: "Каким должен быть современный повар?" Совместно с будущими специалистами определяется актуальность рассмотрения данного вопроса, определяется направления его рассмотрения (отношение к учебе, внешний вид, личностные качества и т.д.), проводится работу в малых группах. Затем каждая группа озвучивает результаты своей работы, также проводится итоговое обсуждение и обобщение деятельности. Результатом этого занятия становится самостоятельное сознательное определение обучающимися требований к современному повару, кондитеру, и, пусть небольшое, но стремление к их достижению.
Одной из практико-ориентированных форм обучения является выполнение лабораторно-практических работ, задания которых нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, имеет возможность проявить творчество, самостоятельно организовать свою деятельность. При проведении лабораторно-практических работ необходимо, чтобы задания были мотивированными и вызывали у студентов интерес к познанию своей специальности. Например, из одного и того же сырья предлагается одной группе студентов приготовить горячее блюдо, которое будет приготовлено и реализовано в столовой, другой группе студентов – горячее блюдо для реализации в молодежном кафе, третьей − в ресторане. В данном случае студенты, зная алгоритм приготовления блюда, не просто механически выполняют свою работу, но и анализируют ситуацию и подходят к процессу творчески. Затем идет презентация приготовленных блюд и обсуждение особенностей технологии приготовления. Студенты заинтересованы в решении поставленной задачи, поскольку они понимают, что подобные ситуации будут возникать в их профессиональной деятельности. Поэтому они пытаются найти свои пути решения поставленной задачи и аргументировать свой выбор. А дальнейшее обсуждение задачи дает студентам дополнительные знания.
Одним из видов проблемно-ситуативного обучения является обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [7].
Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Мастер-классы ориентированы на обзор интересных проблем, технологий; включать приемы использования современных технологий; авторские способы реализации технологий на практике и др. [3]
В процессе обучения студентов по специальности «Технология продукции общественного питания» могут быть проведены такие мастер-классы, как: «Декорирование караваев», «Роспись пряников», «Элементы карвинга», «Современные направления в оформлении блюд», и др.
Таким образом, использование практико-ориентированного подхода в обучении, позволяет мотивировать обучающихся к будущей профессиональной деятельности, приобретать им знания, умения и навыки решения познавательных, практических задач, формировать у них системное мышление, развивать исследовательские, аналитические компетенции, давать им основу для возможности становления их как будущих профессионалов своего дела.
Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
На современном этапе модернизации СПО производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях.
Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи. Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество подготовки будущих специалистов.
Литература
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43-46.
3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. Волгоград: «Учитель», 2014. – 235 с. 204
4. Галкина Е.Н. Подготовка специалистов сферы обслуживания к профессиональной коммуникации / Е.Н. Галкина // Фундаментальные исследования. – М.: Академия естествознания, 2011. – № 12. – С. 742-746.
5. Олесова М. М. Применение практико-ориентированных технологий обучения в ВУЗе.// Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 7. Ч. 2. – Тамбов: Грамота, 2017. – С. 201-204
6. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / П.И. Образцов, А.И. Уман, М.Я. Виленский; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 271 с.
7. Шабанова, И.А. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «методика обучения химии» / И.А. Шабанова, С.В. Ковалева // Вестник ТГПУ. – №11. – 2015. – С. 57-61.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.