ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Оценка 4.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Оценка 4.9
docx
12.03.2023
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
НИР ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ .docx

Гальченко П.С.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

Анализ литературных источников, а также практика на сегодняшний день показывают, что в образовательных учреждениях проблеме профилактики деформации педагогических работников уделяется слишком мало внимания, это сказывается на текучести кадров, на появлении профессиональных заболеваний, на причины перевода на другую работу и многое другое.

Профессиональная деформация начинает проявляться изначально в изменении личности, образа, поведения, мыслей, значимых свойств, связанных с профессиональной деятельностью, следовательно, это начинает оказывать резко негативное влияние на качестве деятельности. Также в целом специфика деятельности может при некоторых условиях оказывать отрицательные воздействия на психологическое состояние личности, тем самым деформируя ее. Профессиональная деформация сильно воздействует на личность в тех специализациях, в которых работа напрямую связана с коммуникабельностью с людьми, например, менеджер по персоналу, педагоги, медицинские работники, социальные работники, а также психологи [1].

В связи с наличием деформации, последствия могут выразиться в следующих направлениях: наличие страха за собственные ошибки и неудачи; нехватка времени (собственного); неспособность к релаксации (расслаблению); частые перегрузки [2].

Также проблемой может стать текучесть кадров, представляющая собой увольнение работников, обусловленное неудовлетворенностью своей работой. Увольнение может быть связано с усталостью и выгоранием.

В таких случаях существует профилактика профессиональной деформации. В ней нуждаются большое количество педагогов, но самое главное здесь – правильная и подходящая под каждый тип личности индивидуальная программа профилактики профессиональной деформации. Она представляет собой определенную систему и набор инструментов, комплекс мер, который направлен на восстановление психического, морального состояния педагога, а также его позитивного взаимоотношения с обучающимися и повышение степени вовлеченности в профессиональную деятельность [5].

Если говорить в целом, то профессиональная деформация – неизбежна, но при использовании различных методик, технологий, при правильном подходе к возникшей проблеме, будет возможно снизить и вовсе устранить выявленные недостатки в профессиональной деятельности.

К особенностям профилактики профессиональной деформации педагогических работников можно отнести следующее:

1.                 Выявление проблем, определение причины их появления, т.е. понять какая проблема может присутствовать у работника во время исполнения им своей профессиональной деятельности, после чего определить причину возникновения такой проблемы.

2.                 Уменьшение и практическое недопущение к деформации педагогических работников образовательным учреждением, т.е. создание условий и возможностей, в которых педагогический работник будет минимально подвержен такой деформации.

3.                 Введение новых должностей (консультантов) в образовательные учреждения для недопущения деформации педагогических работников, т.е. возможное введение специальных психологов, которые будут знать, что и в случае чего делать, чтоб не допустить профессиональную деформацию у педагогических работников. [4].

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня: телесный – занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы. Эмоциональный – снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии. Смысловой (рациональный) – переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование, реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия. Поведенческий – устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе [3].

К эффективным мероприятиям профилактики профессиональной деформации педагогических работников можно отнести следующие: введение необходимых тренингов, для прямой коррекции, введение в программы в образовательных учреждениях психолого – социальных мероприятий, направленных на раскрытие творческого, и иного потенциала, а также заинтересованности педагогов. Создание конференций, творческих комнат (мастерских), а также внедрение новых программ по выдаче в сезон – зима, лето, путевок на базы отдыха, а также в санаторий, за определенные заслуги, тем самым, присутствует наличие мотивации и интерес к профессиональной деятельности. Внедрение тренажерных комнат будет способствовать моральной разгрузке педагогов, создание удобных сайтов, или корпоративных почт, разделы «часто задаваемые вопросы» для обучающихся, создание пакета документов для сайта образовательного учреждения, что сэкономит время как обучающегося, так и педагога.

Следовательно, профилактика профессиональной деформации педагогических работников и её особенности играют важную роль в развитии профессиональных навыков и в целом состояния работников, из-за чего следует проводить соответствующие мероприятия, чтобы устранить подобную деформацию.

Библиографический список

1.                 Логинова, А.В. Деформация личности педагога / А.В. Логинова. – Молодой ученый № 11. 2015. – 19 с.

2.                 Будайчиева, Е.С. Профессиональная деформация личности педагога. [электронный ресурс] https://kopilkaurokov.ru/

3.                 Прокопцева, Н.В. Профилактика профессиональной деформации педагога. [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/

4.                 Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов, 2004. – 172 с.

5.                 Москвина, Н.Б. Личностно-профессиональные деформации преподавателя вуза. / Н.Б. Москвина, 2017. – 64 с.


 

Гальченко П.С. ОСОБЕННОСТИ

Гальченко П.С. ОСОБЕННОСТИ

Выявление проблем, определение причины их появления, т

Выявление проблем, определение причины их появления, т

Логинова, А.В. Деформация личности педагога /

Логинова, А.В. Деформация личности педагога /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2023