Особенности проведения занятий по вокалу с детьми в мутационный период.
Оценка 4.7

Особенности проведения занятий по вокалу с детьми в мутационный период.

Оценка 4.7
Документация +2
pdf
музыка
Взрослым
14.10.2022
Особенности проведения занятий по вокалу с детьми в мутационный период.
Особенности проведения занятий по вокалу с детьми в мутационный период.
курсовая Выгас И.С. (1).pdf

 

                                                                                                    

 

                                                                                                            МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ») Факультет искусств

Кафедра теории и методики музыкального и эстетического воспитания

 

  

Особенности проведения занятий по вокалу с детьми в мутационный период.

 

Курсовая работа

по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, 

Направленность (профиль) Музыкально-компьютерные технологии


                                                                                                            

Выполнил: студент 21 группы очной формы обучения Выгас Ирина Сергеевна _____________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Феттер Павел Зигфридович

_____________________

(подпись)

 

                                                                                                          

Оценка  ________________

«___» _______________ 20___г.

 

_______________________ 

(подпись)

               

Омск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1.  Теоретические основы занятия пением с детьми подросткового возраста

(12 – 15 лет) в период мутации голоса………………………………...5

1.1. Вокальная педагогика как наука……………..............................................5

1.2. Мутационный период в детском возрасте……………………………....10

Выводы по первой главе………………………………………………………...15

 

ГЛАВА 2. Работа с детским голосом в период мутации……………………...16

2.1.  Основные вопросы охраны детского голоса……………………………...16 2.2.  Методы работы с детским голосом в период мутации…………………..20

Выводы по второй главе………………………………………………………...26

 

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  источников и литературы……………………………………………...29

Введение

Актуальность исследования. Каждый музыкальный инструмент – это своеобразная система взаимодействия составных частей, выполняющих свои  функции. Особенность певческого голоса, как музыкального инструмента в том, что он скрыт внутри музыканта. Мы не можем видеть инструмент, на котором «играем», не можем прикоснуться к нему, что  с одной стороны, ограничивает наше тактильное восприятие, осязание,  но с другой -  открывает двери воображению, чувственному восприятию процесса обучения певческому мастерству.  

Бытует мнение, что обучение пению – это только лишь процесс раскрытия вокального потенциала ребенка, его природного дарования, которого сводится лишь к задаче научиться управлять своим голосом. Но это далеко не так.  Пение оказывает огромное воздействие на развитие личности ребенка в целом, на его интеллектуальное развитие, совершенствует его основные психические функции, положительно влияет на здоровье ребенка, за счет приобретения в процессе обучения навыка глубокого, «полного», диафрагмального дыхания, лечебно – профилактическая функция которого не вызывает сомнений в компетентных кругах.   

Обучение певческому искусству следует  начинать с четкого понимания и разъяснения ребенку составных частей данного искусства: вокально – технических навыков и художественно - эмоциональной составляющей.  Пение – большое, сложное, уникальное искусство, казалось бы, доступное, ведь голос дан каждому человеку, и в то же время  не все обладают именно певческим голосом,  и совсем немногие способны научиться им владеть.  

Вопросы построения занятий на хоровых и сольных отделениях изучали Г.П.

Стулова, О.Н. Леонова, В.Л. Живов, Н.И. Полякова.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Правильный подход к занятиям в это время –  залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, «период мутации – смены голоса – рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков». Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме, а так же психике и влияют на голос.

В своих исследованиях В. Емельянов, В. Морозов, К. Никольская – Береговская, Л.П. Полякова и другие акцентируют внимание на защитных аспектах академического пения в период мутации. 

Вопрос построения занятий пением с учащимися в период мутации весьма актуален. В обычной, не певческой деятельности перемена голоса не является проблемой, не сопровождается болезненными ощущениями, это естественно протекающий период. Но в певческой деятельности и для детей, и для педагоговмузыкантов этот момент очень важен, так как он заметно сказывается на учебном процессе; ведь от правильного построения занятий во время мутации, учета психологического состояния поющего подростка, охраны и гигиены голоса напрямую зависит возможность профессионального будущего юного певца.

К сожалению, современная вокальная педагогика испытывает острый дефицит грамотных детских  педагогов. Любой преподаватель, работающий  с детьми должен понимать, как устроен голосовой аппарат, принципы звукообразования, каковы  условия для удобного, а, следовательно, и правильного формирования певческого звука, что такое нервная система и за что она отвечает в процессе пения. 

Недостаточно профессиональный подход к детскому пению ведет к множеству неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы и даже лечить фониатрические проблемы. 

Цель исследования: рассмотреть особенности  занятий вокалом с детьми в период мутации голоса.

Объект исследования:  процесс занятий вокалом с детьми. 

Предмет  исследования: методы вокальной работы с детьми в период мутации голосом.

Задачи исследования:

1.     Раскрыть физиологические особенности развития детского голоса.

2.     Изучить мутационный период в детском возрасте.

3.     Рассмотреть вопросы охраны детского голоса.

4.     Подобрать методы работы с детским голосом в период мутации.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической и методической литературы. 

Структура исследования:   работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников  и литературы.

 

ГЛАВА 1.  Теоретические основы занятия пеним с детьми подросткового

возраста (12 – 15 лет) в период мутации голоса

1.1. Вокальная педагогика как наука

Вокальная педагогика – особая система обучения сольному и ансамблевому пению, опирающаяся на богатые исполнительские традиции, опыт выдающихся педагогов и мастеров вокального искусства. 

Вокальная речь: 

1.     Средство передачи музыкальной и художественной информации от исполнителя к слушателю, отличающееся от разговорной речи значительно увеличенной мощностью и громкостью звука по средствам глубокого, диафрагмального певческого дыхания;  продолжительностью звучания гласных звуков; наличием певческого тембра, вибрато; особой ролью высокой певческой форманты, сложной системой головного и грудного резонирования.

2.     Особый вид речи, в котором, в отличие от разговорной речи, доминируют гласные [38].

Если обучение речи давно уже приобрело строгие формы научно обоснованной педагогической дисциплины, то  вокальная педагогика до сих пор не имеет одну общепризнанную и общепринятую, регламентированную форму и по сей день остается «недописанной книгой», оставляя пищу для размышлений, творческих изысканий, дискуссий в профессиональных кругах. Современная вокальная педагогика представляет собой исторически сложившийся эмпирический метод обучения, основанный главным образом на интуиции, богатых исполнительных традициях и опыте, как выдающихся мастеров певческого искусства, так и личном профессиональном опыте педагога. Профессия педагогавокалиста одна из труднейших и вместе с тем одна из интереснейших профессий в музыкальной культуре, так как она более тяготеет  к искусству, нежели к науке, открывая широкие просторы для творческого полета, саморазвитию, новых профессиональных изысканий всех вовлеченных и увлеченных певческим искусством лиц. 

Со времен  зарождения профессионального  вокального искусства, методы обучения пению, как правило, окружались ореолом таинственности. Как описывает В.А. Багадуров cтарые итальянские маэстро в строжайшей тайне хранили свои секреты обучения вокальному мастерству: «С какой стати все будут применять мой

секрет, до которого я дошел», говорили они [1].

Такой личностный, в какой-то мере эгоистический подход  к обучению искусству пения до сих пор является одной из причин недостаточного развития вокальной педагогики как науки. Однако  более важной причиной

«недоразвитости» вокальной педагогики на протяжении длительного времени была неспособность самой науки дать достаточно точные сведения о механизмах работы голосового аппарата человека, именно тех данных, которые могли бы лечь в основу построения научно обоснованных методов развития голоса. Поэтому главным методом обучения певческому мастерству всегда являлся и до сих пор еще является метод самонаблюдения и передачи ученику собственных (субъективных) ощущений и исполнительского опыта учителя. Особый интерес в этом отношении, заслуживает профессиональный опыт выдающихся мастеров певческого искусства, описывающих в своих трудах собственное развитие и становление, превращение в артиста певческого жанра. [27].

Вокальная педагогика, опираясь на исполнительскую практику, обобщает ее, вырабатывает методические установки, исходя из задачи служения этой практике. Поэтому методические труды по воспитанию голоса следует рассматривать, учитывая историческую эпоху, в которую они были созданы, национальный колорит, для воплощения которого воспитывались по той или иной  методике певцы. Общезначимыми, применимыми для всех эпох и народов являются только те методические рекомендации, которые отражают общие физиологические

закономерности развития голосового аппарата.

Один из выдающихся  деятелей в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В.А. Багадуров, анализируя историю развития детской вокальной педагогики,  говорил об отсутствии специальных теорий и методик постановки именно детского голоса, выделяя лишь  некоторые особенности работы с детьми, обусловленные возрастными нюансами,  психикой, спецификой детского восприятия музыки и действительности в целом. Разумеется, данные нюансы непременно должны быть учитываемы в работе с детскими голосами при подборе  педагогических приемов обучения пению, но сам технологический процесс обучения соответствует взрослому. » [1].

Таким образом, основа вокального воспитания,  как в профессиональном обучении, так и в рамках музыкального образования в школе  одна.  Эта основа  является базовой как для взрослых певцов, так и для детей, считает А.Г. Менабени, выделяя лишь специфику воспитания детского голоса, обусловленную психологическими особенностями и физиологическими возможностями детей в том, или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное обучение детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале [22].

Обязательным условием правильного построения певческого процесса является распевание. Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка, разогрев голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных вокально-технических  навыков:

-            певческую постановку;

-            опору звука, основанную на глубоком свободном певческом дыхании;

-            высокую вокальную позицию, основанную на поиске, развитии и укреплении головного резонатора;

-            чистота интонации;

-            ровность,  плавность  звучания голоса на протяжении всего диапазона; умение использовать в процессе пения различные  виды звуковедения; четкая дикция, артикуляция. [16].

Все перечисленные вокально-технические  навыки тесно взаимосвязаны между собой, поэтому работать над их приобретением необходимо одномоментно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является сложной задачей для маленького певца – усвоить, что для достижения цели, необходимо одновременно использовать все знания и умения. На первоначальном этапе, по мнению А.В. Захарченко, необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, более скрупулезная  работа над красотой  и правильностью звука, раскрытием  тембра, музыкальной фразировкой, тонкой и разнообразной нюансировкой более сложного музыкального материала, актерской составляющей певческого искусства. [11].

По мнению Г.П. Стуловой, эталоном  универсальности вокальнопедагогических приемов служит «концентрический» метод М.И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он определенно может быть и базой певческого воспитания и обучения детей. Сформулированные М.И. Глинкой требования эффективны в работе как с детьми, так и со взрослыми, как с начинающими певцами, так и с профессионалами певческого жанра. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений М.И.Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса [36].

«Концентрический» метод включает в себя универсальные упражнения, которые разработаны М.И. Глинкой для постоянной, многогодичной, системной работы.  В них собраны и варьированы  элементы, встречающиеся в вокальнохоровых произведениях. Основная идея метода такова:

-            Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.

-            Рабочий диапазон слабого, малоразвитого певчески (как и больного) голоса – всего лишь несколько тонов,  здоровых голосов – октава и более.  И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

-            Работать над постановкой голоса проводится неторопливо и осмысленно, обязателен самоконтроль.

-            Не  допускается форсированного звучания, крика.

-            Петь следует в умеренной динамике (не громко и не тихо).

-            В процессе пения уделять особое внимание качеству, свободе и удобству звука.

-            Работа над ровностью, одинаковостью  силы звучания (как на одном, повторяющемся, на разных звуках, так и на целой фразе). 

-            Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания [36].

Абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь основная задача преподавателя пения - научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Ученики не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык удобного, свободного, а, следовательно, и правильного пользования голосовым аппаратом, несомненно, будет только плюсом  в любой профессиональной деятельности,  связанной с голосовой нагрузкой, и в обычном, каждодневном общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Таким образом, вокальная педагогика – исследование искусства и науки о голосовой инструкции. Вокальная педагогика – это не только постановка певческого голоса. Вокальная педагогика ставит задачи развития комплекса разнообразных способностей ученика. Они касаются как музыкальноартистической, так и вокально-технической стороны искусства пения.  Систематическая работа над различными  вокально-техническими приемами по средствам специальных упражнений приводит к приобретению ценного  навыка – «автоматизма» их применения. Этот принцип заключается в системном, многократном выполнении простейших упражнений, в ходе которых голосовой аппарат  автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

1.2. Мутационный период в детском возрасте.

Взгляды педагогов-вокалистов и врачей-фониатров на мутацию голоса до сих пор неодинаковы и не проработаны полностью, вследствие чего разнятся и мнения о целесообразности продолжения  пения в этот такой нелегкий период.  Общепризнан же факт необходимости бережного подхода и значительного снижения голосовой нагрузки подростка, так как гортань раздражена, нестабильна, что физически не позволяет ребенку управлять своим голосом, тем самым вызывая у него панику и эмоциональный дискомфорт.

Мутацией называют переход детского голоса во взрослый (от лат. mutatio – изменение, перемена). Возрастные границы мутации, по мнению Е.М. Малинина, чаще всего лежат в пределах от 14 до 16 лет у мальчиков и от 12 до 14 лет у девочек [17]. Безусловно, определение данных границ весьма субъективно, в своей педагогической практике я сталкивалась с примерами начала мутационного периода у мальчиков в 11-12 лет и его окончания в 15 лет.

До начала мутационного периода голоса мальчиков и девочек почти одинаковы по диапазону и звучанию, так как гортань не имеет каких-либо отличий, характерных для того или другого пола. В период полового созревания происходит мощный выброс гормонов в кровь, изменение кровообращения организма в целом, рост мышц и костей, внутренних органов,  изменение функционирования желез внутренней секреции. 

Собственно голосовые мышцы формируются к 11 – 12 годам, поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, а затем, по мере взросления, все ярке проявляется механизм грудной фонации, сначала в нижнем, а позже и в верхнем регистре [34]. 

Наступление половой зрелости влечет за собой особо выраженные анатомические изменения  гортанного скелета именно у мальчиков:  хрящи гортани увеличиваются в размерах (более всех щитовидный), начинается стремительный рост голосовых складок с 13 – 14 мм до 20 – 25 мм. Голос при этом понижается на октаву и более. У девочек же эта перемена происходит плавно и порой  вовсе незаметно, так как гортань растет постепенно, равномерно, не меняя своей естественной конфигурации. Длина голосовых связок  увеличивается до 15 – 18 мм, голос опускается  на 2 – 3 тона [17]. 

Как указывает М.Н. Глубоковский, в мутационном периоде условно различают три стадии:

-    начальную;

-    собственно мутационную;

-    стадию завершения мутации [3].

Они характеризуются определенными признаками. Все признаки мутации выявляются:

-    по изменениям в звучании голоса;

-    по субъективным ощущениям поющих детей;

-    при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии) [7].

Начальная стадия – 12 (13) лет. В это время оформляется нервно-мышечная система голосового аппарата. Она становится более сложной (сформировывается голосовая мышца), происходит смена работы механизмов голосообразования, голос  приобретает большую силу, звучность, устойчивость, индивидуальность, появляется тембровый окрас, крепнет и углубляется дыхательная система, ЦНС и детская психика. Несмотря на  интенсивный рост голосового аппарата, в этот период  по-прежнему преобладает краевое смыкание связок. 

Переходные ноты дискантов – ре2 – ми2 (основной прием формирования детского голоса, по мнению И.И. Левидова, «постепенное округление звука во второй октаве от до2 у дискантов и от ля1 у альтов») у альтов – си1 – до2. У девочек – сопрано границами грудного регистра является – ми1 – фа1[19]. 

Признаки приближающейся мутации -  хрипота, скрипучесть, сипота, некая матовость, неровность звука,  неспособность поющего продолжительное время удерживать  чистую интонацию, незначительное сокращение диапазона, небольшое покраснение гортани, слизь,  набухание сосудов. 

Таким образом, начальную стадию мутационного периода в пении ознаменовывает, прежде всего,  сокращение диапазона голоса. Появляется неловкость, покашливание, охриплость и сипота, усталость  в процессе пения, что влечет за собой интонационную неустойчивость. Голос «тускнеет», грубеет, постепенно пропадает звонкость и легкость, полетность. 

Собственно мутационный период – 13 – 15 лет. Совпадает с началом полового созревания у мальчиков и началом менструации у девочек. У мальчиков мутация протекает более сложно и сопровождается ломкой голоса. Как пишет Е.М. Малинина, И.И. Мечников назвал этот период дисгармоничным, так как половое развитие опережает общее физическое созревание организма. Дисгармонично происходит и рост отдельных частей голосового аппарата подростка. Например,  голосовые связки увеличиваются в длину на 6 – 8 мм, а ширина их остается прежней, так как гортань  растет больше в продольном направлении, нежели в поперечном; резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у взрослого юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста происходит дискоординация и в совместной работе дыхания и гортани [21].

Таким образом, все вышеперечисленные явления на начальной стадии прогрессируют. Усиливается охриплость и сипота. Усиливающиеся неприятные, а в некоторых случаях и болезненные ощущение  затрудняют звукообразование и звуковедение, а в  некоторых случаях совершенно не позволяют петь. Значительно укорачивается диапазон, резко сокращается сила звука. В этот период учащиеся могут петь «двумя голосами»: детским и взрослым. При этом голос часто срывается, «петушит». Гортань продолжает претерпевать серьезные изменения, что выражается в сильное покраснение слизистой оболочки, отечности голосовых складок, задней стенки гортани.

Мутация протекает более гладко, если подросток и до ее начала, и во время занимался и занимается пением. У поющего перемена голоса происходит более плавно: связки, «закаленные» грамотной певческой нагрузкой увеличиваются в размере равномерно, отмечается постепенное снижение диапазона по ступеням, к концу мутации голос понижается на октаву и более. 

У мутирующих дискантов быстро пропадают верхние ноты диапазона, а нижние звуки (ля малой октавы и ниже) появляются медленно, что, несомненно является стрессовой ситуацией для активно поющего ребенка. Выход из этой психологически сложной ситуации, несомненно, один, продолжать заниматься пением в самом щадящем режиме, бережно и осторожно обращаясь  с голосом подростка, но ни в коем случае нельзя прерывать занятия.  По мнению Л. Кофлер: «Запрещение петь в годы мутации не только не обосновано, но и вредно, так как оставляет голоса в самое остро - критическое время без контроля и наблюдения»

[17, c. 13]. 

Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и индивидуального гормонального фона.

Формы проявления мутации у мальчиков очень разнообразны. Нередки случаи, когда голос меняется медленно, почти незаметно и для них, и для окружающих, напоминая процесс мутации голоса девочек,  и лишь изредка проявляется небольшая хрипота и утомляемость голоса. Элементы мужского звучания постепенно вплетаются в детское. Но чаще у мальчиков при пении и даже в речи голос начинает срываться, появляются ноты басового тембра, нередко грубого, «лающего» характера, временами перескакивающие на фистулу; затем басовые ноты отмечаются всё чаще и чаще, пока голос не станет мужским.

Встречается и такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика внезапно становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до афонии, которая через некоторое время исчезает, и у мальчика оказывается уже вполне сформировавшийся мужской голос [21].

Длительность процесса перестроения гортани у мальчиков, как и у девочек, занимает чаще всего около года. Однако, если в результате, каких- либо причин половое созревание запаздывает (например, у детей, много болевших в раннем возрасте, слабо развитых физически), значительно отстаёт в развитии и голосовой аппарат, оставаясь на стадии детской гортани. В этом случае голос может остаться инфантильным и у взрослого.

Новая гортань и иные анатомические и физиологические особенности взрослого мужского организма могут оказаться менее благоприятными для образования красивого звучания голоса (характерный пример – Робертино Лоретти). В XVII – XVIII вв. в церковных хорах для сохранения удачной для пения детской конфигурации гортани применяли кастрацию [39].

Для стадии завершения мутации характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении постепенно исчезают, пропадают хрипы и сипота, диапазон начинает расширяться. В завершающей стадии мутации голоса у юношей могут быть еще слабыми по силе звучания и неопределенными по тембру. Часто сложно отличить баритона от тенора. Стадии мутации у девушек обычно выражены не очень ярко. Их голоса крепнут и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у юношей, поэтому тип и характер их голоса выявляется раньше, хотя голоса обычно в этот период не имеют полного диапазона [17].

В мутационный период особое внимание следует уделить подбору репертуара: это могут быть народные песни ограниченного диапазона. Основным требованием является свободное пение без напряжения и без форсирования звука. Задача педагога – сохранить головное звучание (высокую певческую позицию) и перевести его на низкий грудной регистр, постепенно выработать смешанный регистр, а этого можно достичь только при легком, свободном звучании, без большого напряжения вокальных мышц.

Таким образом, переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией. Возрастные границы мутации чаще всего лежат в пределах от 14 до 16 лет у мальчиков и от 12 до 14 лет у девочек. С наступлением половой зрелости у мальчиков происходят выраженные анатомические изменения гортанного скелета: хрящи гортани увеличиваются в размерах (особенно щитовидный), отмечается быстрый рост голосовых складок с 13 – 14 мм до 20 – 25 мм. Голос при этом понижается почти на октаву. У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно. Длина голосовых складок увеличивается до 15 – 18 мм, голос становится ниже на 2 – 3 тона. 

Выводы по первой главе

Вокальная педагогика – это не только постановка певческого голоса. Вокальная педагогика ставит задачи развития комплекса разнообразных способностей ученика. Они касаются как музыкально-артистической, так и технической стороны искусства пения.  Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Мутация голоса наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13 ‒ 15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. 

 

ГЛАВА 2. Работа с детским голосом в период мутации

2.1.  Основные вопросы охраны детского голоса

Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту.

Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка.

Поэтому, пишет Л. Кофлер, «заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту»

[14, с. 5]

Детский и подростковый возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям. Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно в мутационном периоде или после перенесенных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса. 

Частота дисфоний [24] зависит от возраста детей и среды, в которой они проводят больше всего времени. Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрасте от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечается напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна отдышка. 

Дисфонии у детей и подростков чаще возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Ларингоскопическая картина при дисфониях разнообразна и зависит от тяжести голосовых нарушений. Органические дисфонии у детей встречаются чаще, чем функциональные [24 с, 151].

Как надо охранять детский голос:

Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат.

Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице.

В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому, что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и сами голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться [8].

С охрипшими, больными голосами эти дети приходят на урок пения. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред.

В результате постоянного напряжения во время пения можно также повредить голосовой аппарат и потерять естественное звучание голоса (а иногда и вообще возможность петь).

Резкое, напряженное,  крикливое пение точно так же портит голоса учащихся, как и крик в быту.

Кроме того, считает К.Ф. Никольская – Береговая, такое пение некрасиво, нехудожественно, приносит вред самим учащимся и является дурным примером для товарищей, которые их слушают [22].

Громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей вне школьного пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях. Так же можно провести «беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту (в особенности детей, обладающих хорошим голосовым материалом)» [12, с.58].

Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.

Исследования Н.Р. Кочетовой доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии [15].

Для занятий во время периода мутации голоса необходим строгий щадящий режим: учащиеся могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без форсировки, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, то есть возможной средней силы. Диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и индивидуальному диапазону ребенка.

Рекомендуется использовать только средний, наиболее удобный для конкретного ребёнка в данный период, участок диапазона, исключив крайние (верхние и нижние) ноты. Завышение тесситуры может привести к голосовым расстройствам. Время занятий должно быть уменьшено до 25-30 минут, т.к. голос быстро утомляется; через каждые 10 минут пения следует делать перерыв на 3-5 минут. Общее время с перерывами – не более 40 минут в день. Необходимо постоянно помнить о том, что у большинства подростков недостаточно развита тормозная функция коры головного мозга, вследствие чего им самим бывает трудно соизмерять продолжительность и громкость своего пения с ограниченными возможностями их голосового аппарата. Поэтому педагог обязан предупреждать наступление утомления, задавая наводящие вопросы и наблюдая за звучанием голоса и поведением ученика во время урока [13]. 

Для воспитания вокально-музыкальных способностей ребенка, пишет Н.К. Прокопенко, при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха и певческого голоса. Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодий. Как уже отмечалось, слуховые ощущения связаны с мышечными ощущениями, таким образом, в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, т.е. вокально-слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса [25].

Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата в период роста, необходимо как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков. Это особенно касается детейвокалистов. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.) [26].

Следующее не менее важное условие – исключение из деятельности голосового аппарата всех моментов, которые могут изменять его нормальное состояние. В педагогическом процессе, указывает О.В. Далецкий, необходима максимальная простота в пояснении приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные вокально-технические навыки должны прививаться только с целью помочь ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения [4].

Таким образом, такой сложный процесс, как певческое голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулировании процесса голосообразования на всех этапах. Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, воспитатели дошкольных учреждений, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. 

2.2.  Методы работы с детским голосом в период мутации

Методы работы с детским голосом представляют собой совокупность общедидактических и специальных приемов, организующих взаимодействие учителя-хормейстера с учениками-певцами. Следует отметить, что в музыкальной педагогике, в частности вокально-хоровой, как и в педагогической науке в целом, отсутствует единая классификация методов, что существенно затрудняет осмысление этого научного понятии и осознанное его применение на практике.

Первое, пока самое распространенное – «эксплуатационное». Суть его проста:

идет отбор детей, способных более-менее чисто интонировать (там, где есть из кого выбирать) и с ними разучивается репертуар – как детская музыка, так и аранжировка классики. Качество таких хоров зависит от возможности отбора, т.е. от того, где работает хор, каковы «абитуриенты», и от музыкальной и вокальной культуры руководителя, его вокального слуха и возможностей собственного голоса

[36]. 

Момент эксплуатации заключается в том, что с детьми не ведется никакой специальной работы по постановке голоса, в результате чего дети поют каждый в силу своего понимания дела. А понимание таково: если у ребенка нет никаких представлений о голосе, кроме обыденной речи, то этот ребенок будет интонировать речевым голосом, т.е. петь в «грудном» (нефальцетном) регистре по мере его природных звуко-высотных и динамических возможностей (в основном в 1 октаве и громко). 

Такие хоры испытывают трудности в исполнении классики как в тембровом, образном отношении, так и в реализации тесситуры и диапазона. Солистами в таких коллективах становятся особо от природы одаренные дети, причем, не обязательно в вокальном отношении, скорее – в слуховом и координационном, каковых детей, обычно, единицы. Их пение – это выразительная мелодекламация. В таких хорах часты заболевания детей (особенно узелковые ларингиты) и во взрослом состоянии бывшие хористы  эксплуатационных хоров, как правило, не поют [32]. 

Наряду с уже сложившимися мнениями в настоящее время складываются новые методики вокального воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов и его последователи.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания разрабатывалась

Д.Е. Огородновым в течение более чем 25 лет на базе школ-интернатов Ленинградской области и города Москвы. Книга Д.Е. Огороднова «Музыкальнопевческое воспитание детей в общеобразовательной школе»  в сокращенном варианте была переведена на болгарский язык [28].

Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Д.Е. Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность.

Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией.

Д.Е. Огороднов, согласовывая движения рук и певческого аппарата, выделяет их в более сложную, но и одновременно совершенную систему. Автором выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Это Д.Е. Огороднов называет «минимальным шагом программы», что является важнейшей особенностью данной методики, как и применение наглядных схем алгоритмов [28].

Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

художественное тактирование;

работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;

ладо-вокальные жесты;

декламация с жестикуляцией;

вспомогательные движения при вокальной работе над песней;

поиски выразительных движений во время слушания музыки [28].

Первые три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Остальные носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

В работе по постановке голоса в академической манере Д.Е. Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. В помощь педагогам в вокальной работе по алгоритму Д.Е. Огородновым была составлена памятка, в которой содержатся рекомендации автора. Вот лишь некоторые из них:

1.                 Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз.

2.                 Хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же – кладовая тембра. Там же – свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину. 

Д.Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания [28]. 

В свою очередь, Г.П. Стулова в своем научно-методическом исследовании доказывает, что «природе певческого голоса необученных пению детей младшего школьного возраста свойственны все регистры, присущие голосу взрослых» [35, c.

46]. 

Процесс пения – суть движения различных групп мышц. Изначально школьники не обладают основными певческими навыками. Как отмечает

Г.П.Стулова, процесс формирования певческих навыков, как и любых других, происходит не стихийно, а подчиняется определённым закономерностям и выражается в фазовой последовательности:

1.   Нахождение  правильного звукообразования на отдельных гласных звуках средней части диапазона;

2.   Перенесение этих естественных движений голосообразующих систем на пение любых гласных и целых слов в различных участках диапазона голоса при средней силе голоса;

3.   Автоматизация движений голосообразующего комплекса, их шлифовки в процессе выполнения многочисленных вариантов музыкальных заданий при сохранении правильной координации мышечных систем голосового аппарата [35].

Г.П. Стулова предлагает при построении вокально-тренировочных упражнений сглаживать регистровое звучание и использовать принцип, основанный на пении нисходящего поступенного звукоряда при облегчении нижних звуков за счет ослабления динамики и смягчения так называемой атаки звука.

Если все перечисленные направления объединяются тем, что дети обучаются разными способами исполнять музыку, которая далеко не всегда адресована детям и даже не всегда написана с учётом особенностей детского голоса, то следующее направление отличается тем, что музыка пишется специально для детей и специально для развития их вокальных способностей.

Автором этой музыки является В.А. Астрова ‒ композитор, член СК, преподаватель ГМПИ им. Гнесиных. Детям в игровой форме (детская опера) предлагается музыкальный материал оригинальный и с очень постепенно повышающимся уровнем сложности. Работа В.А. Астровой заслуживает внимания всех, кто занимается вокально-музыкальным воспитанием детей [38].

Продолжая традиции Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянов создает «Фонопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение не только среди профессионалов-вокалистов, но и среди простых любителей пения.

Значение термина «фонопедия» В.В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося» [9, c. 112].

Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж». В.В. Емельянов, таким образом, формулирует принципы фонопедического метода развития голоса:

1.   Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации.

2.   Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.

3.   Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций.

4.   Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.

5.   Принцип наблюдаемости – визуальной и осязательной.

6.   Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений ( вибро, баро- и проприорецепция).

7.   Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики [9].

Таким образом, существует множество методик обучения вокалу, но  ни одна из методик не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная. Различные современные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что позволяет сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса.

Выводы по второй главе

Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка.  Для занятий во время периода мутации голоса необходим строгий щадящий режим: учащиеся могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без форсировки, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, то есть возможной средней силы. Диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и индивидуальному диапазону ребенка. Время занятий должно быть уменьшено до 25 – 30 минут, т.к. голос быстро утомляется; через каждые 10 минут пения следует делать перерыв на 3 – 5 минут. Общее время с перерывами – не более 40 минут в день. Педагог обязан предупреждать наступление утомления, задавая наводящие вопросы и наблюдая за звучанием голоса и поведением ученика во время урока. 

Методы работы с детским голосом представляют собой совокупность общедидактических и специальных приемов, организующих взаимодействие учителя-хормейстера с учениками-певцами. Методики Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянова, Г.П. Стуловой нашли широкое применение и в работе хоровых коллективов. Ведущие педагоги-хормейстеры находят практическое применение методических разработок данных авторов и, опираясь на личный опыт и полученные результаты, пытаются создать свою идеальную модель детского хора.  Но ни одна из методик не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная. Различные современные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса.

Заключение

Правильность развитие детского голоса имеет большое значение в становлении взрослеющего ребенка и условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6 ‒ 7 лет, домутационный от 6 ‒ 7 до 13 лет, мутационный ‒ 13 ‒ 15 лет и послемутационный ‒ 15 ‒ 17 лет. В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Знания об особенностях развития голоса в онтогенезе будут способствовать предупреждению стойких голосовых расстройств у детей и подростков.

Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13 ‒ 15 лет. Мутация голоса наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. 

Для занятий во время периода мутации голоса необходим строгий щадящий режим: учащиеся могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без форсировки, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, то есть возможной средней силы. Диапазон произведений должен четко соответствовать возрастному и индивидуальному диапазону ребенка. Время занятий должно быть уменьшено до 25 – 30 минут, т.к. голос быстро утомляется; через каждые 10 минут пения следует делать перерыв на 3 – 5 минут. Общее время с перерывами – не более 40 минут в день. Педагог обязан предупреждать наступление утомления, задавая наводящие вопросы и наблюдая за звучанием голоса и поведением ученика во время урока. 

Методы работы с детским голосом представляют собой совокупность общедидактических и специальных приемов, организующих взаимодействие учителя-хормейстера с учениками-певцами. Существует множество методик обучения вокалу.  Методики Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянова, Г.П. Стуловой нашли широкое применение и в работе хоровых коллективов. Ведущие педагогихормейстеры находят практическое применение методических разработок данных авторов и, опираясь на личный опыт и полученные результаты, пытаются создать свою идеальную модель детского хора. 

Но ни одна из методик не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная. Различные современные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что позволяет сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1.     Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики: в  3-х ч. Ч. 1 / В.А. Багадуров. – М: Музгиз, 1956. – 247 с. 

2.     Вербов, А.М. Техника постановки голоса / А.М. Вербова. – СПб: Лань, 2016. – 64 с.

3.     Глубоковский, М.Н. Гигиена голоса / М.Н. Глубоковский. – СПб: Ленанд, 2018. – 136 с.

4.     Далецкий, О.В. Школа пения  (из опыта педагога), учебное пособие / О.В.

Далецкий. – М.: МГУКИ, 2007. – 156 с.

5.     Дмитриев,  Л.Б. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриева. – М.: Медицина, 1990. – 272 с. 

6.     Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев.  – М.: Музыка, 2012. – 368 с.

7.     Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб: Лань, 2015. – 176 с. 

8.     Захарченко, А.В. Главное о детском голосе на занятиях вокала / А.В. Захарченко, В.Н. Паламарчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7. – С. 106–110. 

9.     Иванов, А.И. Искусство пения: учеб. пособие / А.И. Иванов. – СПб: Лань, 2018. – 212 с.

10. Исаева, И.О. Эстрадное пение. Экспресс – курс развития вокальных способностей, 2008. – 319.

11. Кац, М. Ваш голос. Секреты вокального мастерства / М. Кац . – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 192 с.

12. Квернадзе, Е. Базовое вокальное пение. Авторская методика / Е. Квернадзе. – СПб: Скифия, 2017. – 216 с.

13. Колпикова, О.П. Вокальная подготовка / О.П. Колпикова, Ю.Н. Кузнецова. – СПб: ПСТГУ, 2017. – 68 с.

14. Кофлер, Л. Забота о голосе. Золотое правило здоровья: учеб. пособие / Л.

Кофлер. – СПБ: Лань, 2018. – 64 с.

15. Кочетова, Н.Р. Вокальная техника и ее значение: учеб. пособие / Н.Р.

Кочетова. – СПб: Лань, 2017. – 52 с.

16. Левидов, И.И. Детское пение и охрана голоса детей / И.И. Левидов. – Л.:

ДХВД, 1935. – 72 с. 

17. Малинина, Е.М. Смена голоса мальчиков и девочек в переходном возрасте / Е.М. Малинина. – М.: АПН РСФСР, 1953. – С. 42 – 63. 

18. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени. – М:

Просвещение, 1987. – 96 с. 

19. Методики обучения вокалу // Международная Ассоциация Музыкального

                Искусства.           Живая           Гармония.           –           Режим           доступа:

https://www.vivaharmony.ru/metodiki_obucheniya_vokalu/

20. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967. – 204 с.

21. Морозов, Л.Н. Школа классического вокала / Л.Н. Морозов. – СПб: Лань, 2013. – 48 с.

22. Никольская – Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX – XX веков / К.Ф. Никольская – Береговская. – М.: Языки русской культуры. – 1998.

– 192 с.

23. Огороднов, Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания  / Д.Е. Огороднов. М., 2013. – 29 с.  

24. Оториноларингология: учебник / Д. И. Заболотный, Ю.В. Митин, С.Б. Безшапочный, Ю.В. Деева. ‒ К.: ВСИ «Медицина», 2010. ‒ 496 с. 

25. Прокопенко, Н.К. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей ‒ вокальная студия «Планета детства» / Н.К. Прокопенко. – Режим доступа: http://xn‒i1abbnckbmcl9fb.xn

26. Рамзина, И. Обучение вокалу. Уроки вокала. Как научиться петь? – Режим доступа: https://vocalmechanika.ru/

27. Романенко, В.В. Учись импровизировать / В.В. Романенко. – СПб: Лань, 2018.

– 132 с.

28. Сонки, С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук / С.М. Сонки. – СПб: Лань, 2017. – 184 с.

29. Стулова, Г.П. Акустические основы вокальной методики / Г.П. Стулова. – СПб: Лань, 2015. – 144 с.

30. Стулова, Г.П. Теория и методика обучения пению / Г.П. Стулова. – СПб:

Лань, 2017. – 140 с.

31. Хрестоматия по методике обучения вокалу / сост. Л.П. Полякова, С.А.

Широкова. – Екатеринбург, 2014. – 74 с.

32. Шорин, И. Развитие, воспитание и охрана певчего голоса / И. Шорин // Самодеятельный хор и работа с ним.– М., 1959.

33. Штокхаузен, Ю. Вокальная школа: учеб. пособие / Ю. Штокхаузен. – СПб:

Лань, 2018. – 172 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


32

 

 

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

Омск, 2021 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………

Омск, 2021 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………

Бытует мнение, что обучение пению – это только лишь процесс раскрытия вокального потенциала ребенка, его природного дарования, которого сводится лишь к задаче научиться управлять своим…

Бытует мнение, что обучение пению – это только лишь процесс раскрытия вокального потенциала ребенка, его природного дарования, которого сводится лишь к задаче научиться управлять своим…

В своих исследованиях В. Емельянов,

В своих исследованиях В. Емельянов,

Изучить мутационный период в детском возрасте

Изучить мутационный период в детском возрасте

Современная вокальная педагогика представляет собой исторически сложившийся эмпирический метод обучения, основанный главным образом на интуиции, богатых исполнительных традициях и опыте, как выдающихся мастеров певческого искусства,…

Современная вокальная педагогика представляет собой исторически сложившийся эмпирический метод обучения, основанный главным образом на интуиции, богатых исполнительных традициях и опыте, как выдающихся мастеров певческого искусства,…

Вокальная педагогика, опираясь на исполнительскую практику, обобщает ее, вырабатывает методические установки, исходя из задачи служения этой практике

Вокальная педагогика, опираясь на исполнительскую практику, обобщает ее, вырабатывает методические установки, исходя из задачи служения этой практике

Кроме того, вокальное обучение детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале [22]

Кроме того, вокальное обучение детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале [22]

По мнению Г.П. Стуловой, эталоном универсальности вокальнопедагогических приемов служит «концентрический» метод

По мнению Г.П. Стуловой, эталоном универсальности вокальнопедагогических приемов служит «концентрический» метод

Работа над ровностью, одинаковостью силы звучания (как на одном, повторяющемся, на разных звуках, так и на целой фразе)

Работа над ровностью, одинаковостью силы звучания (как на одном, повторяющемся, на разных звуках, так и на целой фразе)

Мутационный период в детском возрасте

Мутационный период в детском возрасте

Голос при этом понижается на октаву и более

Голос при этом понижается на октаву и более

Признаки приближающейся мутации - хрипота, скрипучесть, сипота, некая матовость, неровность звука, неспособность поющего продолжительное время удерживать чистую интонацию, незначительное сокращение диапазона, небольшое покраснение гортани, слизь,…

Признаки приближающейся мутации - хрипота, скрипучесть, сипота, некая матовость, неровность звука, неспособность поющего продолжительное время удерживать чистую интонацию, незначительное сокращение диапазона, небольшое покраснение гортани, слизь,…

Мутация протекает более гладко, если подросток и до ее начала, и во время занимался и занимается пением

Мутация протекает более гладко, если подросток и до ее начала, и во время занимался и занимается пением

Встречается и такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика внезапно становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до афонии, которая через некоторое время исчезает, и у…

Встречается и такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика внезапно становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до афонии, которая через некоторое время исчезает, и у…

Таким образом, переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией

Таким образом, переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией

В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности

В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности

Дисфонии у детей и подростков чаще возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей

Дисфонии у детей и подростков чаще возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей

Так же можно провести «беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту (в особенности детей, обладающих хорошим голосовым материалом)» [12, с

Так же можно провести «беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту (в особенности детей, обладающих хорошим голосовым материалом)» [12, с

Завышение тесситуры может привести к голосовым расстройствам

Завышение тесситуры может привести к голосовым расстройствам

При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков

При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков

Следует отметить, что в музыкальной педагогике, в частности вокально-хоровой, как и в педагогической науке в целом, отсутствует единая классификация методов, что существенно затрудняет осмысление этого…

Следует отметить, что в музыкальной педагогике, в частности вокально-хоровой, как и в педагогической науке в целом, отсутствует единая классификация методов, что существенно затрудняет осмысление этого…

Сторонниками таких взглядов являются

Сторонниками таких взглядов являются

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе: ‒ художественное тактирование; ‒ работа по алгоритму постановки голоса…

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе: ‒ художественное тактирование; ‒ работа по алгоритму постановки голоса…

Д.Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания [28]

Д.Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания [28]

Автором этой музыки является В

Автором этой музыки является В

Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций

Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций

Общее время с перерывами – не более 40 минут в день

Общее время с перерывами – не более 40 минут в день

Мутация голоса наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания

Мутация голоса наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания

Но ни одна из методик не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная

Но ни одна из методик не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная

Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия /

Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия /

Малинина, Е.М. Смена голоса мальчиков и девочек в переходном возрасте /

Малинина, Е.М. Смена голоса мальчиков и девочек в переходном возрасте /

Сонки, С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук /

Сонки, С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук /

32

32
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2022