Особенности проведения подвижных игр с детьми с ОВЗ в ДОУ
Местное население Сарапула многонационально, поэтому группу посещают дети разных национальностей. Работа образовательного учреждения строится с учетом принципов ФГОС ДО – обеспечение полноценного развития дошкольника независимо от нации, социального статуса, ограничений здоровья, и приобщение детей к традициям семьи, общества и государства.
В ходе знакомства с детьми в группе компенсирующей направленности выяснилось, что дети не знают, какие народы проживают рядом, и даже какой они сами национальности.
У каждого народа существуют определенные традиции, обычаи и, конечно, свои национальные игры. Испокон в подвижной игре отражались представления народов о чести, смелости, мужестве. Игра развивала силу, ловкость, выносливость, быстроту и красоту движений. В ней дети учились проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Не секрет, что народная подвижная игра перестала быть частью ежедневного детского досуга. Разновозрастное дворовое сообщество перестало быть средой формирования игрового опыта ребенка. Поэтому наш педагогический коллектив решил создать в детском саду среду для развития игрового опыта у детей в народных подвижных играх.
Играть в народные игры любят все мои воспитанники, но они не все успешны в подвижной игре. Особенно сложно для них управление своим поведением и действие по правилам, без которых игра не игра. А ведь подвижные игры захватывающая деятельность, дающая радость движения и одновременно психологическое раскрепощение. Дети в игре постепенно осваивают произвольность, которая ещё не доступна им в бытовой жизни. Привлекательность игры и обеспечивает освоение ребенком встроенных в неё правил.
При разучивании подвижных игр детьми с тяжелым нарушением речи (ТНР) используется традиционная методика. Этапы овладения правилами и алгоритм проведения игры. Но есть и своя специфика компенсирующей работы. На разных этапах разучивания, игры включаются в любые режимные моменты. В алгоритм разучивания игры внесены специальные приемы, облегчающие запоминание названий игр и народностей. Таблица с игрой и картинка кладутся в папку с символом – меткой обозначающим народность выбранной игры. Например: Татарская игра: метка на папке – тюбетейка, удмуртская игра: метка – изображение Лопшо Педунь, башкирская игра – юрта, марийская – национальный барабан и др. Дети по меткам видят какой народности будет сегодня игра.
В период адаптации в новой группе для сбора детей на игру используется звучащая кукла – колокольчик. Затем используются разнообразные приемы сговора на игру: заклички, картинки - метки, считалки
Как наглядную опору для оценки качества выполнения правил в игре мы с детьми применяем четыре маркера – это изображения колобка с полярными настроениями. Позитивные: «Молодцы!» и «Я вами доволен» и с эмоцией сомнения: «Мне кажется не все правильно» и «Я удивлен, у вас были нарушения». Без зрительной опоры ребенок еще не способен к анализу.
На первом этапе, воспитатель через вопросы вместе с детьми анализирует выполнение правил в игре и учит выбирать соответствующий маркер настроения. Картинки – Маркеры по размеру большие, находятся в прозрачных папках.
В дидактических играх, лото, чтении и рассматривании иллюстраций дети знакомятся с костюмом, жилищем, промыслами, кулинарными традициями, музыкальными инструментами народа. В помещении народные подвижные игры могут сопровождаться национальными плясовыми мелодиями. Все это дает желаемые результаты, т. к. активизирует желание играть и вызывает интерес к национальным особенностям народов.
Таким образом, осуществляется интеграция задач всех образовательных областей и коррекционной направленности развития. Понятие о народности и интерес к ней формируется через развивающую среду, созданную в группе, которая включает в себя:
– картотеку народных подвижных игр, с текстовыми таблицами для воспитателя, а для детей картинки – условные обозначения названия игры.
– стенд «Наша Родина – Россия» и плоскостные фигурки в национальной одежде.
Настольные игры типа «Лото»: (которые были разработаны воспитателем)
- «Подвижные игры народов Прикамья»
- «Игры народов России».
В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.