Особенности процесса формирования эстетической культуры младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир»
Оценка 5

Особенности процесса формирования эстетической культуры младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
22.12.2022
Особенности процесса формирования эстетической культуры младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир»
Особенности процесса формирования эстетической культуры младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир»
статья 1 (2).docx

Магомедова Софият Сабировна,

учитель начальных классов МБОУ гимназии № 17, г. Махачкала

 

Особенности процесса формирования эстетической культуры младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир»

 

О степени эстетической культуры человека судят по его эстетическому сознанию. Ведущие методисты-исследователи выделяют разные категории эстетического воспитания: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическую оценку, потребность, суждение, эстетическое чувство, эстетическую потребность.

Развитие культуры восприятия окружающего мира – начальный этап общения с окружающей природой, искусством, действительностью. От глубины и полноты общения, яркости, силы чувств зависят все последующие эстетические переживания, формирования художественно-эстетических идеалов и вкусов. Л.П. Печко эстетическое воспитание характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства».

Эстетическое развитие - полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы, цвета, музыкального слуха, оттенков звуков и других всевозможных компонентов эмоционально-чувственной сферы. Эстетические явления, происходящие в окружающей действительности, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Испытывая яркие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с окружающей природой, художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания». Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал 6

Нравственный аспект отношения младших школьников к природе тесно переплетается с моральными нормами и принципами конкретного общества, государства. Понятие эстетическая ценность включает тесную связь природы и человека, проявляющуюся в труде и посредством труда. Для развития эстетического понимания природы необходимы чувственно-конкретные образы и способность к ассоциативной деятельности. Подобными образами должны стать не только произведения искусства, но и картины природы родного края, своего Отечества. Прекрасное как эталон эстетической ценности проявляется в самой природе: в симметрии и ритме, во взаимосвязи и уравновешенности составных частей всякого организма. Поэтому важно в процессе формирования отношения к природе развивать наблюдательность школьников, будить их воображение, ощущение внутреннего содержания, скрытого во внешних формах, красках, звуках природы.

Богатейшим источником духовно-эстетических воздействий на подрастающего человека является природа: воздух, земля, вода, флора, фауна. Пользуясь природными ресурсами, приумножая их, ощущая полноту жизни через общение с природой и обретая чувство Отечества, человек формируется как гражданин. Изучение природы учащимися начальных классов направлено на решение ряда серьёзных образовательно-воспитательных задач. Дети в процессе наблюдений окружающей жизни, классных занятий и практических работ на опытном участке получают такую систему знаний, которая помогает им формировать целостное представление о природных богатствах родного края, своей Родины.

В новых образовательных стандартах отмечено, что перед учителем начальных классов стоит ответственная задача – развивать эстетические компетенции: высокие эстетические вкусы, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Сообщение учащимся природоведческих знаний таит в себе огромные возможности успешного развития эстетических компетенций.

Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к природе. На уроке «Части растений» младшие школьники знакомятся со строением и значением стебля, корня, зелёного листа, цветка, плода. Учащиеся отмечают, что люди, собирающие охапками цветы, наносят большой вред окружающей природе. Растения с оборванными цветками не дают плодов и семян, не оставляют потомства. В уроках «Окружающий мир» уделяется большое внимание правилам индивидуального поведения в природе. На экскурсиях обращается внимание на конкретные примеры невыполнения правил поведения людей в природе: показывая рябину или берёзу с обломанными ветками, стволы деревьев с вырезанными надписями на них, вытоптанную траву, покрытую бумажным мусором. Младшим школьникам предлагается внимательно посмотреть кругом, высказать свои впечатления по поводу окружающей экологической обстановки. На уроках обучающиеся обязательно знакомятся с правилами наблюдений за обитателями леса, правилами ухода за домашними животными.

 Важным дидактическим приёмом в формировании у учащихся начальной школы знаний о правилах поведения в природе являются упражнения, тесты. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, при организации прогулок, походов на природу ученики знакомятся с правилами передвижения по лесу, сбора грибов, плодов, ягод, соблюдения тишины. Наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая деятельность, в которой отражаются эстетические чувства. Поэтому особое внимание уделяется формированию знаний о способах и правилах выполнения практических работ по охране природы. На основе этих знаний организуется практическое участие младших школьников в деле охраны растений и животных родного края 4

Эффективной формой процесса эстетического воспитания являются экскурсии в природу, на которых дети чувствуют себя свободно. Перед ними ставится задача – рассмотреть, объяснить, потрогать руками, спросить. На экскурсии ученики знакомятся с окружающими явлениями и объектами на основе чувственного опыта. Так, перед осенней экскурсией в природу проводится беседа об осенних красках природы, о листьях растений лесостепной зоны, о голосах птиц, звуках ветра, дождя. Цель экскурсии - раскрыть творческие возможности детей, стимулировать их эстетическое развитие, предложив конкретную содержательную деятельность в природе. Чувственно-эмоциональное восприятие наблюдаемых явлений предлагается дополнить словесно-логическим познанием. На экскурсии обучающимся предлагается активная деятельность по восприятию динамичных природных ситуаций: зарисовать увиденный горизонт, оттенки коры деревьев, форму листьев, послушать голоса птиц.

 Изучение теоретических основ методики формирования эстетических компетенций у младших школьников позволило установить основополагающие принципы данного процесса:

 1. Создание эстетической воспитывающей среды. Важно сделать красивой окружающую жизнь: школьную форму, удобную мебель, двор, школу.

2. Всеобщность и постоянство эстетического воспитания.

3. Единство эстетического и нравственного воспитания.

4. Комплексное воздействие и взаимодействие различных видов искусства и окружающей природы.

5. Принцип творческой самодеятельности младших школьников: активные занятия творческой деятельностью. Сущность эстетического воспитания учащихся российской школы заключается в совершенствовании эстетической культуры личности. Задача современного образования и воспитания - сформировать подлинных субъектов культуры мира с высоким творческим потенциалом 5

 Таким образом, методика формирования эстетической культуры в рамках уроков «Окружающий мир» нацелена на общее развитие младшего школьника в эстетическом, духовном, нравственном и интеллектуальном аспекте. Это достигается систематической, целенаправленной работой учителя: расширением у учащихся знаний об окружающем мире, родной природы, развитием эстетического восприятия, чувства, оценки, вкуса, способностей к эстетическому творчеству.

 

 

Список использованной литературы

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 2 / В.И. Андреев. Казань: Изд. Казанского университета, 2018. – С.202.

2. Арбат, Ю. Путешествие за красотою / Ю. Арбат. - М., 2018. – 177 с.

3. Арина, Н.П. Уроки прекрасного / Н.П. Арина. – М.: Педагогика, 2018. – С.156-159.

4. Бабкин, П.А. Гармонизация базового образования /П.А. Бабкин. - Воронеж, 2019. – С. 122-123.

5. Баранов, С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении /С.П. Баранов - М.: АПН РСФСР, 2018. – С.77-80

6. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учеб. - метод. пособие / Т.А. Барышева. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2020. – С.122-127.


 

Магомедова Софият Сабировна, учитель начальных классов

Магомедова Софият Сабировна, учитель начальных классов

Подобными образами должны стать не только произведения искусства, но и картины природы родного края, своего

Подобными образами должны стать не только произведения искусства, но и картины природы родного края, своего

В уроках «Окружающий мир» уделяется большое внимание правилам индивидуального поведения в природе

В уроках «Окружающий мир» уделяется большое внимание правилам индивидуального поведения в природе

Чувственно-эмоциональное восприятие наблюдаемых явлений предлагается дополнить словесно-логическим познанием

Чувственно-эмоциональное восприятие наблюдаемых явлений предлагается дополнить словесно-логическим познанием

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022