Урок русского языка в 6 классе
на тему «Разряды количественных числительных»
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку… Садитесь.
Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Открываем тетради, записываем число, «классная работа». Сегодня пятнадцатое февраля. В четвертый день недели у 6 А класса в 8 часов утра начался первый урок в кабинете № 309.
- Ребята, при помощи чего я описала начало урока? (Чисел, цифр)
- А часто ли вы сталкиваетесь с числами в жизни?
- Числа окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Число «знает», сколько ребят учится в нашем классе. Число расскажет о том, что на территории Калужской области протекает 2043 реки, а оккупация Калуги во время Великой Отечественной войны длилась 79 дней. Число расскажет, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.
- Ребята, какую часть речи мы с вами продолжим изучать? (Числительное.)
3. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
- Сначала проверим домашнее задание. Во время выполнения проверочной работы понадобятся не только знания словарных слов, но и ваши математические способности.
Ø Словарная работа с взаимопроверкой.
Отдельный образец из ряда подобных предметов |
Экземпляр |
Большой искусственный водоем |
Бассейн |
Земельное пространство с определенными границами |
Территория |
Это слово придумал путешественник Марко Поло |
Миллион |
1000 миллионов |
Миллиард |
Решим математический пример: 200 умножить на 2 |
Четыреста |
Полученный результат разделить на 2 |
Двести |
К полученному числу прибавить 100 |
Триста |
От полученной суммы вычесть 210 |
Девяносто |
От полученного результата вычесть 79 |
Одиннадцать |
- Какое число у вас получилось? (11)
- А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (взаимопроверка). Затем поставьте друг другу оценку за словарную работу (взаимооценка).
- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!
4. Повторение изученного материала.
Блиц-опрос
· Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Почему вы решили, что эти слова являются числительными? (Обозначают … отвечают…)
· Что вы знаете о числительном?
· На какие разряды делятся числительные по значению? (Количественные и порядковые.)
· Дайте определение количественного числительного. 1 группа
· Дайте определение порядкового числительного. 2 группа
· Вспомните, на какие группы делятся числительные по составу? (Простые, сложные и составные.) Как это определить? 3 группа
5. Открытие нового материала.
- Ребята, ответьте на следующие вопросы.
· Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
· По сколько учеников сидит за одной партой? (По двое человек.)
· А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)
- Что объединяет эти слова? (Все эти слова числительные.) Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)
- Что в них общего? (Количественные.)
- А что их отличает друг от друга? (Значение, структура, состав)
-На сколько групп можно разделить эти числительные, почему?
-На основе наблюдений сформулируйте тему урока.
Разряды количественных числительных
- Опираясь на тему, сформулируйте цель урока.
Поставь цель для себя на сегодняшний урок, продолжив предложения:
Я хочу узнать, что такое…________________________
Я хочу научиться…_______________________________
Сегодня на уроке я хочу…__________________________
- Если в конце урока Вы сможете определить разряды числительных, то наш урок получится.
- Обратимся к § 71 на странице 51.
- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделим? (Целые, дробные, собирательные.)
6. Первичная проверка понимания.
1) Игра «Кто быстрее?» Задание по группам. Слова-карточки на доске.
- Посмотрите на таблицу и сформулируйте задание.
Заполните примерами каждую колонку таблицы:
Целые |
Дробные |
Собирательные
|
|
|
|
2) Игра «Шифровальщик».
Прочитайте зашифрованные слова:
— Сева100поль
— ви3на
— 40а
— 1надцать
— 3о
— пи100лет
— 7я
— па3от
— о5
— элек3к
3) Упр. 408 (по группам).
7. Физкультминутка
- Я называю числительное, а вы выполняете определенное действие. Целое: хлопаете в ладоши; дробное: отбиваете дробь ногами, т.е. топаете; собирательное: делаете глубокий вдох.
16 книг, пятеро друзей, 2 ученика, 17 рублей, три четвертых километра, трое суток, две десятых урожая, 11 дней, 40 минут, четверо суток, одна четверть сада, девятнадцать лет, пятеро одноклассников, три четверти участка, двенадцать баллов, девятьсот метров, двое учеников, семеро козлят, одна восьмая сантиметра, семь целых шесть десятых, тридцать градусов, десятеро парней, три рубля, шестеро туристов, двое котят, две третьих сада.
8. Первичное закрепление материала.
1) «Четвертое лишнее».
1. Три слона, пять километров, одна пятая пути, два шофера (лишнее словосочетание «одна пятая пути», так как это дробное числительное, а все остальные – целые числа).
2. Двое котят, трое часов, четверо друзей, шесть секунд (лишнее словосочетание «шесть секунд», так как это целое число, а все остальные числительные - собирательные).
3. Две подружки, две старушки, две ученицы, двое учеников (лишнее словосочетание «двое учеников», так как это собирательное числительное, а все остальные – целые числа)
2) Творческое индивидуальное задание «Рассказ обо мне».
-Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Целое) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
3) От целых образуйте собирательные числительные, запишите их.
два → двое
три → трое
пять → пятеро
шесть → шестеро
семь → семеро
восемь → восьмеро
девять → девятеро
9. Интерактивный тренажёр. По цепочке.
10. Выводы по уроку. Составление синквейна:
Числительные
целые дробные собирательные
отвечают обозначают изменяются
…………………………………………….
часть речи
11. Рефлексия. Самооценка.
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь знаками препинания.
Сигнальные карточки
Я достиг цели урока, научился определять разряды количественных числительных, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Я достиг цели урока, научился определять разряды числительных по значению и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Поставлю восклицательный знак.
- А теперь оцените себя, свою работу на уроке при помощи числительных на листе самооценки.
12. Домашнее задание.
1. Учить § 71.
2. «4» - выполнить упр. 410 по заданию;
«5» - выполнить упр. 409 по заданию.
3. Дополнительно: записать литературные произведения, в названии которых встречаются числительные; определить их разряд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.