Особенности проведения занятия
«Введение в образовательную программу»
Введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.
Психологические особенности вводного занятия:
- преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
- создание имиджа педагога дополнительного образования;
- определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
- предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
- создание атмосферы быстрого знакомства.
Организационные особенности:
- быстрое включение детей в деятельность;
- использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).
Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:
- создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
- познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
- познакомить детей с учреждением и детским объединением;
- выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
- получить необходимую информацию друг о друге;
- вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Структура вводного занятия
I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
—дети знакомы друг с другом,
—педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
2 этап — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
• описание содержания и результатов первого года занятий,
• объяснение основных этапов овладения мастерством,
• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,
• знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,
• рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
• выставка детских творческих работ;
• стенгазета или рукописный журнал;
• альбом-летопись детского объединения;
• фотографии, слайды и видеофильмы;
• знаки отличия кружковцев;
• награды детского объединения и его воспитанников;
• выставка книг и периодической печати;
• информационный стенд.
3 этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
• тесты или тестовые задания;
• конкурсы и соревнования;
• познавательные игры;
• выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
• внесения корректив в образовательную программу;
• разработки индивидуальных заданий;
• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.
4 этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
• выставочные стенды и музей учреждения;
• кабинеты администрации;
• детские объединения сходного профиля;
• столовая;
• актовый зал;
• туалеты для мальчиков и девочек;
• гардероб.
О чем необходимо помнить при проведении занятия
Ошибки несоответствия.
- Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.
- Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.
- Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.
Ошибки необеспеченности.
- У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.
- Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.
- Недостаток, неверный расчет времени.
- Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.
Методические ошибки проведения занятия.
- Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.
- Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.
- Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.
- Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.
Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.